Папки-передвижки

Консультирование родителей «Психологическая готовность ребенка к школе»

Мосиенко Анна Васильевна
Консультирование родителей «Психологическая готовность ребенка к школе»

Психологическая готовность ребенка к школе.

Что такое психологическая готовность к школе

Психологическая готовность, или школьная зрелость, – комплекс психических качеств, которые необходимы ребенку для успешного начала обучения в школе. Если ребенок психологически не готов к обучению, то адаптация в 1-м классе будет длительной и даже травмирующей.

Публикация «Консультирование родителей „Психологическая готовность ребенка к школе“» размещена в разделах

Некоторым детям трудно выполнять школьные требования и соблюдать распорядок дня. Проблемы возникают прежде всего из-за отсутствия мотивации и несформированности произвольной регуляции своего поведения.

Каждый ребенок проживает период приспособления к школе. Чем больше у него развиты нужные умения, качества и знания, тем быстрее и безболезненнее пройдет адаптация к новым условиям. Вам и педагогам важно учитывать, как развиты составляющие психологической готовности к обучению.

Причины недостаточной сформированности психологической готовности к школьному обучению и способы решения проблем

Причины:

-Недостатки в воспитании: гиперопека, авторитарность, вседозволенность, неприятие (подсознательное нежелание родителей заниматься ребенком);

-Недостатки соматического развития ребенка : часто болеющие дети менее устойчивы к различным нагрузкам, быстрее устают, теряют внимание и утомляются;

-Невротические проявления: заикание, тики, энурез, истерия, неврастения;

-Последствия перинатальных поражений: задержка психического, моторного или речевого развития; церебрастенический синдром (перепады настроения, двигательное беспокойство, тревожный сон, метеозависимость); синдром гиперактивности с дефицитом внимания (агрессивность, импульсивность, трудности концентрации и поддержания внимания, нарушения обучения и памяти). Поздние проявления родовой травмы: сколиоз, частые головные боли, снижение мышечного тонуса, резкое снижение зрения. Функциональные нарушения мозгового кровотока особенно дают о себе знать в периоды ускоренного роста – на первом году, в 3–4 года, 7–10 лет, 12–14 лет.

Способы решения:

-Консультация педагога-психолога. Коррекция детско-родительских отношений;

-Консультация врача-невролога. Медикаментозная поддержка ребенка. Индивидуальный учебный план обучения в школе;

-Консультация и наблюдение врача-невролога. Нейропсихологическая коррекция и коррекция поведения. Медикаментозная поддержка. Соблюдение режима дня и психологических нагрузок;

-Консультация и наблюдение врача-невролога, невропатолога, психиатра. Создание специальных условий обучения в школе и сопровождение такими специалистами, как психолог, логопед, дефектолог, нейропсихолог и др. Обучение по адаптированной программе.

Мотивационную готовность обеспечивают родители учащегося. Чтобы ребенок успешно учился, он должен стремиться к школьной жизни, серьезным занятиям, ответственным поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых, родителей к учению, как к деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника.

Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Родители и другие взрослые не должны негативно высказываться о школе, чтобы не поднимать у ребенка уровень тревожности.

Критерии оценки: ребенок хочет посещать занятия; стремится узнавать интересную информацию, получать новые знания.

Интеллектуальная готовность. Важно, чтобы ребенок к школе был умственно развит. Он должен уметь сравнивать, обобщать, делать выводы, анализировать.

Детей дошкольного возраста характеризует общая любознательность. Это возраст почемучек. Но часто любознательность гаснет, и в школе, даже начальной, у детей возникает интеллектуальная пассивность, которая приводит их в число отстающих.

Родители могут помочь избежать интеллектуальной пассивности. Для этого родителям всегда надо отвечать на вопросы, которые задает ребенок. Если своим вниманием взрослые (родители) поддерживают его интерес к познанию, то ребенку будет легче развиваться. К сожалению, родители часто отмахиваются от детских вопросов – это основная причина интеллектуальной пассивности.

Важно Для успешного обучения недостаточно только хорошего уровня интеллектуального развития. Часто в школу приходят дети умные, но с большими трудностями в поведении и общении

Критерии оценки: ребенок знает немного о себе (имя, фамилия, место проживания); различает геометрические фигуры (круг, прямоугольник, треугольник, квадрат); знает цвета; понимает значения слов «меньше», «больше», «низкий», «высокий», «узкий», «широкий», «право», «лево», «между», «около», «над», «под»; умеет сравнивать различные предметы и находить в них отличия; может обобщать, анализировать, определять признаки явлений и предметов.

