Консультация «Здорвьесберегающие технологии. Ритмопластика и логоритмика на музыкальных занятиях»

Яковенко Татьяна Ивановна
Консультация «Здорвьесберегающие технологии. Ритмопластика и логоритмика на музыкальных занятиях»

№ слайда Содержание работы

Забота о здоровье детей – важнейшая задача всего общества.

Одним из условий полноценного развития детей дошкольного возраста является высокий уровень здоровья, его психофизическое и психологическое состояние. В настоящее время в связи со сложившейся экологической ситуацией, неблагоприятными наследственными факторами наблюдается тенденция к увеличению числа детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

В дошкольные учреждения приходит большое количество детей с ярко выраженной гипер активностью, психосоматическими заболеваниями. Кроме того, по данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. В школу поступает только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников. В последние годы, к сожалению, отмечается и увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. В век развития телевидения и компьютеризации дети меньше общаются с взрослыми и сверстниками. Да и многие родители предпочитают, чтобы дети сидели за компьютерными играми, смотрели мультфильмы, лишь бы не отвлекали. В результате двигательная активность на низком уровне, речь и чувственная сфера не развивается.

Я обратила внимание на повышенную детскую утомляемость, дети с трудом сосредотачиваются, быстро становятся вялыми и раздражительными; часто болеют простудными заболеваниями, имеют нарушения осанки.

В свете вышесказанного особую актуальность приобретает проблема здоровье сбережения, оздоровления детского организма.

Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования определяют как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы.

В соответствии с этим особую важность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.

Оздоровление детей в последнее время становится приоритетным направлением в работе многих образовательных учреждений. Здоровый малыш – это радость, счастье, благополучие не только семьи, но и всего общества.

2 слайд

Здоровьесберегающие технологии” – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Цель внедрения здоровьесберегающих технологий:

Сохранение и укрепление психического и

физического здоровья детей дошкольного возраста.

Именно музыка из всех видов искусства является самым

сильным средством воздействия на человека.

Для внедрения здоровьесберегающих технологий в

музыкально-образовательной деятельности необходимы

следующие условия:

1. Обстановка и гигиенические условия в музыкальном зале:

температура и свежесть воздуха, освещение должны

соответствовать нормам СанПиНа.

2. Продолжительность музыкальных занятий

соответствовать возрасту.

3. Однообразность, как и слишком частые смены одной

деятельности другой, способствуют утомлению

дошкольников, приводят к утрате внимания, интереса.

Средняя продолжительность и частота чередования различных

видов музыкальной деятельности ориентировочно 3-10 минут

(в зависимости от возраста детей).

Норма видов деятельности – 3-5 видов за занятие,

в зависимости от возраста ребенка.

3 слайд Музыкальное воспитание детей в детском саду осуществляется на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на утренней гимнастике, на праздниках и развлечениях, в самостоятельной музыкальной деятельности. Поэтому и методы оздоровления детей я применяю во всех этих формах организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает своими возможностями.

Сегодня я хочу обратить внимание на такие здоровьесберегающие технологии, как Логоритмика и Ритмопластика.

(Обращаю внимание обратить на слайд)

4 слайд Почему – ЛОГОРИТМИКА?

Три кита, на которых стоит логоритмика,- это движение, музыка и речь.

Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельностью мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется развивать чувство ритма в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх.

Логоритмика – это как раз собрание таких приёмов, способов и методов для здорового развития и воспитания детей.

В состав логоритмики входит:

• Пальчиковая гимнастика

• Речь с движениями

• Дыхательная гимнастика

• Артикуляционная гимнастика

• Фонопедические игры и упражнения

Логопедические попевки, песенки, упражнения

• Психогимнастика

Логопедическая ритмика - комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально- ритмического и физического воспитания. Это вид активной терапии движениями. Она основана на взаимосвязи слова, музыки и движения.

Целью логоритмики является - развитие речи, посредством движений. в разных видах

5 лайд Речь с движением.

При организации работы с детьми дошкольного возраста большое значение следует уделять использованию упражнений на координацию речи с движением. Эти упражнения включаются в различные виды деятельности детей: занятия, прогулки, режимные моменты, логопедические пятиминутки и т. д.

При использовании игр на координацию речи с движением мы решаем следующие задачи:

• Стимулирует развитие речи

• Развивает пространственное мышление

• Развивает внимание, воображение

• Воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность

Использование упражнений на координацию речи с движением помогает создавать условия для успешного обучения каждого ребенка. Их коррекционная направленность предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций.

