Любовь
Дошкольные учреждения на Западе. 2 часть
▼ Скачать + Заказать документы
2 ЧАСТЬ
СОДЕРЖАНИЕ
6. Система дошкольного образования в Испании 16,
7. Система дошкольного образования в Италии 18,
8. Дошкольное образование в Голландии 19,
9. Система дошкольного образования в Швеции 21,
10. Дошкольное образование в Швейцарии 23,
Заключение 25,
Список использованных источников 26,
6. СИСТЕМА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИСПАНИИ
Дошкольное образование в Испании не является обязательным. Среди учебных заведений существуют как бесплатные (государственные, так и платные (частные).
Дошкольное образование в Испании можно разделить на два этапа:
Публикация «Дошкольные учреждения на Западе, 2 часть» размещена в разделах
1) Детский сад в Испании- Escuela Infantil (для детей от 0 до 3 лет)
2) Подготовительные классы в колледже – Aula Infantil en colegio de pri-maria (для детей от 3 до 6 лет)
В Испании в отличие от соседних европейских стран есть ясли для детей до года, что удобно для работающих или учащихся матерей. На первой ступени (Escuela infantil) связующей семью и школу упор делается на общем физическом и интеллектуальном развитии малышей, занятия проводятся в игровой форме, в сочетании с музыкой и танцами [6].
На первом этапе в испанских детских садах упор делается на общее развитие ребенка: физическое, интеллектуальное, адаптацию в коллективе, выработку навыков самостоятельности и т. д. Занятия проводятся в игровой форме в комплексе с занятиями танцами и музыкой. Учебный день может быть полным с обедом и полдником, может быть укороченным (например, шестичасовым) – зависит от конкретного садика. В частных детских садах стремятся комплектовать небольшие группы детей – 5-10 человек; в государственных садиках группы могут быть больше. Частные детские сады зачастую открыты при колледжах. Для детей, посещающих такие детские сады, места в колледже резервируются заблаговременно.
Стоимость пребывания в испанском детском саду варьируется от заведения к заведению. В среднем она составляет 200-500 евро в месяц. Альтернативой садикам является няня, услуги которой стоят ориентировочно 5-10 евро в час.
На второй ступени (подготовительное образование при начальной школе Aula infantil en colegio de primaria).
Упор делается на подготовке к школе, таким образом, детей учат чтению, письму, логике и счету. Помимо этого, в последнее время очень популярно препода-вание английского языка, в том числе занятия с носителями языка.
Стоит подчеркнуть, что дошкольное образование является добровольным, и в некоторых государственных учреждениях – бесплатным. Возможность бес-платного дошкольного образования стоит уточнять в каждом конкретном случае, т. к. дошкольное образование регулируется законами автономных округов. В некоторых автономных округах дошкольное образование бесплатное, но Вам придется платить за еду, дидактические материалы, учебники и тд. Для многодетных семей с низким уровнем доходов предусмотрена возможность получить субсидию (beca) от государства, которая покрывает все расходы.
Частные детские сады, соответственно подразумевают платное дошкольное образование, но имеют существенные преимущества – они открываются раньше и закрываются позже, количество детей в группах существенно ниже, чем в государственных детских садах. Расходы на частный детский сад, как правило, составляют от 200 до 500 евро в месяц [7].
В последние годы стоит отметить большой спрос на услуги частных детских садов по причине больших очередей в государственные учреждения (особенно в таких городах как Мадрид и Барселона). Политика государственных детских садов такова, что доступ к таким учреждениям определяется количеством баллов (т. е. чем выше балл – тем больше шансов, что Вашего ребенка примут). Баллы начисляются в частности, за общее количество детей в семье, также учитывается трудовая занятость каждого из супругов. Многие испанские форумы изобилуют комментариями возмущенных родителей, которые не могут позволить себе платить за услуги частного детского сада, в то время как в государственные учреждения их детей не зачисляют, т. к. один или оба родителя безработные.
Что касается подготовительных классов при начальной школе ситуация в них в целом схожая с детскими садами: также применяется балловая система, которая определяет доступ в государственные учреждения.
7. СИСТЕМА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИТАЛИИ
Система образования в Италии находится под контролем государства. Министерство образования обеспечивает материальное содержание школ на всех уровнях и строго контролирует обучение в частных школах. Оно разрабатывает учебные программы и устраивает конкурсные экзамены для занятия преподавательских должностей во всех государственных школах. Хотя большинство университетов и других высших учебных заведений содержится государством, все они пользуются широкой автономией в организационном отношении и свободой составления учебных программ. Для поддержания высокого уровня образования для большинства профессий введены обязательные государственные экзамены [6].
