Наталья Владимировна
Консультация учителя-логопеда «Развиваем артикуляционную моторику»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация учителя - логопеда
"Развиваем артикуляционную моторику"
Публикация «Консультация учителя-логопеда „Развиваем артикуляционную моторику“» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Речь – это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.
Если у ребенка речевые дефекты, он зачастую подвергается насмешкам сверстников, обидным замечаниям, в концертах и детских праздниках не участвует. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей. Постепенно такой ребенок отдаляется от коллектива, замыкается в себе. Он старается отмолчаться или ответить односложно, не принимать участия в речевых играх.
В первую очередь, уважаемые родители, предлагаем ознакомиться с правильной артикуляцией согласных звуков, которые чаще всех нарушены у детей дошкольного возраста
Звуки «С», «З» :
1. Зубы сближены на расстоянии около 1 мм;
2. Кончик языка упирается в нижние зубы;
3. Спинка языка выгнута, по середине образуется желобок, по которому идет струя холодного воздуха;
4. Звук «С» - глухой, звук «З»- звонкий.
Звук «Ц» :
Образуется в результате быстрого слияния звуков «Т» и «С».
Звуки «Ш», «Ж» :
1. Губы несколько выдвинуты вперед
;2. Кончик языка поднят к небу в форме «чашечки»;
3. Боковые края прижимаются к коренным губам, не пропуская воздушную струю;
4. Воздушная струя теплая;
5. Звук «Ш» - глухой, звук «Ж» - звонкий.
Звук «Ч»Образуется в результате быстрого соединения звуков «ТЬ» и «Ш».
Звук «Щ» :Образуется как длительный звук «ШЬ». Кончик языка поднят к передним зубам ближе, чем при произнесении звука «Ш».
Звук «Л» :
1. Кончик языка упирается в верхние зубы;
2. Боковые края языка опущены;
3. Воздух проходит по бокам;
4. Губы участия в произношении не принимают.
Звук «Р» :
1. Кончик языка поднят за верхние зубы и вибрирует под напором воздуха;
2. Боковые края соприкасаются с верхними коренными зубами;
Предлагаем некоторые артикуляционные упражнения, которые помогут развить артикуляционную моторику и овладеть правильным звукопроизношением.
Помните! Начинать нужно с более простых упражнений, постепенно переходя к сложным. А также необходимо упражнения выполнять сначала в медленном темпе и обязательно перед зеркалом. Ребенок должен сравнивать правильность и степень полноты выполнения движения своих и ваших органов речи.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, а лучше 2 раза в день 10 – 15 минут.
Упражнения для постановки и коррекции звуков «С», «З» :
- «Горка» - кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута;
«Лопаточка» («Блинчик») – широкий язык расслаблен на нижней губе;
- «Чистим нижние зубы» - языком проводить по внешней и внутренней стороне языка влево – вправо;
- упражнения со спичкой – положить на среднюю линию языка спичку (палочку, зубочистку, сжать зубы и произносить звук «С»;
- «Трубочка» - сложить язык в форме трубочки и дуть в нее. Следить, чтобы щеки при этом не надувались. Можно также дуть в трубочки разного диаметра и длины. Это упражнение помогает выработать направленную воздушную струю и силу выдоха.
Упражнения для постановки и коррекции звуков «Ш», «Ж», «Ч», «Щ» :
- «Вкусное варенье». Язык присасывается к верхней губе и делается резкое опускание языка. Должен слышаться чмокающий звук. Нижняя губа языка касаться не должна;
- «Маляр». Языком проводить взад – вперед по небу;
- «Чашечка» - широкий язык поднят кверху: а) к верхней губе, б) к верхним зубам;
- «Качели»— движения языком вверх-вниз: а) к верхней — нижней губе; б) к верхним — нижним зубам;
- «Гармошка» – язык прижать к небу, как при «Грибке» и выполнять движения челюстью вверх – вниз;
- Дутье в трубочки разного диаметра и длины.
Упражнения для постановки и коррекции звука «Л» :
- «Болтушка» - быстрые движения поднятым к нёбу языком вперед-назад;
- «Почистим верхние зубы» - проводить языком по внутренней и внешней стороне зубов;
- «Иголочка» — узкий напряженный язык высунуть далеко вперед и удерживать 10-15 сек. (для сокращения языка дотронуться до кончика пальцем);
- «Вкусное варенье» - язык присасывается к верхней губе и делается резкое опускание языка. Должен слышаться чмокающий звук. Нижняя губа языка касаться не должна;
- «Лошадка» - щелканье языком;«Песенка» - слегка прикусив широкий кончик языка произносить слог «ла» ( песенка: «ла – ла - ла»).
Упражнения для постановки и коррекции звука «Р» :
- «Болтушка» - быстрые движения поднятым к нёбу языком вперед-назад;- «Почистим верхние зубы» - проводить языком по внутренней и внешней стороне верхних зубов;
- «Лошадка» - щелканье языком.
- «Маляр» - языком проводить взад – вперед по нёбу;
- «Вкусное варенье» - язык присасывается к верхней губе и делается резкое опускание языка. Должен слышаться чмокающий звук. Нижняя губа языка касаться не должна;
- «Грибок» - весь язык присасывается к небу и удерживается в таком положении в течение 7 – 10 секунд. Постепенно время выполнения упражнения увеличивается;
- «Гармошка» – язык прижать к небу, как при «Грибке» и выполнять движения челюстью вверх – вниз.
Таким образом, существует комплекс артикуляционных упражнений для развития органов речи. Чем лучше будет сформирована артикуляционная моторика, тем правильней будут произноситься детьми звуки родного языка. Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью с целью предупреждения искажений в произношении звуков.