Александра Михайлова
Консультация «Занятие йогой как нетрадиционная форма оздоровления детей в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Йога — это очень древнее духовное учение, зародившееся более 2 тысяч лет назад. Основателем йоги считается мудрец Патанджали, живший в Древней Индии.
Основные направления йоги: раджа-йога, карма-йога, джнана-йога, бхакти-йога и хатха-йога
Ступени йоги - 8 основополагающих принципов, которые дал нам великий йог Патанджали. Чтобы быстро и уверенно достигнуть какой-либо цели, нужно позаботиться не только о конечном результате и о плодах достижения. Так же нужно принять во внимание и средства достижения поставленной задачи, потому что благодаря средствам она достигается. Патанджали выделяет средства, которые он называет восемью ступенями йоги, ведущими по пути духовного совершенствования.
Публикация «Консультация „Занятие йогой как нетрадиционная форма оздоровления детей в ДОУ“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
1. Яма — принципы взаимодействия с внешней средой (моральные законы общего характера)
2. Нияма — принципы взаимодействия с внутренней средой (контроль над речью, телом, умом и поведением в целом)
3. Асана — объединение ума и тела посредством физической деятельности (поза)
4. Пранаяма — контроль над праной («жизненной энергией») посредством особых дыхательных практик (контроль и накопление энергии в теле посредством дыхательных упражнений)
5. Пратьяхара — отвлечение чувств от контакта с их объектами (ступень йоги освобождение сознания от желаний и чувственных удовольствий)
6. Дхарана — целенаправленная сосредоточенность ума (концентрация)
7. Дхьяна — медитация (внутренняя деятельность, которая постепенно приводит к самадхи)
8. Самадхи — умиротворённое сверхсознательное состояние блаженного осознания своей истинной природы (определенное состояние сознания, которое наступает благодаря глубокой концентрации и медитации на объекте, когда индивидуальное сознание человека сливается с объектом медитации).
В сборнике статей «Православный взгляд на йогу» его составитель — священник Русской православной церкви Георгий Максимов отвечая на вопрос о том допустимо ли христианину заниматься йогой, со ссылками на Священное Писание и на мнение ряда архипастырей Поместных православных церквей, пришёл к выводу о несовместимости йоги и христианства.
Но, мы рассматриваем йогу, ни как направление индуизма и буддизма, а как прекрасный вид двигательной активности, который удовлетворит потребность детей в движении. Йога – это полноценная гимнастика, гармонично развивающая все мышцы тела.
ДЕТСКАЯ ЙОГА будет особенно полезна:
• Гиперактивным детям;
• Детям, с предрасположенностью к простудным заболеваниям
• Неактивным детям;
• Детям с заболевания ЦНС (энурез, вегето-сосудистая дистония, остеохондроз);
• Малообщительным детям
Практическая ценность детской йоги:
• Развивает гибкость и силу;
• Улучшает осанку;
• Дает осознание своего тела (гармонично развивает правое и левое полушарие мозга)
• Формирует правильное дыхание;
• Способствует концентрации ума;
• Развивает коммуникативные навыки;
• Повышает самооценку.
Что включает в себя занятие Йогой для детей?
• Общеразвивающая гимнастика
• Самомассаж
• Суставная гимнастика
• Асаны
• Дыхательная гимнастика
• Гимнастика для глаз
• Пальчиковая гимнастика
• Релаксация
• Подвижные игры
• Беседы о здоровье
Общеразвивающая гимнастика
«Репка»
Чтобы репку посадить,
Землю я вскопаю,
Песню напевая:
Ля-ля-ля…
А теперь в земельку
Самена сажаю, семена сажаю,
Песню напева. :
Ля-ля-ля…
А теперь я грядку щедро поливаю,
Пусть растет скорее
Репка золотая»
Ля-ля-ля…
Самомассаж
Массаж головы
Лейся, лейся ручеек,
Мойся каждый волок.
Гребешком расчешу,
Волоски уложу.
Будут будет голова
И чиста
И умна.
Суставная гимнастика
«Петушок и курица»
Делать клевательные движения головой в горизонтальной плоскости в последовательности вперед-назад, вправо-назад, влево-назад. Подбородок движется параллельно полу.
Асаны
Вулкан
«Вулкан спи» - встать прямо, ноги на ширине плеч, руки вдоль тела.
«Вулкан просыпается» - на вдохе медленно соединить ладони и вытянуть руки вверх, потуняться руками вверх.
«Извержение вулкана» - на выдохе со звуком, имитирующими извержение («пщ-пщ-щщ», неспеша раскрыть руки в стороны и опустить вниз.
Дыхательная гимнатика
«Петушок»
Крыльями взмахнул петух, - развести руки в стороны
Всех нас разбудил он вдруг. – опустить руки вниз и хлопать по бедрам «ку-ка-ре-ку» выдох на каждый слог.
Гимнастика для глаз
Са-са-са – вот идет лиса (глазами вправо-влево)
Су-су-су – видим мы лису.
Сы-сы-сы – хвост пушистый у лисы. (вверх вниз)
Са-са-са – лисонька-краса.
За-за-за – закрывай глаза
Ся-ся-ся – вот и сказка вся (моргают)
Пальчиковая гимнастика
Солнце
Рано утром солнце встало («цветок раскрывается»)
Осветило дальний лес, (распрямляют пальцы и разворачивают кисти ладоняки к себе)
Полный сказок и чудес, (скрещивают ладони, разводя их и сближают)
Холод ночи растопило (проводят ладонями по голове ото лба к затылку)
И детишек пробудило (скрестив, кладут ладони на область груди)
Релаксация
«Снежная баба»
Цель: Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
«Слепили во дворе снежную бабу. Красивая снежная баба получилась (попросить детей изобразить снежную бабу). Есть у нее голова, туловище, две руки, которые чуть торчат в стороны, и стоит она на двух крепких ножках…
Ночью подул сильный ветер холодный-холодный, и стала наша баба замерзать. Сначала у нее замерзла голова (попросить детей, напрячь голову и шею, а потом плечи (дети напрягают плечи, потом туловище (напрягают туловище). А ветер дует все сильнее и сильнее, хочет разрушить снежную бабу. Уперлась снежная баба своими ножками (дети сильно напрягают ноги, и не удалось ветру разрушить снежную бабу.
Улетел ветер, наступило утро, выглянуло солнышко, увидело снежную бабу и решило ее отогреть. Стало солнышко припекать, и начала наша баба таять. Сначала начала таять голова (дети свободно опускают голову, потом плечи (дети расслабляют и опускают плечи, потом руки (мягко опускаются руки, потом туловище (дети как бы оседая, склоняются вперед, а потом и ноги (ноги мягко сгибаются в коленях). Дети сначала садятся, а потом ложатся на пол. Солнышко греет, снежная баба тает и превращается в лужицу, растекающуюся по земле».
В заключительной части занятия, можно предложить детям раскрасить мандалы или вендудлы. Раскрашивание антистрессовых раскрасок, способствует концентрации внимания и внутренней гармонии детей.
Человек, находящийся в абсолютном равновесии, не подвержен вредным влияниям извне, и следовательно, неуязвим для болезней и проблем! Именно это является целью Йоги - создание баланса во всех системах организма, а значит, и неуязвимости.