Итальянцы начинают учиться рано. Для детей в возрасте до шести лет имеются детские сады или школы раннего развития – scuola materna. Многие итальянцы отдают туда детей уже с трехлетнего возраста. Там дети играют, учатся общаться друг с другом, закладывая основы для того, чтобы пойти в школу в будущем. Дети учатся в группах по 15-30 человек, в т. ч. по методу знаменитого педагога Марии Монтессори. Существуют и частные католические детские сады, где придерживаются более традиционных методов воспитания. Посещение школы раннего развития не является обязательным. Тем не менее, Министерство образования оказывает этим учебным заведениям значительную финансовую поддержку.
Многие итальянцы отдают трехлетних детишек в детские сады (scuola materna, где в течение трех лет их готовят к школе. Дети учатся в группах по 15-30 человек по методу знаменитого педагога Марии Монтессори.
Впрочем, существуют и частные католические детские сады, где придерживаются традиционных методов воспитания.
8. ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГОЛЛАНДИИ
В Голландии дошкольное воспитание в общую систему образования данной страны как первая его ступень не включено. В Голландской системе образования этап дошкольного обучения детей как бы обойден и полнее интегрирован в школьный курс. Однако в нее включено:
– начальное образование для детей в возрасте от 4 до 12 лет;
– специальное начальное образование для умственно отсталых детей или детей–инвалидов (в возрасте от 3 до 12 лет) [7].
Типы дошкольных учреждений – детские сады и начальные школы.
Как и в России, здесь есть детские ясли сады, куда можно отдать ребёнка с 6-ти недельного возраста. В таких заведениях дети могут находиться до 4-х лет. Эти детские сады платные, как, впрочем, и всё в Голландии, размер оплаты зависит от заработка родителей. Те семьи, заработок которых находится ниже установленного уровня, получают денежное пособие от государства на оплату пребывания ребёнка в саду.
Когда ребенок в Голландии достигает трехлетнего возраста, многие муниципалитеты посылают родителям письмо, сообщая им, что они должны записать ребенка в школу, потому что некоторые школы популярны и имеют очередь – «списки ожидания». С 4-х летнего возраста все дети в Голландии обязаны идти в школу, это принято в стране законом. Закон требует, чтобы все дети в возрасте 5 лет поступили в 1 класс начальной школы, но большинство детей начинает обучение уже в возрасте 4 лет.
Фактически, первые 2 класса начальной школы представляют собой детский сад и обучения как такового не происходит – обучаться письму, чтению и арифметике дети начинают лишь с 3 класса. Поэтому первые два класса (до 6-ти лет) ещё не проводится нормального школьного обучения. Это, так называемые, подготовительные классы и детей учат здесь прежде всего общению друг с другом, совместным играм, развивают внимание, усидчивость и так далее примерно также, как и в российских детских садах.
Далее, с 6-ти лет, начинается начальная школа (до 12-ти лет, в которой дети учатся в течение шести лет и получают начальное образование.
Целью дошкольного и начального образования в Голландии является развитие детских эмоций, интеллекта и творческого потенциала, и приобретения адекватных социальных, культурных и физических навыков у детей. Одна из ключевых особенностей, гарантируемая 23 статьей Конституции Голландии – свобода образования. Это свобода учреждения школ, организации обучения в них и определения принципов, на которых они основаны – свободы совести и вероисповедания. Поэтому голландцы имеют право открывать образовательные учреждения на основе своих религиозных, идеологических или иных убеждений.
В Голландии нет специальных программ воспитания для ДОУ. Тем не менее существует много образовательных учреждений (Центров детской заботы, основанных для работы с детьми этого возраста. Для детей школьного возраста есть возможность получать образование вне школьных стен. Разработкой политики по заботе о детях занимается Министерство социального развития и трудоустройства.
Особенности организации педагогического процесса, а также воспитательно-образовательной работы с детьми, в частности режима детской жизни следующие [7].
Дневные детские ясли, заботящиеся о детях в возрасте от 6 недель до 3 лет. Обычно эти учреждения работают с понедельника по пятницу с 8:00 утра до 18:00 вечера (в сумме десять часов). С одной детской группой работают два квалифицированных преподавателя. С детьми этой возрастной группы также работают детские ясли, которые открыты половину рабочего дня (в сумме 5 часов в день).
9. СИСТЕМА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШВЕЦИИ
Швеция – демократическая благополучная страна, с развитой системой образования, с огромным творческим потенциалом, с давними традициями всестороннего содействия научным исследованиям и разработкам. Непрерывность, доступность, универсализм – основные принципы системы образования, которые в Швеции стараются соблюдать на всех уровнях образовательного процесса, начиная с дошкольных учреждений. Трепетная забота государства о детях и их родителях делает шведское дошкольное образование одним из лучших в мире. Образование – забота государства.
