Приложение МААМ

Консультация «Словесные игры»

Татьяна Мещерякова
Консультация «Словесные игры»
▼ Скачать + Заказать документы

Игра имеет большое образовательное значение в жизни ребёнка. Она тесно связана с обучением на занятии, с наблюдениями в повседневной жизни. В играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребёнка, его воображение, внимание, память, речь. Чтобы приучить ребёнка к умственному труду, необходимо сделать его интересным, занимательным. Занимательность умственного труда достигается разными методами, среди которых на особом месте стоит словесная дидактическая игра, содержащая в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей, для развития самостоятельности и активности их мышления. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее, т. к. игра – ведущая деятельность дошкольного возраста. В игре ребёнок преодолевает трудности умственной работы, не замечая, что его учат.

Публикация «Консультация „Словесные игры“» размещена в разделах

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. В словесных играх дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам.

Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

Основные требования всех видов игр по развитию речи: дети должны слышать обращенную к ним речь и должны говорить сами.

Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре группы.

В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений:

«Отгадай-ка»

Ребёнок описывает предмет, выделяя в нём существенные признаки, а другие дети по этому описанию отгадывают предмет. Например: продолговатый, зеленый, твердый, съедобный – огурец.

«Магазин»

Взрослый: «У нас открылся магазин игрушек, которые вы сможете купить, выполнив одно условие: не называть их, а описывать, при этом смотреть на игрушку нельзя». Ребёнок: «Я хочу купить игрушку: она круглая, резиновая, умеет прыгать, с ней любят играть все дети» (мяч)

«Да – нет»

Водящий выходит за дверь, а остальные дети выбирают предмет, который будут загадывать. На вопросы водящего можно отвечать только словами «да» или «нет». Водящий спрашивает, где находится предмет, какой он формы, размера и т. д.

«Отгадай предмет по названию частей», «Назови части предмета»

Взрослый называет слова, обозначающие части какого-либо предмета и просит детей узнать, что это за предмет.

Кузов, кабина, колёса, руль, фары, дверцы. (Грузовик)

Подъезд, этаж, лестница, квартира крыша. (Дом)

«Опиши птицу»

Вспомнить и назвать как можно больше прилагательных, подходящих для описания птицы.

Например: снегирь - маленький, яркий, веселый, красивый, быстрый, проворный, шустрый, голодный, зимующий и т. д.

«Что каким у нас бывает»

Что бывает круглым? (Мяч, шар, солнце, яблоко)

Что бывает длинным? (Дорога, река, верёвка, нитка)

Что бывает лёгким? (Пух, перо, вата, снежинка)

Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения:

«Похож – не похож»

Каждый ребёнок вспоминает два предмета: чем они отличаются друг от друга, чем похожи и описывает их, не называя. Дети должны отгадать.

Например: Два цветка, один с белыми лепестками и жёлтой серединкой, а другой розовый с красивыми душистыми лепестками, с шипами. Один полевой, другой растёт на клумбе. (ромашка и роза)

«Кто больше заметит небылиц?»

Стихотворение Корнея Чуковского «Путаница»

«Придумай небылицу»

(Утром, когда солнце село, я встала и пошла в детский сад. Придя в детский сад, я попрощалась с воспитателем и сказала «Здравствуйте»)

«Бывает – не бывает»

Дети встают в круг. Ведущий называет времена года. Например: «Лето». А затем, бросая мяч ребёнку, называет явление природы. Например: «Ледоход». Ребёнок, поймавший мяч, должен сказать, бывает такое или не бывает. Игра идёт по кругу. Кто ошибается, выходит из игры.

«Что раньше?», «Кто старше?»

«Наташа пошла гулять после того, как полила цветы».- Что Наташа сделала раньше: пошла гулять или полила цветы?

«Через много лет Сереже будет немного больше лет, чем Саше сейчас». – Кто старше? (Саша).

Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе:

«Назови три предмета» или «Назови одним словом» («Мяч бросай и животных (фрукты, транспорт) называй»)

Вариант 1. Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч взрослому, называет относящиеся к этому обобщающему понятию предметы. (Фрукты - яблоко, груша, лимон)

Вариант 2. Взрослый называет видовое понятие, а ребёнок - обобщающие слова. (Огурец, помидор, морковь - овощи)

«Я знаю 3(5) названий животных (цветов)»

Ход игры: ребёнок подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю пять названий диких животных: лиса, медведь, волк, заяц, ёжик»

«Животные и их детеныши»

Ход игры: бросая мяч ребёнку, взрослый называет животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, называет детёныша этого животного.

