Консультация родителям «Совместная деятельность ребёнка и взрослого»

Жигарина Марина Сергеевна
Консультация родителям «Совместная деятельность ребёнка и взрослого»

Консультация для родителей

"Совместная деятельность взрослого и ребёнка"

Видели ли вы когда-нибудь бездельничающего карапуза? Неуёмная энергия захлёстывает его с самого раннего утра до позднего вечера. Ни минутки покоя! Он вечно занят, вечно находит себе занятия, использует любой предмет, который попадается ему под руку, будь то игрушечная машинка, мамина косметичка или папин набор инструментов. Новизна окружающего предметного мира привлекает его, особенно если это взрослые, пока ещё незнакомые вещи. Малыш с огромным вниманием и любопытством наблюдает за тем, что делают с этими предметами взрослые, и стремится подражать им, хочет действовать так же. У него всё идёт в ход: веник, прищепки, швабра. Обложив своего ненаглядного игрушками и убедившись, что он полностью погружен в игру, вы наконец-то решаете заняться неотложными делами на кухне. Но не тут-то было! Не успели вы заняться делами, как ваш ребёнок уже появляется на пороге кухни со своей машинкой. Ему обязательно нужно находиться на одном уровне с любимым взрослым. Его не столько интересуют предметы, с которыми действует взрослый, сколько действия взрослого. Он готов к сотрудничеству!

Очень часто молодые мамы, а особенно бабушки, недовольные таким поворотом событий, начинают протестовать. И им невдомёк, что поступают они крайне опрометчиво. И педагоги, и психологи утверждают, что отмахиваться от общества малыша, настроенного на сотрудничество, не стоит.

Во-первых, малыш находится в поле вашего зрения, что безопасно для него. Вы можете наблюдать и отреагируете, если возникает опасность травмы.

Во-вторых, в свои неполные три года ребёнок всё ещё нуждается в вашем обществе.

С вашей помощью ребёнок входит в мир предметов, усваивает постоянное назначение каждого из них. По мере знакомства с назначением бытовых предметов он к тому же усваивает правила их использования,выработанные обществом: из чашки пьют, в сковороде жарят котлеты. В процессе предметной деятельности малыш вместе с вами закрепляет нормы и правила действий с предметами, которые всегда однозначны, то есть ребёнок приобретает социальный опыт.

Совместные занятия – это ваше с малышом сотрудничество, в ходе которого вы решаете общую интересную задачу. Взрослый выступает в процессе воспитания в разных ролях.Он является:

• образцом для подражания;

• партнёром и помощником в совместной деятельности;

• главным ценителем достигнутого результата.

В-третьих, в силу своих возрастных способностей ребёнок хочет действовать теми же предметами, что и вы. Отличительной особенностью поведения ребёнка третьего года жизни является то, что он действует не задумываясь. Вместо того чтобы помыть руки, подойдя к раковине, он с увлечением начинает разбрызгивать воду во все стороны. Малыша легко привлечь к чему-нибудь, но так же легко и отвлечь. Используйте природную любознательность малыша, чутко реагируйте на проявляющиеся интересы, исключая только опасные для жизни и здоровья ребёнка объекты и действия.

На втором году жизни ребёнок подражал вам, воспроизводя лишь внешнюю картину действия. Например, убирая игрушки, он оставлял большую их часть на полу, не придавая этому особого значения. На третьем году жизни малыша интересует качество выполненного действия, а не только сам процесс. К тому же на первый план выходит значимость конечного результата, то есть малышу интересно то, что получится в конце его деятельности.

Действия с предметами обретают определённый план, в соответствии с которым ребёнок и начинает свою деятельность. Его деятельность приобретает целенаправленный характер. Он стремится получить результат, который оценят близкие взрослые. Похвала взрослых вызывает у малыша чувство гордости, самоуважения, и ему ещё больше хочется демонстрировать свои умения. Не оставляйте без внимания желание малыша сделать что-то приятное для членов семьи. Он, в свою очередь, стремится вызвать радостное умиление у взрослых своим поступком. Ребёнок раннего возраста не может оценить себя, свои поступки. Он заимствует отношение к себе от близких взрослых и говорит: «Я хороший!» К концу третьего года жизни в совместных со взрослым делах у карапуза появляется чувство стыда, если взрослый порицает его.

Если постоянно отстранять малыша от дел, можно прийти к печальному финалу – ребёнок решит: «Я плохой». Не удивляйтесь,если он откажется выполнить вашу просьбу: «Убери свои игрушки, затем свою постель, помоги мне». Вините только себя! Вероятно, вы пропустили тот важный момент, когда малыш хотел сделать что-то для вас сам, а вы запретили. Но хуже всего, если он чувствует равнодушие любимого взрослого.

Ребёнок чувствителен к слову взрослого, поэтому хорошо подумайте, прежде чем что-то запрещать.