Система образования Швеции включает в себя дошкольные учреждения, основную школу, многопрофильные гимназии и высшие учебные заведения.
Первые дошкольные учреждения появились в Швеции еще в XIX веке, но только в 70-х годах прошлого столетия им стали уделять значительное внимание. С 1996 года ответственность за воспитание детей была передана от министерства здравоохранения и социальной защиты к министерству образования и исследований. Цель такого переноса – усилить педагогический и обучающий ас-пект дошкольных учреждений [3].
Основные задачи деятельности шведских дошкольных учреждений определяются парламентом страны, риксдагом (Riksdagen, и министерством просвещения (Utbildningsdepartementet). Важной вехой стало введение первого учебного плана для дошкольных учреждений (Lpfц 98, который вступил в силу 1 августа 1998 года. Правительство и парламент Швеции утвердили учебный план, обозначающий систему ценностей, а также цели и обязанности дошкольных учреждений.
Учебный план является гарантией качественного дошкольного образования для всех детей, независимо от места проживания. Если все детские сады следуют одному учебному плану, они имеют аналогичные цели. В то же время пути к их достижению могут быть разными. Учебный план не навязывает методы работы, воспитатели в сотрудничестве с родителями и детьми сами занима-ются их разработкой. То, что подходит в одном детском саду, не всегда приемлемо в другом.
Дошкольное обучение охватывает детей в возрасте от трех лет.
Детские сады в Швеции есть государственные и частные. Оплата в тех и других одинаковая. Но если садик государственный, то родители, которые не работают, а, например, находятся в декретном отпуске с другим ребенком, имеют право на размещение ребенка в детском саду на не полный рабочий день, а лишь 15 часов в неделю.
В детский сад (dagis) дети ходят c 1 до 5 лет. Общий распорядок дня примерно такой же, как и в России. Дети играют, рисуют, носятся, им доступно до-статочно большое количество игрушек, воспитатели разучивают с ними песенки, танцы, смотрят мультики, читают книжки. Кормят 3-4 раза, еда самая разнообразная. В группе около 15 человек.
Основной упор шведская дошкольная система воспитания делает на развитие самостоятельности ребенка и ответственности за свои действия. Развивать какие-либо способности воспитатель будет только в том случае, если ребенок сам проявит интерес. Т. е. предоставлена полная свобода выбора – занимайтесь тем, что вам интересно: рисовать, петь, лепить, валяться на полу или общаться друг с другом. Межличностному общению уделяется огромное внимание, т. к. именно оно прививает навык социального контакта. Шведские образовательные учреждения преуспели в воспитывании в детях чувства ответственности за свои поступки, умения отвечать за них и делать выводы. Детей с детства приучают к самостоятельности, умению выбирать и принимать решения.
Кроме того, с раннего возраста в детях воспитывают любовь к природе и естественным наукам [7].
В Швеции помимо привычных детских садов, в которые принимают детей от шести месяцев до 7 лет, существуют так называемые «игровые школы» для детей младшего возраста. Фактически это организованные прогулки в парках, на которые берут детей старше трёх лет.
10. ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШВЕЙЦАРИИ
Система образования в Швейцарии соответствует её политическому устройству. Полномочия центра существенно ограничены со стороны регионов. Более логично было бы говорить о 26 совершенно самостоятельных системах образования в Швейцарии, связанных между собой общими принципами. В каждом кантоне Швейцарии существует отдельная система образования, однако качество образовательных услуг и их доступность гарантирует федеральная власть [2].
Единственным общим для всех кантонов и полукантонов правилом является возраст учеников. Дети поступают в школу в 7 лет, а заканчивают ее в 15-16 лет.
Дошкольное, начальное и первая ступень среднего образования (Secondaire I, обязательное среднее образование) полностью подчинено региональным властям. Государство отвечает только за соблюдение принципа общедоступности и бесплатности, гарантирует качество образования.
Обучение в этой стране основано на идеях педагогов-реформаторов: в Швейцарии главная задача школы – сделать учёбу интересным и захватывающим процессом. Система образования в Швейцарии универсальна, она вобрала в себя лучшие черты англо-американской, французской и немецкой школ. Большего разнообразия и широты выбора не встретить нигде.
Главное отличие школ в Швейцарии - они предлагают обучение по любой из систем образования: англо-американской, немецкой, французской, швейцарской, итальянской. В школах Швейцарии действует универсальная международная программа образования
Система дошкольного образования – гордость швейцарского просвещения. Как и в других европейских странах, в Швейцарии дошкольное образование не является обязательным, однако большинство родителей отдают детей в детские сады. Система рассчитана на детей возрастом от трех лет и до момента, когда они идут в школу.