6 слайд Пальчиковая гимнастика

Кончики пальцев - есть второй головной мозг. В жизнедеятельности человека рука играет важную роль на протяжении всей его жизни.

Дотрагиваясь до чего-либо рукой, человек сразу же узнает, что это за вещь. Работа пальцев рук действительно бесконечно разнообразна и важна для каждого человека. Пальцами можно трогать, брать, поглаживать, зажимать. Невозможно перечислить все глаголы, описывающие все, что можно делать нашими руками, пальцами.

Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи.

• Стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей

• Совершенствует внимание и память

• Формирует ассоциативно-образное мышление

• Облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма

Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук. Упражнения с младшими дошкольниками необходимо выполнять в медленном темпе от 3 до 5 раз сначала одной рукой, затем другой, а в завершение — двумя руками вместе. Указания ребенку должны быть спокойными, доброжелательными и четкими.

6 слайд Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика:

• Корректирует нарушения речевого дыхания

• Помогает выработать диафрагмальное дыхание а также

• Помогает выработать силу и правильное распределение выдоха

Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить,

укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно.

Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:

-положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

-способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;

-улучшает дренажную функцию бронхов;

-восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

-исправляет развывшиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

7 слайд Артикуляционная гимнастика,

Артикуляционная гимнастика позволяет осуществлять

развитие артикуляционной моторики:

-обучение детей простейшим артикуляционным движениям по подражанию взрослому;

выработку контроля за положением рта.

Гимнастикой можно заниматься как индивидуально, так и со всей группой, в любое время дня (исключая 20 минут до еды и 1 час после еды). Комната для занятия должна быть хорошо проветрена.

8 слайд Фонопедические игры и упражнения

• Развивают носовое, диафрагмальное, брюшное дыхание

• Стимулируют гортанно-глоточный аппарат

• Стимулируют деятельность головного мозга

9 слайд «Кто много поёт- того хворь не берёт»

Если проговаривать или пропевать звуки, они имеют целебные свойства

При проговаривании гласных звуков массируются внутренние органы, так как при произнесении каждого звука создается определенная вибрация в том или ином месте. Эта вибрация имеет терапевтический эффект для того органа, через который она проходит.

• Если при длительном произнесении звука «Ж-ж-ж», приложить ладонь к груди, то можно почувствовать, как проходит этот звук по грудной клетке, если у детей кашель, то надо чаще жужжать. Этот звук помогает очистить легочные каналы. Известно, что определенный звук влияет на оздоровление того или иного органа:

• "а" – вентиляция легких;

• "о" и "а" – приводят в действие весь организм, дают команду всем клеткам;

• "ю" – почки и мочевой пузырь, снижает боль;

• "и" – укрепляет голосовые связки;

• "н" – активизирует процессы организма и творческие способности, помогает снять головную боль;

• "в" – помогает справиться с насморком, исправляет неполадки в нервной системе и спинном мозге;

• "з" – поможет больному горлу;

• "р" – для снятия усталости;

• "ш" и "е" – расслабляет, снижает напряжение;

• "ля" – воздействует на носоглотку;

• "си" – улучшает состав крови;

• "ом" – повышает жизненный тонус;

• "им" – гармония всего организма;

Звукосочетания можно проговаривать тихо или громко, низким или высоким голосом, протяжно или отрывисто. Звуки можно пропевать или «произносить» с закрытым ртом.

9 слайд Психогимнастика-релоксация

Порой детям стоит огромных усилий контролировать свои эмоции, сдерживаться, скрывать их от посторонних. Чтобы научить ребенка сдерживать, контролировать свои эмоции, дайте ему почувствовать этот "контроль" и как он "работает" в игровой форме.

Применяя релаксацию преследуются цели:

• снятие эмоционального напряжения.

• умение изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции, движения.

• коррекция настроения и отдельных черт характера.

• обучение ауторелаксации.

Ауторелаксация- это один из методов аутогенной тренировки, заключающийся в последовательном расслаблении скелетных мышц.

Прежде всего такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.

Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.

Психогимнастика, прежде всего, направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении.

Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

10 слайд “Самое лучшее, что есть в жизни –это свободное движение под музыку” А. И. Буренина

Одной из современных технологий, которую я использую в своей работе, является ритмопластика,

Ритмопластика - это вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ.

Своеобразный музыкально- ритмический психотренинг.

