Татьяна Щербинина
Консультация-практикум для родителей «Ловкие пальчики — правильная речь»
▼ Скачать + Заказать документы
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а
умелые руки снова способствуют развитию мозга»
И. П. Павлов
Развитие мелкой моторики, обучение сознательному управлению органами артикуляционного аппарата, выработка воздушной струи, различение звуков на слух – основные методы формирования правильной речи ребенка.
Публикация «Консультация-практикум для родителей „Ловкие пальчики — правильная речь“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребенка.
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, тем самым активизируя речь ребенка.
Таким образом, тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
Уникальным средством развития речи являются пальчиковые игры и упражнения. Пальчиковые игры способствуют развитию речи, творческой деятельности. Они как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети повторяют движения взрослых, активизируя моторику рук, тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковые игры – это инсценировки каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулируют развитие мышления, внимания, воображения, воспитывают эмоциональную выразительность, быстроту реакции. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь становится более выразительной. Также они дают пальчикам полноценный отдых, и кроме того, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стихи помогают детям снять моральное напряжение.
Таким образом, использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям:
• улучшить звукопроизношение и обогатить лексику;
• подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят старшего дошкольного возраста;
• развивать внимание, терпение, внутренний тормоз – умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;
• стимулировать фантазию, проявлять творческие способности;
• ориентироваться в пространстве;
• если ребенок – маленький левша, то помочь ему успешно адаптироваться в мире правшей.
Кроме пальчиковых игр полезен массаж и самомассаж пальцев рук. Самомассаж пальцев рук – стимуляция активных точек при помощи различных приспособлений: грецкие орехи, колючие шарики, валики, массажные мячи, су джоки, сухой бассейн. Упражнения с использованием эспандера способствуют развитию силы кисти и пальцев рук.
Практикум
Упражнения:
1. Большой палец соединяется с каждым 4 раза
Снегирь, и сорока, и клест, и синицы -
Зимуют у нас эти чудные птицы.
А чтоб они жили по-прежнему с нами,
Мы будем кормить их, конечно же, сами.
2. Сжимать эспандер
Сжать кольцо поможет нам
Сила с волей пополам,
Станут пальчики сильнее,
А головушка умнее.
2. Катать массажный мяч между ладонями
Гладила мама-ежиха ежат:
Что за пригожие детки лежат,
Спинку поглажу, животик потру,
Нравится очень это ежу.
К каждой иголочке я прикоснусь
И мне неважно, что я уколюсь
3. Катать грецкий орех
Я катаю свой орех,
Чтобы был круглее всех.
Крепко в кулачок зажми,
Да смотри, не урони.
В другую руку передай,
Сжимать снова начинай.
Ладошкам надо отдохнуть,
Орех в коробочку вернуть.
(по О. И. Крупенчук)
4. Сухой бассейн для рук способствует нормализации мышечного тонуса, стимуляции тактильных ощущений, увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук, формирование произвольных движений пальцев рук.
В этой баночке не соль,
А разноцветная фасоль.
На дне – игрушки для затей,
Мы их достанем поскорей.
Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулачки сжимаем.
1, 2, 3, 4, 5 –
Начинаем разгибать.
5. Кинезиологические упражнения
Кинезиология – это наука о мышцах и выполняемых ими движениях. Кинезиологические упражнения, иначе называемые «гимнастикой мозга», направлены на развитие межполушарного взаимодействия, повышают стрессоустойчивость, улучшают мыслительную деятельность.
Мы играли в ладушки,
Жарили оладушки. ( одновременно поворачиваем ладони: одну
Так пожарим, повернем вверх, другую вниз
И опять играть начнем.
Вот ладонь, а вот кулак, (левая рука - ладонь, правая - кулак)
Все быстрее делай так.
Лягушка хочет в пруд, (Кулак, ребро, ладонь)
Лягушке скучно тут. (кулак, ребро, ладонь)