– Иди в свою комнату, поиграй с игрушками, не мешай! – говорите вы, и ребёнок с обидой начнёт понимать, что его не любят, не дают участвовать в жизни семьи.

Не успели вовремя сформировать навыки самообслуживания, придётся ломать устои, а это очень тяжело.

Иногда родители из экономии времени действуют за ребёнка. Например, торопясь на прогулку, вы одеваете малыша, хотя он сам умеет это делать. Не удивляйтесь, что завтра ему не захочется это делать самостоятельно. Дайте карапузу больше времени для того, чтобы он мог самостоятельно что-то сделать, и не действуйте за него. Если сегодня вы убеждаете малыша, что убирать игрушки – это его дело, а завтра делаете это за него, то навык самостоятельности у него не сформируется.

Часто бабушки и дедушки являются более мягкими и менее требовательными по отношению к внукам. Следствие такой непоследовательности воспитания – капризы ребёнка. Попробуйте выработать единую систему воспитания, которой будут придерживаться все взрослые члены семьи.

Разрешать всё плохо, а запрещать много нельзя. Иногда родители считают, что воспитание ребёнка должно сопровождаться частым использованием слова «нельзя». Не стоит гасить детскую активность чрезмерными ограничениями. Ваша задача – организовать доступ к разнообразному и, безусловно, безопасному предметному окружению. Следует создавать условия для его максимально активных самостоятельных исследований и экспериментирований. А организовать их сможете только вы.

Возрастные и личностные особенности ребёнка влияют на скорость усвоения им нового. Родители, научившись правильно взаимодействовать с карапузом, умело корректируют его поведение, успешно формировать навыки самостоятельности, которые благотворно влияют на развитие его личности.

Родители часто совершают ошибку, сравнивая своего ребёнка с другими детьми, со старшими братьями и сёстрами. Никогда нельзя забывать, что все дети разные и каждый из них – активное существо. Постарайтесь его активность в полезное для его развития русло.Вместо бесцельной беготни и лазанья по диванам и креслам предложите ему посильное дело:

• Предоставьте для деятельностималыша разнообразные безопасные кухонные предметы: столовые и чайные ложки, сито, дуршлаг, сковороду.Не забудьте о специальной атрибутике: собственная разделочная доска, неострый нож, скалка, фартук, косынка или колпак;

• Определите место для действий на кухне, место за столом. Размещайте предметы, пользуется ребёнок на постоянных местах. Это поможет вам в воспитании у ребёнка аккуратности и опрятности;

• Выделите время для деятельности малыша. Оно должно быть достаточное по длительности, чтобы ребёнок мог закончить действия по своему замыслу.

• Заранее определите объём работы для ребёнка.

Если вы вместе делаете салат, то доверьте малышу резать отварные овощи, конечно, не острым ножом, а сервировочным. При этом называйте каждый овощ, вместе уточняйте его форму, цвет, вкусовые характеристики, вспоминайте, где что растёт. Вы расширите представления малыша об окружающем мире.

Если вы заняты с тестом, пусть карапуз раскатывает колбаски или колобки, а пока всё это в духовом шкафу, придумайте сказку или историю о них.

По мере становления личности ребёнка самостоятельность и настойчивость в получении определённого качественного результата становятся важными регуляторами его поведения. Обращайте внимание карапуза на то, что он хотел бы получить, побуждайте сравнивать полученный результат с его замыслом или с «правильным» вариантом, предложенным вами. По окончании деятельности обязательно похвалите малыша за его старание и результат, которого он добился.

И не беда, если что-то окажется на полу, что-то прольётся или разобьётся. В этом случае спокойно покажите ребёнку, как всё можно исправить, чем вытереть стол и как подмести пол. Не ругайте малыша, посмотрите, ведь он сам расстроен.

Усложняйте действия ребёнка от месяца к месяцу, тогда ему всегда будет интересно. Для того чтобы поддерживать любопытство малыша, вовремя предлагайте новые, более сложные действия. Новое следует вводить только тогда, когда вы твёрдо уверены, что малыш полностью освоил простые, же знакомые действия.

Личность ребёнка обогащается ценными личностными качествами,такими как: активность, инициативность, самостоятельность, аккуратность, опрятность. Самостоятельно действующий малыш хорошо развивается физически и интеллектуально. Он учится нормам и правилам поведения в социуме. Совместные с вами действия оказывают благотворное влияние на развитие речи ребёнка. Расширяются поводы речевого взаимодействия.

Вам остаётся только чаще восхищаться ребёнком, ведь это поддержит его стремление быть самостоятельным и инициативным.

В процессе совместной деятельности развивайте такие качества малыша, как отзывчивость и чуткость к окружающим.

Прививайте малышу любовь к животным. Ребёнок будет копировать вас сначала бессознательно, а затем всё более и более осознанно.

Доброжелательное отношение к животным, умение оказывать им посильную помощь – одна из задач нравственного воспитания. Вместе с малышом ухаживайте за аквариумными рыбками, черепахой. Дружба с кошкой, собакой, хомячком или морской свинкой личностно обогащает малыша. Он учится сопереживать домашним питомцам, проявлять заботу не от случая к случаю, а ежедневно, что положительно сказывается на формирующейся личности.

Учите ребёнка ценить красоту природы, заботится о растениях. Пусть ребёнок вместе с вами ухаживает за кустами и деревьями, поливает их. Ухаживая за растениями, ребёнокнаучится бережно относиться к природе: не рвать цветы, не топтать траву, не ломать ветки деревьев. Воспитание малыша предполагает и самодисциплину всех взрослых членов семьи. Помните, что ребёнок берёт пример с вас.

Никогда нельзя наказывать ребёнка трудом. Часто можно услышать от взрослых: «Что ты бегаешь без толку! «Пойди, налей котёнку молока!» Трудовое поручение предлагать как поощрение,как особое доверие к формирующейся личности: только самому хорошему малышу можно доверить покормить рыбок и т. п.

На втором году жизни ребёнок увлечённо осваивал умения по самообслуживанию. На третьем году жизни нужно закреплять эти умения и усложнять их по мере усвоения предыдущих навыков. Например, если малыш умеет надевать майку, трусы и колготки, предложите ему научится застёгивать одежду с пуговицами и завязывать шнурки. Свободные действия дети выполняют свободно, без напряжения, но в то же время забывают об их последовательности.Не уставайте напоминать малышу последовательность действий: «Сначала засучим рукава, потом начнём мыть руки» и т. д. В последнюю очередь приучайте ребёнка к опрятности: «Не выходи из ванной комнаты, пока не привёл в порядок одежду.Обязательно приучайте его оценивать в конце свои действия: «Ну, как? Нравится тебе, как сложены твои вещи?»,

Умея выполнять основные действия по самообслуживанию, ребёноклюбое правильно начатое дело может перевести в игру и начать баловаться: играть с мылом, пускать фонтанчики водой из-под крана, при сборах на прогулку начать играть с варежками. Не стыдите- иначе малыш почувствует себя неуверенно. Мягко, терпеливо учите его не отвлекаться от дела. И радуйтесь, что растёт открытый, весёлый, ловкий ребёнок, который с готовностью откликается на все ваши предложения, радует вас во всём.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Только совместная деятельность» Всяческие гаджеты, обучающие видеоролики, программы родители сейчас активно используют, когда есть дети в семье. Да, картинки там всплывают,.

Общение взрослого с ребёнком — основа успешного развития речи у ребёнка (рекомендации родителям) Известно, что успешное речевое развитие ребёнка напрямую зависит от чувственного восприятия ребёнком окружающего мира и от его предметной.

Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребёнка (рекомендации родителям) Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии.

Памятка родителям «Третий год жизни ребёнка» Памятка родителям 1. Образовательная область «Физическая культура» Образовательные задачи: Третий год жизни: — способствовать дальнейшему.

Рекомендации родителям о здоровом образе жизни ребёнка Дорогие взрослые! Вашему ребёнку как воздух необходим режим дня, разумно составленный, соответствующий возрастным особенностям. То, что.

Роль слуха и зрения в развитии речи ребёнка (рекомендации родителям) Для развития речи ребёнка очень важным является его полноценный слух. Первая реакция на звук проявляется у ребёнка расширением зрачков,.

Советы заботливым родителям, воспитывающим ребёнка с нарушением зрения.Советы заботливым родителям, воспитывающим ребёнка с нарушением зрения. Роль зрения в жизни ребенка трудно переоценить. Все, что видит ребенок оказывает большое влияние не только на его самочувствие,но и на.

Совместная деятельность взрослого и детей по развитию целостно-смыслового восприятия произведений искусства. Совместная деятельность во 2 младшей группе (работа с книгой: рассказывание венгерской народной сказки «Два жадных медвежонка» + сюжетно-ролевая.

Совместное рисование взрослого и ребёнка в первой младшей группе Тема: «Цыплята на лугу» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №20 «Земляничка» ул. 40 лет Октября, д. 7а, г. Кстово Нижегородской.

Заседание семейного клуба на тему «Совместная деятельность взрослого и ребенка» Заседание семейного клуба «Ладушки» Встречи в семейной гостиной. Присутствовали: 15 родителей и их дети. Принимали участие: воспитатели группы,.

Библиотека изображений:
  • Пожарная безопасность
  • Безопасность детей
  • Цветы
Автор публикации:
Консультация родителям «Совместная деятельность ребёнка и взрослого»
Опубликовано: 20 сентября 2017 в 20:35
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
14 мая. День радуги на МААМ

После весеннего дождя так приятно увидеть в небе радугу – чудесное явление природы, в котором семь цветов плавно переходят друг в друга через множество промежуточных оттенков. Очередной тематический день...

13 мая. День творения одуванчиков

Весенним цветам, которые радуют нас своим жизнерадостным видом, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям об...


Горячие темочки