Получи документы

Консультация-презентация «Использование метода проблемных ситуаций в работе с детьми дошкольного возраста»

Наталья Пименова
Консультация-презентация «Использование метода проблемных ситуаций в работе с детьми дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей

«Использование метода проблемных ситуаций в работе с детьми дошкольного возраста»

Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания.

Система методов проблемного обучения.

Публикация «Консультация-презентация „Использование метода проблемных ситуаций в работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах

Система общих методов (наиболее известна номенклатура методов, предлагаемая М. Н. Скаткиным и И. Я. Лернером) :

1) Объяснительно иллюстративный;

2) Репродуктивный;

3) Проблемное изложение;

4) Частично-поисковый;

5) Исследовательский метод.

Которые в свою очередь делятся на:

1) метод монологического изложения - педагог сам объясняет сущность новых понятий, фактов, дает детям готовые выводы науки, но это делается в условиях проблемной ситуации форма изложения - рассказ, лекция.

2) метод рассуждающего изложения - Первый вариант - создав проблемную ситуацию, педагог анализирует фактический материал, делает выводы и обобщения.

Второй вариант - излагая тему, педагог пытается путем поиска и открытия ученого, то есть он как бы создает искусственную логику научного поиска путем построения суждений и умозаключений на основе логики познавательного процесса. Форма - беседа лекция.

3) метод диалогического изложения - диалог педагога с коллективом детей. Педагог в созданной им проблемной ситуации сам ставит проблему и решает её, но с помощью детей, то есть они активно участвуют в постановке проблемы выдвижения предположений, и доказательства гипотез. Деятельности детей присуще сочетание репродуктивного и частично-поискового методов обучения (при котором педагог организует участие детей в выполнении отдельных шагов поиска решения проблемы.). Основы формы преподавания - поисковая беседа, рассказ.

4) метод эвристических заданий - открытие нового закона, правила и тому подобное совершается не педагогом, при участии детей, а самими детьми под руководством и с помощью педагога. Формой реализации этого метода является сочетание эвристической беседы и решением проблемных задач и заданий. Эвристическая беседа это вопросно-ответная форма обучения, когда педагог вместо сообщения детям готовых знаний заставляет их прийти к новым понятиям и выводам. Осуществляется это путем правильно поставленных вопросов со стороны педагога и задействования детьми своего опыта, имеющихся знаний и наблюдений.

5) метод исследовательских заданий - организуется педагогом путем постановки перед воспитанниками теоретических и практических исследовательских заданий имеющие высокий уровень проблемности. Воспитанник совершает логические операции самостоятельно, раскрывая сущность нового понятия и нового способа действия. По форме организации исследовательские работы могут быть разнообразны: эксперимент, экскурсия и сбор фактов, конструирование и модулирование.

6) метод программированных заданий - этот метод при котором учащиеся с помощью, особым образом, подготовленных дидактических средств может приобретать новые знания и новые действия.

Достоинства проблемного обучения

• способствует развитию умственных сил учащихся (противоречия заставляют задумываться искать выход из проблемной ситуации затруднения); самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, выбор плана решения и т. д.); развитию творческого мышления (поиск самостоятельного нестандартного решения).

проблемное обучение обеспечивает и более прочное усвоение знаний (то, что добыто самостоятельно лучше усваивается и на долго запоминается); развивает аналитическое мышление (проводится анализ условий, оценка возможных вариантов решений, логическое мышление (требует доказательств правильности выбираемого решения, аргументации).

проблемное обучение вооружает школьников методами познания окружающей действительности, развивает умения и навыки целесообразного наблюдения, воспитывает способность к обобщениям и выводу основных закономерностей с обоснованием их, прививает вкус к доступной исследовательской работе.

• учащиеся быстрее осмысливают сущность изучаемого явления и дают обоснованные ответы. У них развиваются познавательные потребности и интерес, воспитывается убежденность в знаниях, так как учащиеся сами выдвигают гипотезы и сами доказывают их.

Недостатки проблемного обучения.

• не всегда легко сформулировать учебную проблему,

• не весь учебный материал можно построить в виде проблем;

проблемное обучение не способствует отработке навыков,

• не экономично – требует больших затрат времени.

