Дроганова Светлана Николаевна
Консультация «Роль родителей в коррекции звукопроизношения дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте всё более актуальной становится проблема детской речевой патологии. Обеспокоенность вызывает тот факт, что вы родители, вовремя не обращаете внимания на проблему, считаете, что плохая речь исправится с возрастом сама. Тревогу начинаете бить зачастую только на пороге школы, когда справиться с речевыми нарушениями становится намного сложнее. Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой вам родителям отводится значительная роль. Одной из основных задач логопеда является формирование у родителей мотивации к коррекционной работе с их детьми. Общий успех коррекционного обучения определяет совместная работа логопеда и родителей. Родители становятся полноправными участниками коррекционного процесса.
Публикация «Консультация „Роль родителей в коррекции звукопроизношения дошкольников“» размещена в разделах
Ребенок получает индивидуальную помощь логопеда всего 2 раза в неделю, поэтому её результативность будет зависеть от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Как только логопедом поставлены звуки, родители часто бывают разочарованы тем, что, повторяя звук изолированно по просьбе взрослых или по собственной инициативе, ребенок не произносит его в речи, которая остается практически без изменений. Это вполне закономерное явление, говорящее о том, что пришло время для важного этапа логопедической работы – автоматизации (закрепления) правильного произношения. Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных и рече-двигательных связей на различном речевом материале.
Речевой материал, который отрабатывается с ребенком на индивидуальном занятии, дается домой для закрепления в виде различных упражнений.
Мне хотелось озвучить, ошибки, мешающие успешной автоматизации поставленных звуков, которые совершают родители.
Ошибка № 1. Игнорируем домашние задания.
Речь развивается по принципу формирования условных рефлексов, то есть в результате многократного повторения. Автоматизация поставленного звука не исключение. Если не выполнять рекомендации логопеда, не тренироваться ежедневно дома, результат будет минимальным.
Ошибка №2. Слишком высокий темп речи.
Взрослый должен своим примером демонстрировать ребёнку приемлемый темп речи. При высокой скорости речевого потока ребёнок не будет успевать контролировать органы артикуляции, поэтому на первых этапах закрепления звуков, следует контролировать и темп речи, и правильность произношения поставленного звука.
Ошибка № 3. Слишком сложный речевой материал.
Если ребёнок пока ещё нечётко произносит звук изолированно, то не стоит предлагать ему произносить скороговорки, стихи и т. п. То же самое относиться и к ситуации, когда ребёнок перешёл на этап автоматизации звука в словах, но пока делает это неуверенно и с трудом. Закрепление звука должно проходить постепенно: изолированно, в слогах, в словах, словосочетаниях, фразах, связной речи. Нельзя пропускать эти этапы, особенно если ребёнок преодолевает их с трудом. Придерживаемся принципа "от простого к сложному". Иначе говоря, как ребёнок будет произносить фразу, используя поставленный звук, если на уровне слога он испытывает трудности? Поэтому переходим с более сложным речевым конструкциям только тогда, когда освоили более простые.
Ошибка № 4. Не обращаем внимание на произношение ребёнка в быту.
Поставленный звук необходимо отрабатывать не только в тех упражнениях, которые даёт логопед, но и в бытовой речи, в самых разных ситуациях: дома и по дороге в детский сад, на прогулке и в магазине и т. д. Так у ребёнка будет формироваться осознание того, что поставленный звук нужно произносить не только в кабинете у логопеда. И, конечно же, напоминать и поправлять ребёнка необходимо в доброжелательной форме.
Ошибка № 5. Не мотивируем ребёнка.
Необходимо поддерживать ребёнка на этапе автоматизации звука, ведь это для него огромный труд, требующий, как физических, так и эмоциональных усилий. Обязательно надо не только указывать на ошибки, но и обращать внимание на красивое, правильное произношение! Если делать акцент только на ошибках, у ребёнка никогда не возникнет мотивации к дальнейшим занятиям, а только отвращение. Хвалите и искренне радуйтесь успехам ребёнка!
Логопедические занятия по исправлению звукопроизношения не принесут никакого результата, если ребёнок, выходя из логопедического кабинета, не пользуется в речи поставленным звуком, поэтому долг родителей – помочь ребёнку следить за произношением вне стен детского сада.
Библиография.
1.«Формирование речевого самоконтроля у детей с нарушениями речи»/Лизунова Л. Р., Левенчук А. Б. / журнал «Логопед», №1/2013.
2. «Логопедия. Играем со звуками. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей» Смирнова Л. Н., М., 2005
Учитель-логопед; Дроганова С. Н.