Любовь Шкунова
Консультация «Технология исследования артикуляционной моторики»
▼ Скачать + Заказать документы
Правильное произнесение звуков обеспечивается благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Но прежде чем начинать с детьми проводить артикуляционную гимнастику, необходимо исследовать артикуляционный аппарат ребенка. Для этого можно с детьми провести специальные упражнения с использованием иллюстративного материала, а при отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
Публикация «Консультация „Технология исследования артикуляционной моторики“» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Исследовательская деятельность
- Консультации для родителей
- Темочки
Инструкция: «Повторяй за мной движения».
1) Упражнение «шарик» (надуть щеки и удержать на счет до 5).
2) Попеременное выполнение упражнений «забор» и «слоник» (зубы сомкнуть, губы растянуть в улыбку – выдвинуть вперед трубочкой и т. д.).
3) Упражнение «лопатка» (рот приоткрыть, широкий распластанный язык положить на нижнюю губу - удержать на счет до 5 язык).
4) Упражнение «иголочка» (рот открыть, длинный узкий язык вытянуть вперед).
5) Упражнение «часики» (рот открыть, язык высунуть и попеременно передвигать от одного уголочка к другому).
6) Упражнение «качели» (рот открыть, языком поочередно касаться то верхней, то нижней губы).
7) Упражнение «язычок в кроватке» (удержать кончик языка за нижними зубами).
8) Упражнение «силач» (рот открыть, удержать кончик языка за верхними зубами).
9) Упражнение «маляр» (рот открыть, длинный язык передвигать от верхних зубов по твердому небу назад и вперед, не выходя из-за верхних резцов).
10) Упражнение «лошадка» (рот приоткрыть, ритмично пощелкать языком).
При оценке учитываются следующие движений: точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому. Оценка
1 балл – точное и правильное выполнение;
0, 5 балла - замедленное и напряженное выполнение;
0,25 балла – длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации;
0 баллов - невыполнение или наличие ошибок (синкинезий, гиперкинезов, тремора).
Максимальная оценка – 10 баллов
После проведения исследования, педагогу необходимо ежедневно, утром (5 минут) проводить артикуляционные упражнения с детьми. Проводить их эмоционально в игровой форме. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же дети выполняют какие-то упражнения недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Если воспитатель сомневается в правильности выполнения упражнений, необходимо обратиться за консультацией к логопеду. Вырабатываемые с детьми артикуляционные навыки очень хорошо воздействуют на язык ребенка и он начинает правильно произносить нарушенные звуки.