Наталья Свиридова
Консультация «Связь между развитием мелкой моторики и театральной деятельностью»
▼ Скачать + Заказать документы
Материал подготовила Свиридова Наталья Александровна
Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающие воздействие. У новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки и если взрослый вкладывает свои пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Малыша можно даже немного приподнять. Однако эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения.
Публикация «Консультация „Связь между развитием мелкой моторики и театральной деятельностью“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Значения хватательного рефлекса состоит в способности ребенка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга это рефлекс переходит в умение хватать и опускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша. Влияния мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до н. э. в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «сороки-белобоки») приводят в гармоничное отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.
Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.
В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоровляющим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка устраняют его эмоционального напряжение, улучшают деятельность сердечнососудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.
В Японии широко используют упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоровляющие и тонизирующие воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.
Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза - рогатая». Их значение до сих пор не достаточно осмысленно взрослыми, т. к. многие взрослые видят в них только развлекательную сторону, а не развивающие, оздоровляющие воздействие.
Исследование отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга.
Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции ВНД, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только самих рук, но и губ, снимают умственную усталость. Они способствуют улучшению произношения многих звуков, а значит – развивает речь ребенка.
Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекции «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого пальца, помогайте ребенку координировано и ловко ими манипулировать. Обращайте внимание на овладение ребенком простыми, но в тоже время жизненно важными умениями – держать чашку, ложку, карандаши, умываться. Например, если в 4 года он не умеет доносить в пригоршне воду до лица – значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. Обнаружив отставание у ребенка, займитесь с ним развитием мелкой мускулатуры и тонких движений рук.
Прекрасным средством для развития движений пальцев является игра в «Театр пальчиков» - в нее с увлечением играют все дети. В имеются различные варианты «Театр пальчиков» - это могут быть головки животных и людей, которые одевают на пальцы и с которыми разыгрывают разные сценки. Такие игры не должны быть продолжительными, как показывает наблюдения 5-15 минут в день вполне достаточно для того чтобы стимулировать речевую функцию ребенка.
Кроме «Театр пальчиков» можно и нужно почти на каждом занятии проводить гимнастику пальцев. Например на занятии «Ознакомление с окружающим миром», можно использовать пальчиковую гимнастику под следующие стихи:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – Я,
Вместе дружная семья.
Ребенок не только тренирует мускулатуру рук, но и осознает свое место в семье.
Анализ литературы позволяет предложить, что театрализованные игры являются наиболее синкретичным средством формирования различных систем (вербальные, образно-жестовые, образно-двигательные и образно-графические виды знака) развитие познавательной, двигательной и эмоциональной сферы, а также социализации детей.
Таким образом, отсюда следует, что театрализованные игры могут использоваться на занятиях по развитию речи, по ознакомлению с окружающим миром, в процессе конструктивной деятельности, при формировании элементарных математических представлений.
Спасибо за внимание!