«Музыкальный» означает, что ребенок учится двигаться и владеть своим телом под музыку,

«ритмический» - значит, что ребенок осуществляет движения в такт музыке, тренируются все психические процессы: восприятие, внимание, память, эмоции и чувства, мышление и речь, творческие способности и воображение, музыкальные способности, координация движений. Ребенок приобретает умение держать спину, у него появляется красивая осанка, выправляется и становится изящной походка, а помимо удовольствия от занятий он приобретает еще и здоровье.

Ритмопластика доступна всем детям без исключения.

Ведь в основе феномена ритмопластики лежат разнообразные движения, которые делят на

• танцевальные,

• имитирующие,

• гимнастические,

• общеразвивающие и др.

• сюжетно-образные танцы

музыкальные игры

Через танцевальные движения дети знакомятся с основными элементами классического, народного и современного танца, учатся легко ориентироваться в пространстве.

Хорошо известно, что танец способствует раскрытию внутреннего мира ребенка через эмоции, к тому же это еще и самый доступный способ самовыражения ребенка, когда ему еще трудно словами сказать, что он чувствует и что с ним происходит. Значение танца для ребенка заключается в том, что он помогает снять эмоциональное напряжение безопасным способом. Ведь не всегда малыш может высказать и адекватно выразить свои негативные чувства: гнев, обиду и т. п.

Основная цель «ритмопластики» – это психологическое раскрепощение каждого ребенка.

Важными задачами ритмического воспитания являются:

• Развитие музыкальности

• Развитие пластичности

• Развитие умения творчески выразить свое восприятие музыки в движениях

11 слайд Общеразвивающие упражнения- это Ритмическая, музыкальная разминка

Музыкальная разминка.

Движения выполняются под музыку. Используются различные виды ходьбы, бега и прыжки. Как правило разминка выполняется по кругу с продвижением вперед. В этой части упражнения даются с применением образов – например, «идем как цапля», «летим как птички», «прыгаем как зайчики».

Ритмическая гимнастика. Выполнение общеразвивающих упражнений на месте под музыку с различными предметами и без них.

12 слайд Имитирующие движения

Передают через образы сказочных и литературных героев, окружающие предметы,свои ощущения и чувства, отношение к себе, повадки различных животных.

А помогают в этом детям:

• движения,

• мимика,

• жесты,

• позы,

• пластика

13 слайд Танцевальные движения.

Направлены на формирование танцевальных движений у детей, что способствует повышению общей культуры ребенка и обогащению двигательного опыта разнообразными видами движений. В этот раздел входят танцевальные шаги, позиции рук, движения рук, ног, корпуса, хлопки, прыжки, построения и перестроения. Осваиваются виды движений различных танцев.

14 слайд Сюжетно-образные танцы.

Являются основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и правильно выполнять движения под музыку, в соответствии с текстом песни и особенностями музыки — характеру, ритму и темпу. Сюжетно-образные танцы направлены на развитие выразительности движений, чувства ритма, артистичности, развитие двигательной памяти в соответствии с музыкой и текстом песен. Использование сюжетно-образных танцев в работе с детьми способствует развитию умения воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение, характер и понимать ее содержание. Развивается музыкальная память, внимание, координация движений, пластичность, ориентация в пространстве. В этом разделе используются как правило изученные танцевальные движения.

15 слайд Музыкальные игры.

Все дети любят играть, поэтому в программе используются музыкальные игры различного характера, а именно: сюжетно — ролевые игры, подвижные игры, общеразвивающие игры, игры для создания доверительных отношений в группе, игры направленные на развитие внимания ребёнка к самому себе, своим чувствам, игры на развитие слуха, чувства ритма, ориентации в пространстве.

16 слайд Музыкотерапия

Музыкотерапия – важная составляющая музыкально – оздоровительной работы ДОУ. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей; снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Музыка для встречи детей и их свободной деятельности

Классика:

1. И. С. Бах. «Прелюдия до мажор».

2. И. С. Бах. «Шутка».

3. И. Брамс. «Вальс».

4. А. Вивальди «Времена года»

5. Й. Гайдн. «Серенада»

6. Д. Кабалевский «Клоуны»

7. Д. Кабалевский «Петя и волк»

8. В. А. Моцарт «Маленькая ночная серенада»

9. В. А. Моцарт «Турецкое рондо»

10. И. Штраус «Полька «Трик-трак»

Детские песни:

1. «Антошка» В. Шаинский

2. «Бу-ра-ти-но» Ю. Энтин

3. «Будьте добры» А. Санин

4. «Веселые путешественники» М. Старокадомский

5. «Все мы делим пополам» В. Шаинский

6. «Да здравствует сюрприз» Ю. Энтин

7. «Если добрый ты» Б. Савельев

8. «Лучики надежды и добра» Е. Войтенко

9. «Настоящий друг» Б. Савельев

10. «Песенка о волшебниках» Г. Гладков

Для пробуждения после дневного сна можно использовать музыку:

1. Э. Григ «Утро»

2. А. Дворжак «Славянский танец»

3. Лютневая музыка XVII века

4. Ф. Лист «Утешения»

5. Ф. Мендельсон «Песня без слов»

6. В. Моцарт «Сонаты»

7. М. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов»

8. М. Мусоргский «Рассвет на Москва-реке»

9. К. Сен-Санс «Аквариум»

10. Л. Боккерини «Менуэт»

Для релаксации использую:

1. И. С. Бах «Ария из сюиты №3»

2. Л. Бетховен «Лунная соната»

3. К. Глюк «Мелодия»

4. Э. Григ «Песня Сольвейг»

5. К. Дебюсси «Лунный свет»

6. Т. Альбиони «Адажио»

Колыбельные

1. Н. Римский-Корсаков «Море»

2. Г. Свиридов «Романс»

3. К. Сен-Санс «Лебедь»

16 слайд Музыкально- оздоровительная работа в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.

Практика показывает, что регулярное включение элементов логоритмики и ритмопластики в процесс музыкального воспитания дошкольников способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учёте индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребёнка, его интересов. Успех занятий невозможен без совместного, целенаправленного, системного взаимодействия специалистов ДОУ: музыкального руководителя, учителя-логопеда,инструктора по ФК и воспитателей, а также самых главных наших помощников в воспитании детей – родители.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация «Мой ребенок на музыкальных занятиях и утренниках» Многие родители просят объяснить: в какой обуви должны заниматься дети на музыкальных занятиях и выступать на праздниках? Поскольку на.

Аналитическая справка по организации и проведению проекта «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»Аналитическая справка по организации и проведению проекта «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях» В концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей отводится ведущее место. В связи с.

Консультация для молодых педагогов детского сада «Роль воспитателя на музыкальных занятиях и утренниках ДОУ» Консультация для начинающих педагогов «Роль воспитателя на музыкальных занятиях и утренниках ДОУ» Музыка – самое выразительно и доступное.

Консультация для педагогов «Формирование представлений о труде взрослых на музыкальных занятиях» Трудовое воспитание детей, формирование у них интереса к различным профессиям, расширение представлений о труде взрослых и значении труда.

Консультация для педагогов: «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях» Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях. Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому.

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках». КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И ПРАЗДНИКАХ» Среди многих проблем последнего времени, касающихся.

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях Подготовила музыкальный руководитель Мащенко Е. В. Музыкально-оздоровительная работа.

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятияхЗдоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в МБДОУ ДС №2 «Березка», филиал Детский сад № 36 «Березка». Использование нетрадиционных.

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном.

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях ДОУ-фотоотчетЗдоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях ДОУ-фотоотчет Использование нетрадиционных методов и приемов результативно для развития дошкольников. Особо остро в настоящее время стоит вопрос о здоровье.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Русские народные сказки
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Консультация «Здорвьесберегающие технологии. Ритмопластика и логоритмика на музыкальных занятиях»
Опубликовано: 12 октября 2016 в 21:07
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоочерк: Публикации в печатных изданиях — один из критериев при присвоении...
Уважаемые, коллеги и друзья! Хочу поделиться с вами своей радостью и гордостью. Вчера ( 21. 01. 2019 г) по почте мне пришёл очередной журнал с...
Викторина с использованием ИКТ «Русские народные сказки»
Викторина по русским народным сказкам Цель: воспитание интереса к чтению русских народных сказок. Предварительная работа: чтение сказок в группе и дома с...
Сценарий выпускного с Временами года в детском саду
( играют фанфары) 1 ведущая: Оркестры, играйте! Звучите, фанфары! На праздник весёлый спешит детвора, Сегодня мы в школу ребят провожаем. С безоблачным...
Аналитический отчёт по взаимопосещению групппы
Цель взаимопосещения: совершенствование профессиональных навыков педагога по реализации государственных стандартов в практической деятельности с...
Фотоотчёт о муниципальном конкурсе «Зимние фантазии»
Фото отчёт о Муниципальном конкурсе "Зимние фантазии". Воротникова Галина. Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Хочу представить Вам фото отчёт о...