Лучший педагог года

Консультация «Звуковой анализ слов»

Малыгина Елена
Консультация «Звуковой анализ слов»

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ

Нас окружает мир, полный разных удивительных звуков. Всё, что мы слышим, и всё, что произносим, – это звуки. Очень важно, чтобы ребёнок ориентировался в звуковом строе речи. Это необходимо для обучения чтению, грамотному письму в школе, для изучения родного языка.

Звуковой анализ – это :

Публикация «Консультация „Звуковой анализ слов“» размещена в разделах

– определение порядка звуков в слове;

– выделение отдельных звуков;

– различение звуков по их качественным характеристикам (гласный – согласный, твёрдый – мягкий).

Во время занятий ребёнок вслушивается в слова и звуки, определяет место звука в слове, различает на слух твёрдые и мягкие согласные звуки, подбирает слова на заданный звук.

Затем дети знакомятся с материализованными моделями слов (схемами). Здесь они учатся выделять все звуки в слове по порядку и моделировать слова.

В процессе обучения дети последовательно овладевают анализом всё более сложных по структуре слов. Они учатся вслушиваться в звуки речи, различать ударные и безударные гласные, сравнивать слова по звуковым моделям, находить сходство и различие и т. д.

С помощью развлекательных моментов старайтесь поддерживать стойкий интерес к занятиям, желание узнавать новое и усваивать знания и умения. Схемы слов ребёнок может составлять не только при помощи карточек, но и при помощи мелких пуговиц, игрушек соответствующих цветов, что способствует развитию мышц пальцев (мелкой моторики). Дополнительная нагрузка на мелкую мускулатуру, если пуговицы хранятся в прозрачной бутылочке или банке с завинчивающейся крышкой, которую малышу нужно открывать или закрывать самостоятельно.

Разноцветные жетоны развивают и укрепляют память, тренируют мышцы пальцев.

Не рекомендуется переходить к звуковому анализу сложных слов, не освоив простые слова. Только усвоив материал предыдущих занятий, переходите к следующим занятиям. Выполнив все упражнения по всем темам, ребёнок начинает читать целыми словами, что облегчает ему восприятие лексического значения слова и способствует развитию речи.

Условные обозначения для схематического выполнения звукового анализа слов :

твёрдый согласный звук

мягкий согласный звук

гласный звук

Запомните!

Всегда мягкие звуки : Ч, Щ, Й

Всегда твёрдые звуки : Ш, Ж, Ц

Буквы Ь, Ъ звуков не дают.

Образец звуковой схемы слова :

МУХА ЧАЙНИК ТЕЛЕФОН

Порядок выполнения звукового анализа

Этот цветок называется мак. Повтори это слово.

МММАК – скажи, как я. Какой первый звук в этом слове? Он гласный или согласный? Возьми жетон, который обозначает согласный звук, и положи его под картинкой.

МАААК – скажи, как я. Какой звук ты слышишь после М? Какой это звук? Возьми жетон, который обозначает гласный звук и положи его после М.

МАК (подчёркнуто артикулируется звук К) – какой последний звук в этом слове? Он гласный или согласный? Возьми жетон, который обозначает согласный звук, и положи его после звука А.

– Назови все звуки в слове МАК по порядку.

– Где находится звук А : в начале, конце или середине слова?

– Какой первый звук в слове МАК? А какой в этом слове последний звук?

– Назови гласный звук в слове.

– Назови согласные звуки в слове.

– Сколько всего звуков в слове МАК?

Информацию подготовила:

учитель-логопед Е. Ю. Малыгина

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Звуковой кубик»Дидактическая игра «Звуковой кубик» Паспорт дидактической игры «Звуковой кубик». Вид игры: настольная, дидактическая Возраст детей: старший дошкольный возраст Цель игры:.

Дидактическая игра «Звуковой телевизор»Дидактическая игра «Звуковой телевизор» Дидактическая игра на липучках «Звуковой телевизор» предназначена для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет. Игру можно проводить.

Обследование звуковой стороны речиОбследование звуковой стороны речи Обследование звуковой стороны речи детей (3-6л.)в нашем детском саду проводится сначала учебного года - в сентябре. Предлагаю ребёнку.

«Звуки. Звуковой анализ». Конспект итогового занятия по грамоте в подготовительной группе«Звуки. Звуковой анализ». Конспект итогового занятия по грамоте в подготовительной группе Цель: обобщить у детей знания полученные ранее. Задачи: - образовательные:обобщить и систематизировать знания детей о звуках: слогообразующей.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слова» Программное содержание: - продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, - учить различать твердые и мягкие согласные звуки,.

Консультация «Анализ НОД по лыжной подготовке для детей подготовительной группы» Анализ НОД по лыжной подготовке для детей подготовительной «Б» группы. Критерии НОД 1. Вид НОД 2. Возрастная группа 3. Количество детей.

Консультация для родителей «Что такое звуко-слоговый анализ слова?» Звуко - буквенный анализ слова, неотъемлемая часть обучения грамоте. Данное умение начинают формировать в детском саду в подготовительной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Звуковой анализ слов»
Опубликовано: 19 ноября 2023 в 22:45
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД