Лидия Канищева
Консультация «Развитие общения у детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития. Ребёнок избирательно относится ко взрослым, постепенно начиная осознавать свои отношения с ними: как они к нему относятся и что от него ждут, как он к ним относится и что от них ожидает.
Общение. Что это такое? Смотреть на взрослого, видеть его улыбку, слышать его голос, ощущать его, вот то, в чём нуждается ребёнок. Общение приносит ребёнку массу положительных, радостных переживаний. Лишённый общения малыш впадает в тоску, личность его травмируется. И не только личность. Замедляется и искажается всё психическое развитие. Что чувствует при этом малыш? Учёные обнаружили, что примерно на 6-й неделе жизни ребёнка его поведение при виде взрослого резко меняется. Если до этого взгляд малыша лишь ненадолго останавливался на взрослом человеке и быстро убегал в сторону, то теперь происходит нечто совсем иное: ребёнок долго и внимательно смотрит в глаза взрослому, на лице появляется улыбка. Эта реакция есть не что иное, как выражение потребности ребёнка в общении со взрослым. Чем больше мы общаемся с ребёнком, тем интенсивнее идёт его психическое развитие.
Публикация «Консультация „Развитие общения у детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Ребёнок раннего возраста, живое непосредственное существо. Любознательность - одна из существенных характеристик интересующего нас возраста. Отсутствие интереса к окружающему миру, тревожный признак, свидетельствующий о неблагополучии в развитии малыша, о его болезненном состоянии или плохом контакте с окружающими людьми. Ранний возраст, период активного исследования различных свойств предметов: формы, величины, простых причинно-следственных связей, характера их движений и соотношений. Во время знакомства с предметами и способами пользования ими совершенствуется восприятие ребёнка, развивается его мышление, формируются двигательные навыки.
Часто приходится наблюдать, как карапузы ясельного возраста, так огорчающие родителей черты жадности и эгоизма. Такие маленькие собственники ни за что не хотят делиться игрушками, бесцеремонно отбирают их у других детей и словно не замечают слёз и растерянности у обиженного малыша. Встревоженные родители увещевают детей играть вместе, делится, но слова часто так и остаются благими пожеланиями. Но человеку ясельного возраста другой человек такого возраста - сверстник - пока не нужен, он не знает, что с ним делать. А. С. Макаренко писал, что не надо навязывать маленькому ребёнку общество сверстников. Он ещё не понял, не научился обращаться со своим телом, не умеет по- настоящему строить отношения с предметами, в пространстве во времени, ещё не понял важнейшее человеческое качество - зависимость результатов своих действий от своих же собственных усилий.
Через игру в жизнь ребёнка входят сверстники, общение с ними начинает влиять на психическое развитие детей в дошкольном возрасте. Американские психологи, изучавшие социальное общение детей от 2 до 5 лет в процессе игры, обнаружили, что, становясь старше, они меньше играют в одиночестве и всё больше тянутся к сверстникам, с которыми они усваивают социальные нормы поведения. В течении всего раннего возраста, вплоть до 3 лет дети играют преимущественно в те же игры, которые им диктует обстановка, подсказывают окружающие предметы. Что даёт ребёнку игра? Она является средством окружающего мира. Она развивает изобретательность, даёт возможность малышу проявить фантазию, испытать ощущение вселения и свободы. В игре лучше всего происходит психическое развитие ребёнка : складывается образное мышление, концентрируется внимание, тренируется память, отрабатывается социальное поведение. Психолог Н. С. Пантина установила: для того, чтобы игра ребёнка раннего возраста была полноценной, нужно строить не отдельные игровые действия. а их последовательность. Важную роль в процессе общения играет умение управлять своим поведением. контролировать свою речь и поступки. развивать внимание к окружающим людям. На третьем году жизни у ребёнка появляется новое качество - независимость, сочетающаяся с более развитыми физическими и умственными способностями. речевыми навыками умением в определённой мере контролировать свои эмоции, заметно обогатившаяся опытом социального общения, что создаёт ощущение власти над собой и над ситуацией. Продолжая осваивать окружающий мир, дети становятся всё более инициативными, энергичными и в целом оптимистически настроенными. В тоже время им приходится усваивать и подчиняться социальным нормам и правилам, согласно которым живут окружающие их люди.