Мария Грицова
Консультация психолога «Агрессивное поведение»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация психолога
[/i]
Агрессивное поведение
Агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.
Можно выделить вербальную и физическую агрессию.
Публикация «Консультация психолога „Агрессивное поведение“» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Вербальная агрессия – это жалобы, крик, агрессивные фантазии, дразнилки и оскорбления.
К физической агрессии относятся: разрушение продуктов деятельности другого, уничтожение или порча вещей, угрозы и запугивания и, наконец, непосредственное физическое нападение (укусы, царапанье, хватание за волосы, использование оружия – палок, кубиков и пр.).
Каждый агрессивный акт имеет определённый повод и осуществляется в конкретной ситуации.
Гнев и агрессия – это чувства вторичные и происходят от переживаний другого рода, таких, как боль, страх, обида (например, старший брат проявляет агрессию к младшему, т. к. ему кажется, что родители младшего «больше любят» - это результат невысказанной боли и обиды).
Причина возникновения боли, страха и обиды – в неудовлетворении потребностей. Каждый человек, независимо от возраста, нуждается в любви, понимании, признании, чтобы он был успешен, уважал себя. Любая эта потребность может оказаться неудовлетворённой, и это приведёт к страданию, а возможно и «разрушительным» эмоциям.
Негативное поведение ребёнка – это крик о помощи. Особенно это касается совсем маленьких детей, которые просто не могут нормальными словами, как взрослые, назвать то, что с ними происходит.
Следует не забывать о том, что вспышки гнева могут быть вызваны любым ощущением дискомфорта, голодом, усталостью или стрессом.
Но тем не менее, в большинстве случаев детская агрессия – абсолютно естественная вещь. Проблема не в самой детской агрессивности как реакции на внешние раздражающие факторы, а в способах её выражения.
Причины агрессии:
- кризис 3-х лет;
- при воспитании не уделяется достаточное внимание одному из главных табу: нельзя причинять вред другому;
- агрессия как заимствованная форма поведения – в этом случае необходимо этот источник знаний скорректировать (это может быть поведение значимых взрослых людей, сверстников, мультфильмы, видеофильмы, компьютерные игры);
- семейная атмосфера (например, агрессивное поведение взрослых по отношению к детям или друг к другу);
- физические наказания;
- невозможность или неумение выплеснуть напряжение другим способом.
Что делать?
- важно, чтобы в семье были чёткие правила и одинаковые требования к ребёнку у всех окружающих его взрослых. Тогда у ребёнка будет меньше шансов манипулировать своей агрессивностью, он не сможет сказать, что: «Мама плохая, потому что не даёт смотреть телевизор, а папа хороший, потому что разрешает.
- поддерживайте ребёнка в обучении новым разнообразным способам контактов с детьми и взрослыми. Иногда ребёнку надо подсказать, какими разными способами можно вести себя в той или иной ситуации и какими могут быть последствия. И самое главное – ваш пример в конфликтных ситуациях. Если родители не научились справляться со своей агрессией, им нечему научить своих детей. Поэтому если у вашего ребёнка возникают проблемы с агрессивным поведением, подумайте: а как вы сами обращаетесь со своими чувствами гнева и злости.
- важно дать понять ребёнку, что вы любите его и даже разгневанного. Когда маленький ребёнок агрессивен, он сам плохо понимает, что с ним происходит. Объясните ему. Покажите ребёнку, что вы его понимаете. Главное – дайте понять ребёнку, что вам не нравится его поведение, а не он сам. Желательно, чтобы взрослые как можно больше разговаривали с детьми по этому поводу, открыто высказывали свои суждения, демонстрировали положительные модели поведения.
- важно, чтобы ваша реакция на агрессивное поведение ребёнка была спокойная, но твёрдая: «Так делать нельзя».
- необходимо исключить агрессивные проявления в семье, демонстрировать модель бесконфликтного поведения.
- предоставить ребёнку возможность конструктивно выплёскивать агрессию: бить «грушу», бить в барабан, поощрять рисование, не навязывая выбор цвета и сюжета.
- подчёркивать, что ребёнок хороший, что его любят, поощрять хорошее поведение.