«Кто как разговаривает»

Вариант 1. Бросая мяч ребёнку, взрослый называет животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, должен правильно ответить как то или иное животное подаёт голос. (Корова – мычит, змея – шипит)

Вариант 2. Логопед, бросая ребёнку мяч, спрашивает: «Кто рычит?», «Кто лает?» и т. д.

«Кто где живет»

Вариант 1. Логопед: «Дети, кто живёт в дупле?» - «Белка».

Вариант 2. Логопед: «Где живёт медведь?» Дети должны дать полный ответ «Медведь живёт в берлоге».

«Третий лишний»

Логопед, бросая ребёнку мяч, называет три слова и просит определить, какое слово лишнее. (Голубой, красный, спелый; кабачок, огурец, лимон) Ребёнок, бросая мяч обратно, называет лишнее слово.

В особую четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора:

«Найди рифму» или «Закончи предложение» «Подскажи словечко»

Давайте поможем Незнайке, подскажем слова.

Если ты захочешь спать

В спальне ждет тебя … (кровать).

Чтобы ноги отдохнули

Посиди-ка ты на … (стуле)

Свитер, кофту, теплый шарф

Аккуратно сложим в … (шкаф)

«Подскажи словечко»

Логопед, бросая ребёнку мяч, спрашивает: «Ворона каркает, а сорока?» Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить: «Сорока стрекочет»

Логопед: «Сова летает, а кролик?» - «Крот роет норки, а сорока?» ит. д.

Игровые действия в словесных играх формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам; упражняют в правильном произношении звуков и слов; побуждают ребенка к свободному речевому общению и употреблению известных ему слов в словосочетаниях и предложениях, активизируют уже имеющийся у него словарный запас, что способствует повышению результативности коррекционной работы.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Игры на природе» «Игры в течение дня» (часть 2) Консультация для родителей «Игры на природе» Ни для кого не секрет, что природа оказывает огромное влияние.

Дидактические и словесные игры для дошкольников на развитие логического мышления Дидактическая игра "Разложи картинки в нужный конверт" У каждого ребёнка конверты с наклеенными на них геометрическими фигурами,которые.

Консультация для родителей «Мир игры»Консультация для родителей «Мир игры» В педагогическом процессе игра имеет особое значение. Мир игры доступен детям, в игре любой замысел может быть исполнен. К. Д. Ушинский.

Консультация для родителей «Словесные игры с детьми 6–7 лет» Речь детей 6-7 лет значительно отличается от речи 4-5-летнего ребёнка. В норме в 6-7-летнем возрасте дети правильно различают звуки на слух,.

Консультация «Игры с палочками Кюизенера»Консультация «Игры с палочками Кюизенера» Комплект Кюизенера предназначен, в первую очередь, для развития у дошкольников математических представлений. Данная методика подходит как.

Консультация «Словесные игры, как приём развития ума» Лимерики[/h3] Сегодня, дорогие друзья и уважаемые коллеги, мне бы хотелось поговорить о словесных играх с детьми-дошколятами. Не углубляясь.

Мастер-класс для педагогов «Речевое развитие дошкольников через словесные игры»Мастер-класс для педагогов «Речевое развитие дошкольников через словесные игры» Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний.

Словесные игры с омонимами Играем с омонимами Сегодня продолжу тему словесных игр. Об их пользе говорить снова мне кажется даже неуместным. Их значение столь велико,.

Словесные игры для детей старшей и подготовительной к школе групп Отгадай-ка Цель игры. Учить детей описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Словесные игры Яблочного Спаса (продолжение)Словесные игры Яблочного Спаса (продолжение) Словесные игры Яблочного Спаса (продолжение)"Весёлые игры Яблочного Спаса" вызвали интерес коллег. Предлагаю подборку словесных игр, которые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Словесные игры»
Опубликовано: 26 марта 2020 в 20:43
+32Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Словесные игры»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Мещерякова (УИ 1218572) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД