Ирина
Консультация «Работа над развитием звукопроизношения и фонематического восприятия в младшей группе»
▼ Скачать + Заказать документы
В этой группе занятия проводятся фронтально. Подготовительные упражнения для развития пластичности и подвижности языка даются в профилактических целях, чтобы развить речевую моторику и предупредить неправильное формирование звуков.
В начале учебного года воспитатель знакомит детей с артикуляцией гласных, с артикуляционным аппаратом: домик-ротик открывается и закрывается зубами, а в нем живет Веселый Язычок, который умеет петь разные песенки: а, о, у, и. Каждая гласная прорабатывается в отдельном рассказе. В этих рассказах дети знакомятся со звучанием и артикуляцией гласных. Педагог фиксирует внимание на форме губ при произношении различных гласных.
Публикация «Консультация „Работа над развитием звукопроизношения и фонематического восприятия в младшей группе“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Раздел гласных в младшей группе служит, главным образом, для выработки четкой артикуляции, достаточно громкого голоса и длительности речевого выдоха.
Маленькие дети, страдающие недоразвитием речи, часто говорят беззвучно. Речевое дыхание у них резко укорочено, голос слабый, тихий, рот плохо открывается, и речь невнятна. Они не могут звонко и длительно протянуть гласную. Голос и выдох у них быстро обрывается. Для развития голоса и выдоха даются специальные упражнения. Воспитатель предлагает детям спеть песенку а и «вытянуть» длинную ниточку.
В качестве упражнения речи на высоком голосе можно провести инсценировку сказки «Волк и семеро козлят». Слова козы произносятся высоким, тоненьким голосом. Слова волка сначала произносятся низким, грубым голосом, затем, когда кузнец выковал ему язык, «волк» переключается на высокий голос.
После того, как дети усвоили длительное звонкое произношение, можно перейти к произношению коротких предложений (сначала из 2, затем из 3-4 слов) звонким голосом на одном выдохе.
Если в группе есть дети, которые заменяют йотированные гласные звуком ль (я – ля, ё - лё, ю - лю, то с ними проводится индивидуальная работа над правильной артикуляцией этого звука.
Для закрепления четкой артикуляции гласных и их звукового восприятия рекомендуется иметь в группе набор картинок на гласные в начале слова под ударением (аист, арка, осы, окна, осень, утка, улей, улица, ива, яблоко, якорь, ящик, елка, ежик, юбка, Юра).
При проработке согласных звуков необходимо ориентироваться на фонетическое развитие большинства детей. Большое внимание необходимо уделять воспитанию у малышей правильного произношения звонких согласных. Довольно часто встречаются дети, которые либо совсем не могут произнести звонкие звуки в, з, ж, б, г, д и заменяют их глухими звуками ф, с, ш, п, к, т, либо путают эти звуки. В школе такие дети допускают специфические ошибки в письме, что очень сильно влияет на их успеваемость. Необходимо выработать умение включить голос при произнесении звонких согласных звуков с первых дней пребывания в детском саду.
В процессе работы над артикуляцией звонких согласных разучиваются соответствующие шутки - чистоговорки.
Во втором полугодии мы знакомим детей с артикуляцией звуков : ф, в, с, з, ц, ль, л, связывая их с конкретными образами звуков, а также с соответствующими цветовыми сигналами.
Работу над свистящими звуками с, з, ц, в зависимости от общего уровня речевого развития детей следует начинать в младшей группе. Главным образом надо следить, чтобы у детей не закрепилось межзубное и боковое произношение этих звуков. Поэтому с малышами нужно постоянно тренировать правильный речевой выдох при распластанном языке в пузырек и тем самым предупредить появление боковых хлюпающих звуков.
Рассказы по ознакомлению со звуками стимулируют развитие правильного звукопроизношения по подражанию, а также способствуют развитию фонематического восприятия.