Проблемное обучение в детском саду - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.

Поэтому основная суть проблемного обучения в постановке перед ребенком проблемы, познавательной задачи, создания условий для исследования путей и способов ее решения, т. е. развитие проблемного видения. Напомним, что само понятие проблема означает

Проблема означает - «сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования» (словарь Ожегова)

Понять, как «включается» механизм мышления ребёнка при решении той или иной проблемы мы можем увидеть, если обратимся к заданию, предложенному в ходе эксперимента с дошкольниками психологом Вераксой Николаем Евгеньевичем.

Практическое задание с воспитателями «Коробочка» :

Ребенку предъявлялась пустотелая картонная коробочка в форме вытянутого прямоугольного параллелепипеда. Внутри коробочки находился свободно перемещавшийся груз. Наклон коробочки в сторону вызывал соответствующее перемещение груза и, следовательно, смещение центра тяжести всей системы «груз — коробочка».

Экспериментатор, не раскрывая особенностей внутреннего строения коробочки, на расстоянии 2—3 м показывал её ребенку. Затем, придерживая рукой, располагал коробочку на столе так, чтобы большая её часть выступала над краем стола. Предварительно груз внутри коробочки перемещался так, чтобы в этом положении она не падала. Продолжая придерживать коробочку рукой и создавая тем самым иллюзию её падения, экспериментатор задавал ребенку вопрос: «Что будет с коробочкой, если я перестану её держать?» Дальнейшие действия экспериментатора зависели исключительно от ответов детей.

Как правило, дети говорили, что коробочка упадет. В этом случае экспериментатор поднимал руку и обращал внимание ребенка на то, что коробочка не упала. Затем экспериментатор брал коробочку в руки и спрашивал ребенка: «Что будет с коробочкой, если я опять положу её точно так же и не буду держать? Она упадет или нет?» Если ребенок говорил «не упадет», экспериментатор, прежде чем поставить коробочку на край стола, вызывал её наклоном смещение центра тяжести и, отпуская коробочку, показывал её падение. Каждый раз, действуя подобным образом, экспериментатор в зависимости от ответа располагал груз внутри коробочки так, чтобы показать ребенку несоответствие его предсказания реально наблюдаемой картине. Процедура прекращалась, если ответы детей переставали варьировать.

В ситуации с коробочкой дети видят, что предмет обладает противоречивыми свойствами (может упасть, а может и не упасть, ищут ответ на вопрос, почему не упал или упал. Для объяснения причины противоречия используют предположения (по словам Н. Е. Вераксы демонстрируют наличие «неотчётливых» знаний) - «там волшебное», «там специальное», «это фокус», некоторые делают предположения более конкретные «там что-то тяжёлое, «там что-то приклеено», «вы поворачивали коробочку – в ней что-то шуршало».

Т. е., дети для решения проблемы «почему коробочка упала, если упасть была не должна» подключали часть своего имеющегося опыта. Они знали, что если большая часть предмета «свисает» со стола, то предмет под действием своего веса упадёт. Одновременно с этим, для решения возникшей проблемы, они должны были найти новые, не известные им элементы. «Что же могло удержать коробочку на столе?»

«Особенности проблемного обучения».

Важно отметить, что знания и способы деятельности при проблемном обучении не преподносятся детям в готовом виде, не предлагаются правила или инструкции. Материал не дается, а задается как предмет поиска. И весь смысл обучения как раз и заключается в стимулировании поисковой деятельности дошкольника.

Технология проблемного обучения максимально сближает процесс обучения с процессом мышления. Она предполагает не только усвоение результатов научного познания, но и самого пути познания, способов творческой деятельности. Технология проблемного обучения опирается на закономерности психологии мышления.

Следует помнить, что технология проблемного обучения применима в работе с дошкольниками при условии, что проблемная ситуация, предлагаемая взрослым, находится в «зоне ближайшего развития», чтобы ребенок мог разрешить ее только на грани своих возможностей, при максимальной активации своего интеллектуального, творческого и мотивационного потенциала. Сотрудничество ребенка и взрослого при обучении в ЗБР осуществляется в проблемной ситуации, с которой ребенок справляется благодаря помощи взрослого.