Эмоционально-волевая готовность включает умение управлять своим поведением. А еще в нее входят навыки произвольной регуляции внимания, эмоциональную устойчивость.

Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет :

ставить цель; принимать решение; намечать план действий; делать усилия к его реализации; преодолевать препятствия.

Критерии оценки: развиты самостоятельность и организованность; ребенок умеет управлять собственным поведением, может соотнести простую цель и результат работы.

Коммуникативная готовность. Включает качества, благодаря которым дети могут полноценно общаться со сверстниками и учителями. Ребенок приходит в школу, класс, где все заняты общим делом, ему нужно уметь устанавливать взаимоотношения, входить в детское общество, действовать совместно, уметь уступать и защищаться.

Ученик должен иметь потребность в общении, уметь подчиняться интересам и обычаям детской группы. Важно, чтобы школьник развивал способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

Критерии оценки: ребенок легко включается в компанию играющих детей; умеет выслушивать чужое мнение, не перебивая; соблюдает очередь в ситуациях, когда это необходимо; умеет участвовать в разговоре с несколькими людьми, может поддержать беседу.

Задача родителей – обеспечить положительную установку на обучение. Нужно устроить комфортные условия для занятий ребенка дома, создать ситуацию успеха у первоклассника.

У ребенка должно быть желание идти в школу, то есть мотивация. А педагоги должны помочь ребенку сформировать социальную позицию школьника : развивать конструктивное взаимодействие со одноклассниками и сверстниками из других классов, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.

К СВЕДЕНИЮ

Что такое психологическая готовность к школе

Психологическая готовность к обучению включает :

– мотивационную готовность – положительное отношение к школе и желание учиться;

– умственную готовность – достаточный уровень развития мышления, памяти и др. познавательных процессов, наличие определенного запаса знаний и умений;

– эмоционально-волевую готовность – достаточный уровень развития произвольного поведения;

– коммуникативную готовность – способность устанавливать отношения со сверстниками, готовность к совместной деятельности и отношение к взрослому как учителю.

Пример. Здравствуйте, уважаемые родители : мамы и папы, бабушки и дедушки первоклассников. В этом году в вашей семье произошло важное событие: ваш сын или дочка поступили в 1-й класс. Каждому ребенку купили школьную форму, красивый ранец, бережно уложили школьные принадлежности, приготовили много нужных мелочей. А готов ли сам ребенок к школе? Сейчас я расскажу, как проходит адаптация и как можно помочь ребенку благополучно прожить этот период.

Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости : интеллектуальную, эмоциональную и социальную. Интеллектуальная зрелость – умение концентрировать внимание, обладать аналитическим мышлением, улавливать основные связи между явлениями. Критерий интеллектуальной готовности – развитая речь. Эмоциональная зрелость – умение регулировать свое поведение, управлять своими эмоциями, возможность длительное время выполнять непривлекательное задание. Социальная зрелость – потребность в общении со сверстниками, умение общаться и исполнять роль ученика.

Публикации по теме:

«Психологическая готовность детей к школе». Консультация для родителей Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошёл в школу подготовленным, с учётом его общего физического развития,.

Консультация для родителей «Психологическая готовность ребёнка к школе» В сознании многих родителей до сих пор готовность к школе – это умение считать, читать, писать. Но вот мнение психологов на этот счет несколько.

Консультация «Психологическая готовность родителей и детей к обучению в школе» Психологическая готовность родителей и детей к обучению в школе Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый.

Консультация «Психологическая готовность детей к школе». Часть 5 Критерии готовности к школе. Критерии определяются как теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности.

Презентация «Психологическая готовность к обучению в школе» «Быть готовым к школе –не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться. (Венгер.

Психологическая готовность к школе Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки, надеюсь, что, прочитав эту статью, вы поймёте, что такое психологическая готовность ребёнка к.

Консультация для родителей «Психологическая готовность к школе» Луговская Е. А. Воспитатель Автономная некоммерческая организация «Планета детства «Лада» детский сад №137 «Чижик» г. о. Тольятти Психологическая.

Психологическая готовность матери к рождению ребенка с нарушением интеллектуального развития Психологическая готовность матери к рождению ребенка с нарушением интеллектуального развития Современная ситуация в обществе с характерным.

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе Шиф И. А., психолог ГБУ ЦСПСиД «Гелиос» Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Начало школьного обучения – естественный этап.

Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника и в семье и в детском.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультирование родителей «Психологическая готовность ребенка к школе»
Опубликовано: 25 февраля 2019 в 23:14
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД