МААМ-картинки

Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда

Лора Рожкова
Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие дыхания – важный этап коррекционного воздействия

на всех детей – логопатов независимо от вида их речевого дефекта. Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние 10 лет устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем ЦНС. Каждый из органов речи имеет свою функцию. По мнению A. Р. Лурия, нарушение одной из них отразится на деятельности остальных органов. Поэтому так важна роль дыхания как “пускового механизма” в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения в логопедической практике.

Публикация «Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда» размещена в разделах

Актуальность данного направления обусловлена тем, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стертой формой дизартрии, моторной, сенсорной алалией, заиканием, ринолалией, увеличивается степень сложности речевого развития у детей поступивших в группу компенсирующей направленности, также недостаточно разработаны вопросы положительной мотивации правильного дыхания в ходе коррекции речи, образности, формирования внимания к ощущениям в акте дыхания, использования нестандартного оборудования, оптимизирующего процесс постановки речевого дыхания. В связи с этим в последние годы среди логопедов и воспитателей групп компенсирующей направленности получила широкое применение практика использования здоровьесберегающих технологий по формированию правильного речевого дыхания у детей с ОНР, направленных на физическое развитие детей с речевой патологией, на целенаправленное воздействие на дыхательную систему организма ребёнка. Существуют определенные методики, направленные на восстановление этой важной функции: дифференциация ротового и носового выдоха у детей с ринолалией А. Г. Ипполитовой; снятие напряжения с мышц всего тела и органов артикуляции у заикающихся детей Н. А. Рождественской, Е. Л. Пеллингер; оздоравливающие и целительные методики К. П. Бутейко, А. Н. Стрельниковой; образная гимнастика по М. Норбекову и др. Суть этих методик заключается в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра, что влияет на оздоровление организма. В своей практике использую методику правильного дыхания О. Г. Лобановой (трехфазовое дыхание). Весь цикл складывается из трех фаз:

- первая фаза «выдох» (выполняется через рот) длительный, упругий, но дозированный (т. е никогда не выполняется до предела);

- вторая фаза – «пауза» (она должна быть естественно приятной);

- третья фаза «вдох – возврат дыхания» производится автоматически носом, естественно без шума или почти бесшумно. Схематично три фазы дыхания выглядят так :

.

Схематично три фазы дыхания выглядят так :

- «выдох» (через слегка сомкнутые и поджатые с легким усилием губы);

- «пауза» (ожидание до естественного желания вдохнуть);

- «возврат дыхания» (непроизвольный вдох носом).

Трехфазовое дыхание помогает снимать утомление, так как активный выдох очищает легкие от избытка углекислоты, а естественный вдох носом позволяет заполнить их количеством воздуха достаточным для организма кислородом.

Помимо занятий по системе О. Г. Лобановой, также используется ряд упражнений по методике А. Н. Стрельниковой. Развитие дыхания включает работу над силой и продолжительностью выдоха, темпом и ритмом дыхания, что и осуществляется на логоритмических занятиях в процессе двигательных упражнений – сначала без речи (формируется физиологическое дыхание, а затем с речью (воспитывается речевое дыхание)

Упражнения на развитие дифференцированного выдоха.

Цель: развитие ощущений движения органов дыхания, главным образом диафрагмы и передней стенки живота, что соответствует грудобрюшному типу дыхания.

Упражнение 1. «Качели». Выработка грудобрюшного типа дыхания. Легкая игрушка лежит на области диафрагмы

Инструкция: «Положим игрушку на живот и посмотрим, как она поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох» В соответствии с инструкцией логопеда ребенок следит глазами за подниманием и опусканием игрушки вслед за сокращением и расслаблением диафрагмы.

Упражнение 2. «Мыльные пузыри». Ребенок, находящийся в положении сидя на полу, в руках держит мыльные пузыри.

Работа диафрагмы воспринимается ребенком зрительно.

Инструкция: «Сделай глубокий вдох через нос, задержи дыхание, выдохни воздух через рот, вытяни губы трубочкой и подуй»

Упражнение 3. «Узнай по запаху». В руках у ребенка цветы (запах лаванды, шалфея, мяты, жасмин).

Инструкция: «Сделай глубокий и длительный вдох носом, не поднимая плеч, а затем выдох, стараясь назвать запах цветка, рука находится на животе, что помогает контролировать дыхание»

Упражнения на развитие дикции и артикуляции.

Цель: развитие фонационных дыхательных упражнений в сочетании с речью. Упражнение 1. Звук «А» И. п. - ноги на ширине плеч, руки подняты вверх. Вдох, на выдохе медленно и плавно опустить руки через стороны. При произнесении звука нижняя челюсть опускается.

Упражнение 2. Звук «О» И. п. - ноги на ширине плеч, руки опущены. Вдох, на выдохе медленно и плавно поднимать руки вверх через стороны. При произнесении звука губы округлены.

Упражнение 3. Звук «У» И. п. – ноги на ширине плеч, руки перед грудью, ладони раскрыты. Вдох, на выдохе руки вперед, губы при произнесен звука вытягиваются дудочкой

Упражнение 4 Звук «Э». И. п. – ноги на ширине плеч, руки опущены. Вдох, на выдохе руки выполняют жест, как при плавании брасом, губы улыбаются уголки оттягиваются в стороны, уголки оттягиваются в стороны.

Затем включается громкое и длительное произнесение гласных и их сочетаний:

а ___ аэ ___ эа ___ а ___ э ___

э ___ аи ___ эи ___ а ___ и ___

о ___ ао ___ эо ___ а ___ о ___

у ___ ау ___ эу ___ а ___ у ___

Можно предложить положить ладонь на живот или на нижние ребра. Ладонь ощущает, как ребра поднимаются при диафрагмальном вдохе и опускаются при выдохе. Диафрагмальное реберное дыхание считается наиболее привычным и его используют как основу для правильного речевого дыхания. При таких упражнениях постоянно фиксируется внимание ребенка на длительном ротовом выдохе, поднятом мягком небе, контролируется утечка воздуха через нос, включается слуховой контроль. Подобное сочетание артикуляционных и дыхательных упражнений формирует навыки речевого дыхания. Вслед за статической дыхательной гимнастикой применяется динамическая гимнастика, которая укрепляет организм ребенка, улучшает функцию его диафрагмы, брюшного пресса, развивает фонационное дыхание, положительно влияет на настроение, эмоции ребенка, вызывает у него чувство радости и бодрости. Динамические упражнения включают ходьбу, медленный бег, движения рук, ног, туловища. Они являются более активными, естественными и сильными по сравнению со статическими. Динамическая дыхательная гимнастика построена на сочетании движений туловища и конечностей с произнесением звуков, звукосочетаний на выдохе и включает элементы лечебной физкультуры. Данный этап дыхательной гимнастики целесообразно проводить под наблюдением специалиста ЛФК. За счет постановки правильного дыхания, быстро и эффективно исправляются речевые нарушения. Сокращается время для постановки и автоматизации речевых звуков, речь становится более четкой и внятной, ребенок может произнести на выдохе определенное для данного возраста количество слов. Помимо этого отмечается улучшение сна, памяти, повышение способности концентрировать внимание. Соблюдение всех составляющих процесса формирования речевого дыхания у дошкольников с патологией речи, обеспечивает стабильность получаемых результатов. Процесс формирования речевого дыхания осуществляется на основе междисциплинарного подхода, позволяющего в комплексе решать логопедические, педагогические, психологические, медицинские вопросы, обеспечивающего закономерные связи в использовании нетрадиционных методов. Игнорирование хотя бы одного из них неизбежно приводит снижению качества логопедической работы с детьми в целом.

Литература:

Белякова Л. И., Гончарова Н. Н., Шишкова Т. Г. Методика развития речевого

Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Логопедия. Заикание. - М., 1998.

Вартанова Т. С., Сметанкин А. А. Общие вопросы применения метода БОС. - СПб., 2008.

Верясова Т. В. Система упражнений по развитию ручного и артикуляционного праксиса. - Екатеринбург, 2000.

Вовк О. Н., Павлова Л. Н., Теречева М. Н., Черемных Н. И. Учебно-методическое пособие по применению логотерапевтического компьютерного комплекса для коррекции речи методом БОС. - СПб., 2008.

Волосовец Т. В. Преодоление ОНР у дошкольников. - М., 2003.

Вторина Е. В. Использование метода Биологической Обратной Связи в образовании. - Томск, 2003.

Жукова Н. С., Мастюкова Е. М. Логопедия. - Екатеринбург, 2004.

Ивановский Ю. В. Метод ДАС-БОС – путь к нормализации взаимодействия дыхательной и сердечно-сосудистой систем. - СПб, 2001.

Ивановский Ю. В. Принципы использования метода биологической обратной связи в системе медицинской реабилитации. - СПб, 2002.

Краузе Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: практическое пособие. - СПб., 2004.

Пирогов И. Оздоровительное дыхание. - М, 2000.

Поваляева М. А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. - Ростов-на-Дону, 2002.

Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. - М., 1994.

Семенова Н. А. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. - М. - СПб., 2003.

Сметанкин А. А. Здоровье без лекарств : Биологическая Обратная Связь. - СПб, 2001.

Сметанкин А. А., Сметанкина С. И. Оздоровительная дыхательная гимнастика с использованием метода БОС в учреждениях. - СПб. 2003.

Публикации по теме:

Презентация предметно-развивающей среды по формированию основ здорового образа жизни в первой младшей группе Ивестно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек.

Презентация «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике» Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда
Опубликовано: 9 октября 2013 в 19:42
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда» (включая файлы) размещена пользователем Лора Рожкова (УИ 134276) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД