Елена Денежкина
Консультация «В мире музыки»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «В мире музыки».
Дошкольный возраст - яркая неповторимая страница в жизни каждого ребенка. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.
Девиз программы «Детство» : «Чувствовать-Познавать-Творить».
Публикация «Консультация „В мире музыки“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2016
Одной из задач программы является развитие у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках. Важную роль в жизни детей играют эмоции. Чувства господствуют буквально над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность. Эмоции, которые испытывает ребёнок, легко прочитать на его лице, в позе, жестах, во всём его поведении. Развитие и воспитание ребёнка начинается именно с развития эмоциональной сферы, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «видеть» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять собственными эмоциями. Благодаря нашей врожденной способности к выражению эмоций мы можем понимать друг друга, не используя речевых средств. Безусловно, неудивительно, что язык эмоций - это единый язык для всех людей Земли. Эмоциональная отзывчивость дошкольников активно развивается через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре.
Ведущий вид деятельности ребёнка в младшем возрасте непосредственное эмоциональное общение с окружающими. Дети младшего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают порой больше, чем взрослые люди. И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка. Сила ее заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно; достаточно только сыграть грустную мелодию, и малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний. Положительные эмоции влияют на все физиологические процессы, происходящие в организме ребёнка, повышая его тонус. Поэтому преобладание радостного состояния для развития ребёнка очень ценно. Одной из задач педагога – пробудить эмоциональную отзывчивость малыша.
Ребёнок идёт к освоению смысла через чувства. Музыка и музыкальная деятельность, где чувства и эмоции составляют главное содержание, особенно привлекательны для детей младшего возраста. Ведь только в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъёма ребёнок способен сосредотачивать своё внимание. Желание вновь пережить определённое состояние может служить для него мотивом деятельности, стимулом проявления активности. Музыка развивает эмоциональную отзывчивость ребёнка, его культуру чувств. Именно специально организованная музыкальная деятельность, способная структурировать эмоциональный мир, создавать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения движениями, голосовыми реакциями, музыкальными звуками и т. д., должна по праву стать важным аспектом педагогической деятельности.
Также важно отметить, что лучшие условия для развития эмоциональной-отзывчивости и музыкального воспитания ребенка младшего возраста, создаются в семье. Именно семья является единственным социальным институтом, который может обеспечить ребенку качественный индивидуальный подход в музыкальном развитии. Родители должны знать методы и приемы, формы организации музыкального воспитания в семье, понимать значение музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный уровень. Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой. В семье ребенок впервые знакомится с музыкой, в детском саду музыкальный материал обогащается, систематизируется и осмысливается, но если он закрепляется в домашних условиях, то он остается с ребенком навсегда. Вот почему результат деятельности музыкального руководителя, воспитателя и родителей может быть успешным только тогда когда, они выступают союзниками.
Развитие эмоционального мира ребенка немыслимо без существования в нем:
- игрушек (кукол, мягких игрушек, пальчиковых игрушек, именно они служат для него той средой, которая позволяет выражать свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. С их помощью дети знакомятся с базовыми эмоциями. Игрушки побуждают детей к совместной творческой деятельности;
- музыкальных инструментов, игрушек (металлофона, барабана, небольшого бубна, погремушек, клавес, шуршунчиков, дудочек, ложек, колокольчика). Музыкальные игрушки вызывают наибольший эмоциональный отклик и интерес у малышей. Родители должны помочь детям использовать
музыкальные инструменты по прямому назначению, а не как игрушку. Им необходимо детям показать и заинтересовать на собственном примере, как на них играть.
Необходимый набор игрушек и музыкальных инструментов должна иметь каждая семья. Выбор музыкальных произведений, которые ребенок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, ее общекультурного уровня.
Вашему вниманию представлено несколько направлений для использования в домашних условиях для развития эмоциональной отзывчивости у малышей:
- приобщение к классической музыке (произведения И. С. Баха («Шутка», В. А. Моцарта, Л. Бетховена («Лунная Соната», «Шестая симфония», П. И. Чайковского («Детский альбом», ноктюрны Глинки,К. Дебюсси («Лунныйсвет» «Детский уголок») и т. д.) Для младшего возраста необходимо выбирать произведения классической музыки танцевального характера (менуэт, полька, мазурка, вальс и т. д., постоянно связывая музыку с движением, с запоминающимся ритмом. Ребенку важно прочувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт ее восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инструментов, научиться воспринимать и старинную, и современную музыку, как «взрослую», так и написанную специально для детей;
-использование народного фольклора (народные песни («Два веселых гуся», «Во садули в огороде», «Маленькие ножки», танцы, инструментальная музыка, колыбельные песни). Приобщение к фольклору необходимо начинать с раннего детства. Благодаря постоянной связи народного фольклора с игровыми методами дети с большим желанием усваивают песенный материал;
- пение песен, написанных композиторами специально для детей.
В младшем возрасте необходимо подбирать песни о дружбе, бережном отношении к природе, любви к семье, животным. Это песни из мультфильмов и радиопередач, написанные композиторами А. Островским («Спят усталые игрушки», В. Шаинским («Песенка мамонтенка», «Антошка», «От улыбки», «Голубой вагон», «Песенка Чебурашки и крокодила Гены», «Облака», Ю. Чичковым «Песенка о жирафе», Г. Гладковым («Крылатые качели», «Лесной олень», «Расскажи снегурочка», Е. Крылатовым («Колыбельная медведицы», «Прекрасное далеко», А. Пахмутовой(«Кто пасется на лугу») и другими. Через пение движение, игру дети проявляют себя, выражают свои чувства и эмоции, погружаются в мир собственных переживаний;
- чтение детям потешек, прибауток («Кисонька-Мурысенька.», «Сорока-сорока», «Ладушки», «Огуречик-огуречик», «Водичка-водичка»);
- использование программно-изобразительных образов, близких к детям. Программно-изобразительная музыка "рисует” конкретные образы, которые особенно близко связаны с реальной жизнью окружающей детей. Детям понятна музыка, воплощающая образы природы, шум воды, пение птиц, шелест волн, шум леса, голоса животных (циклы «Времена года» А. Вивальди и П. Чайковского). Слушая такую музыку, дети прекрасно чувствуют, что хотел выразить в ней композитор, рисуют в своем воображении картины природы.
Также необходимо дома с детьми танцевать, выполнять ритмические движения, устраивать театрализованные представления и чтение сказок с музыкальным сопровождением, посещать концерты, музыкальные спектакли, беседовать о музыке. Все это вызовет положительный эмоциональный отклик у детей и доставит родителям большое удовольствие.
Музыка в семье может использоваться как в виде занятий с детьми, так и в более свободных формах - как развлечение, самостоятельное музицирование детей, она может звучать и фоном для другой деятельности (рисование, тихие игры).
Все предложенные нами варианты, можно использовать в домашних условиях, в виде прослушивания музыкальных дисков с детскими песнями и музыкальными сказками, просмотра мультфильмов, сказок, театрализованных постановок с использованием игрушек, переодеванием как родителей так и детей и т. д.
Успешность применения всех этих направлений зависит от общекультурного и музыкального уровня взрослых, их педагогических знаний и способностей, терпения, желания заинтересовать детей музыкой.
В заключении хочется сказать, семейное музыкальное воспитание очень важно для разностороннего развития детей и оно помогает пробудить у малышей эмоциональную отзывчивость. Положительные эмоции в жизни ребёнка - основа того, что он вырастет добрым и отзывчивым.