Дошкольное образование в Швейцарии не является совсем бесплатным даже в государственных учреждениях. Стоимость пребывания ребенка в них частично покрывается городской казной, остальное доплачивают родители в зависимости от уровня дохода семьи. Частные ясли и детские садики работают гибко – детей можно оставлять на обед и забирать вечером. Заведений с круглосуточным содержанием маленьких детей в Швейцарии нет.
Посещение детского сада – свободное, родители сами выбирают время, которое ребенок проводит в детском учреждении, или не отдают ребенка в сад вообще. Однако последний год в детском саду, предшествующий поступлению в начальную школу, согласно швейцарским законам, обязателен для посещения. В этот период педагоги стараются подготовить детей к адаптации в школе, научить их наиболее полно раскрывать свои способности. Поэтому чаще всего в детский сад в Швейцарии детей отдают поздно с 5-6 лет [5].
Наиболее популярны в Швейцарии детские сады, в которых малыши проводят весь день, так называемые детсады полного рабочего дня.
В таких заведениях дети играют, получают трехразовое (как минимум) питание, спят. В подавляющем большинстве таких садов имеется собственный спортивный зал, а во многих – бассейн.
Методика обучения детей дошкольного возраста в Швейцарии в соответствии с канонами педагогов-реформаторов – обучение в игре, а девиз - «не мешай»: способности ребёнка обязательно проявятся сами, воспитатель только должен это заметить.
Математику и чтение с письмом в детских садах не учат, зато много игр на свежем воздухе, вместо азбуки – повторение слов и предложений, песенок и стихов. В итоге швейцарские дошколята, как правило, знают меньше своих российских сверстников, говорят в немецкоязычных кантонах на швейцарском диа-лекте и на немецком языке, лучше развиты физически, без сколиоза, близорукости и всегда с хорошим настроением.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение отметим, что в большинстве стран система дошкольного образования схожа. Существуют и нюансы, которые делают образование отличным друг от друга (например, возрастные границы дошкольного возраста, однако главный принцип сохраняется во всех странах – предоставление детям необходимых знаний и создание оптимальных условий для психического и физического развития.
Организация, содержание циклов обучения во Франции определяется реформами, проводимыми уже в течение 30 лет, которые обеспечивают демократизацию образования и его адаптацию к нуждам развивающегося общества.
К учреждениям дошкольного образования в Австрии относятся детские ясли, их дети начинают посещать с трех летнего возраста и детские сады для детей до шести лет. Как и школы, они могут быть государственными либо частными. Их посещение является платным и необязательным.
Дошкольные учреждения образование не входят в систему образования Австрии, здесь не обучают чтению и грамоте.
Система дошкольного образования Великобритании направлена на поддержку инициативы ребенка. Это выражается, например, в том, что занятия строятся в соответствии с активностью дошкольника. Кроме того, учитываются индивидуальные особенности детей. Однако такая позиция приходит в противоречие с практикой школьного образования, что вынуждает педагогов дошкольных учреждений готовить детей к школьному обучению и формировать у них конкретные навыки чтения, письма и счета.
Дошкольное образование в Швеции делает главный упор на общем развитии детей, успехи которых не оцениваются по специальным шкалам и уровням.
Дошкольное образование в Швейцарии считается одним из лучших в Европе, благодаря своим традициям, качеству преподавания и истории ДОУ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бордовская, Н. В Педагогика: учебник для вузов [Текст] / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – СПб. : Питер, 2018. – 304 с.
2. Введение в педагогическую деятельность [Текст] / А. С. Роботова, Т. В. Леон-тьева, И. Г. Шапошникова и др. – М. : Академия, 2018. – 208 с.
3. Копытова, Н. Н. Современное образование в ДОУ [Текст] / Н. Н. Копытова. - М. : ТЦ Сфера, 2017. – 80 с.
4. Мухина, С. А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении [Текст] /Мухина С. А., Соловьева А. А. – Ростов на Дону: Феникс, 2007. – 384 с.
5. Педагогика: Учебник [Текст] / Под ред. Л. П. Крившенко. – М. : Проспект, 2007. – 432 с.
6. Смирнова, Е. С. Дошкольное образование в разных странах [Статья] / Е. С. Смирнова // Права женщин в России. – 2018. – № 2. – С. 17-21.
7. Дошкольное образование за рубежом [Электронный ресурс] // https://vseobr. com/ detskoe obrazovanie/ doshkolnoe.