«То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве … завтра он становится способен выполнять самостоятельно» (Л. С. Выготский).

Технология проблемного обучения - это специально созданная совокупность специфических приемов и методов, которые способствуют формированию самостоятельной познавательной деятельности ребенка и развитию творческого мышления.

Структурные единицы проблемного обучения

Структурными единицами или формами организации проблемного обучения являются проблемный вопрос, задача и ситуация. Чем же отличаются перечисленные выше формы организации проблемного обучения?

Рассмотрим их особенности.

Проблемный вопрос.

Ответ на проблемный вопрос подразумевает необходимость рассуждения, а не просто воспроизведение знаний. Это вопросы «почему?», «зачем»?

Например, какие птицы наших краёв улетают на юг последними? (просто вопрос)

Почему дикие утки и гуси улетают на юг последними? (проблемный вопрос).

Почему утка плавает, а курица нет?

Почему обувь не делают из железа?

Проблемная задача.

Проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос?

Например:

- Одна подруга живёт на юге и никогда не видела снега. Другая - живёт на Крайнем севере. Там снег никогда не тает.

Что можно сделать, чтобы подруга, живущая на севере, увидела деревья и цветы, а подруга, живущая на юге, увидела снег и льды. Однако, переезжать они не хотят.

Ещё задача.

- Дети слепили двух одинаковых снеговиков. Один растаял через неделю, а другой стоял до донца зимы.

Почему?

- Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает.

Как ему помочь?

Проблемная ситуация наиболее сложная форма проблемного обучения.

При решении проблемной ситуации возникает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности. В каждой проблемной ситуации можно выделить её основные компоненты:

- неизвестное, т. е. усваиваемое ребенком новое знание или способ деятельности;

- познавательная деятельность;

- творческие возможности и достигнутый ребёнком уровень знаний.

Практические задания с воспитателями – опыт с шариками из разных материалов

Воспитатель предлагает детям по наклонной доске прокатить шарики из разных материалов (деревянные, пластмассовые, резиновые, стеклянные, металлические). Дети выполняют действия и видят, что все шарики скатываются, а металлические останавливаются посередине доски.

Неизвестное в данном случае – почему только металлический шарик остановился посередине доски.

Возникло противоречие: шарик должен скатиться, но не скатился.

Дети задумываются, пытаются высказать свои предположения. Те, кто не знаком со свойствами магнита – в затруднении.

Далее наступает момент познавательной деятельности. Дети обследуют доску, чтобы найти причину остановки металлических шариков. Проявляют свои творческие способности – что-то предполагают. Если у кого-то уже имеются знания о свойствах магнита, могут правильно разрешить возникшее противоречие без обследования доски. Обследование доски и находка закреплённого с её обратной стороны магнита полностью разрешает возникшее противоречие у всех детей. Такое знакомство со свойствами магнита запомнится лучше всех рассказов взрослых, т. к. основано на эмоциональном восприятии.

Данная проблемная ситуация была специально создана воспитателем, но очень часто проблемные ситуации возникают естественно. В этом случае воспитатель обязан помочь детям увидеть противоречие, несоответствие, замеченное одним ребенком (или несколькими, и включить их в активную поисковую деятельность.

Практическая работа с воспитателями – опытс с металлической крышкой от кастрюли с бортиками

Играя летом с водой на участке, у ребёнка возник вопрос, почему металлическая крышка не тонет. Прежний опыт и знания ребёнка о свойствах материалов идут в противоречие с данным открытием. Ребёнок уже знает, что металлические предметы тяжёлые и в воде тонут.

На примере данной проблемной ситуации рассмотрим алгоритм её решения, состоящий из 5 этапов

постановка проблемы – «Почему металлическая крышка не утонула?»

актуализация знаний детей – «Металл тяжёлый, все предметы, сделанные из металла, в воде тонут»

выдвижение гипотез, предположений – «Эта крышка лёгкая»,

«Крышка лежит на воде, она большая, широкая, поэтому не утонула»

проверка решения – «Крышку переворачиваем вниз бортиками – она тонет. Бортики держали крышку? (наполняем крышку песком – крышка тонет. Чем же заполнена крышка с бортиками? (воздухом)».

введение в систему знаний – «Воздух позволяет удержать крышку с бортиками на воде, т. к. воздух легче воды»).

Рекомендации по развитию проблемного видения у дошкольников :

• Нацеливайтесь на развитие творческих способностей ребенка, помните, что каждый ребенок талантлив.

• Не раскрывайте истину, а научите ее находить с помощью рассуждений, наводящих вопросов.

• Постоянно открывайте перед детьми «тайну двойного во всем» (в каждом предмете, явлении, факте). «Тайна двойного» - это наличие противоречия в объекте, когда что - то в нем хорошо, а что-то - плохо (например, солнце – это хорошо, потому что светит, греет; но солнце - это и плохо, потому что сушит, жжет).

• Учите детей разрешать противоречия. Используйте игровые или сказочные задачи (например, чтобы перенести воду в решете, надо изменить агрегатное состояние вещества: вода - лед).

• Играйте каждый день. Темы: «Антонимы», «Чем похожи.», «Чем может быть. листок, палочка и т. п.», «Если бы ты превратился в.» (Используйте «Грамматику фантазии» Д. Родари).

• Беседуйте с детьми на исторические темы (например, «История изобретения колеса. карандаша.»).

Рекомендации по стилю общения с детьми

• Выслушивайте каждого желающего.

• Давайте только положительные оценки. Вместо «правильно» лучше говорите «интересно», «необычно», «любопытно», «хорошо».

• Во время бесед идите за логикой ребенка, а не навязывайте своего мнения. Учите детей возражать Вам и друг другу, но возражать аргументированно, предлагая что-то взамен или доказывая.

• Если в группе есть яркий лидер, со временем переключайте его на какую-либо деятельность и беседуйте с детьми уже без него.

• В развитии творческих способностей детей используйте активные формы обучения - групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры, групповые и индивидуальные проекты.

Строки детского писателя С. Я. Маршака, написанные много лет назад, как никогда актуальны и в наши дни.

Он взрослых изводил вопросом «почему?»

Его прозвали «маленький философ».

Но только вырос он, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не задает вопросов «почему?»

Задача педагога - не дать угаснуть желанию ребёнка познавать окружающий мир, поднимаясь по интеллектуальной лестнице.

На каждую из ступенек лесенки дошкольник обязательно должен подняться. Если какую - то из них пропустит, то дотянуться до следующей ему будет значительно труднее. Если же он очень быстро побежит по лесенке, значит, эти ступеньки он уже «перерос» - и пусть бежит. Но впереди обязательно появится такая ступенька, перед которой он приостановится. И возможно, что здесь ему надо будет помочь.

Публикации по теме:

Использование тренажеров в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, определяющего здоровье нации, уровень благосостояния и стабильности общества,.

Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста Потешки-это жемчужина устного народного творчества, это первые художественные произведения, которые слышит ребёнок в детстве. Потешки просты,.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста Вода и массаж как лечебные профилактические средства были известны еще в глубокой древности. Их благотворное воздействие на организм человека.

Консультация для воспитателей «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста» 1,2,3 слайды – Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье рассматривается.

Консультация для воспитателей «Использование проблемных ситуаций на занятиях по ИЗО деятельности» Использование проблемных ситуаций в детском саду на занятиях по Изо деятельности, положительно влияет на развитие у детей творческого мышления,.

Педсовет для воспитателей «Использование проблемных ситуаций на занятиях с детьми дошкольного возраста» Педагогический совет. Воспитатель: Купцова О. Н. Тема: «Использование проблемных ситуаций на занятиях с детьми дошкольного возраста". Цель:.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста .

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» Автор: Сариева Надежда Николаевна, воспитатель МКДОУ.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Я инструктор по физической культуре и сегодня я хотела бы поделиться с Вами своим опытом работы. Тема: Использование здоровьесберегающих.

Статья «Эффективность метода кинезиологии в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста» Перед дошкольными учреждениями стоит задача всестороннего развития детей и подготовки их к поступлению в школе. В последнее время отмечается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация-презентация «Использование метода проблемных ситуаций в работе с детьми дошкольного возраста»
Опубликовано: 19 марта 2016 в 20:25
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД