Тамара Приходько
Художественная литература. «Эти мудрые сказки». Контрольно-итоговое занятие в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия. «Эти мудрые сказки».
Вид. Художественная литература.
Возрастная группа. Подготовительная.
Задача. Уточнить и обогатить представление о сказках. Учить оценивать поступки героев, понимать и оценивать характеры персонажей, связно передавать содержание средствами игры. Развивать интерес к сказкам. Воспитывать желание читать их.
Материалы и оборудование. Клубочек, ёлки, иллюстрации сказок, лошадка, колоски, записки.
Ход занятия:
1. Орг. момент.
Публикация «Художественная литература, „Эти мудрые сказки“, Контрольно-итоговое занятие в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Подготовительная группа
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
-Ребята, сегодня мы совершим путешествие по сказкам.
-А вы любите сказки? Как вы думаете, зачем люди сочиняют сказки?
-Правильно, люди сочиняют сказки, чтобы рассказывать их своим детям, учить в жизни различать добро и зло. Недаром в сказках зло наказывается, а добро побеждает. Сказка учит мудрости и тому, что добро в ответ рождает добро. Человек должен расплачиваться за все свои ошибки, поступки, желания, и только доброта и любовь сделает жизнь счастливой.
-А что будет, если сказок не будет?
-Да, жизнь людей потускнеет, не смогут люди передать своим детям свой жизненный опыт, предостеречь от ошибок, показать путь добра и света, по которому следует решительно идти, преодолевая трудности.
Русский народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок, где происходят волшебные чудеса, превращения.
-Закройте глазки, произнесите такие слова.
Раз, два, три – ну–ка, сказка оживи!
-Давайте поприветствуем солнышко, которое встретится нам на пути, ветер и небо.
Пальчиковая гимнастика.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в родном краю!
Всех я вас приветствую!
-Ребята, что это у меня такое (Показывает клубочек)
-Клубочек, да не простой, а волшебный. Он покажет нам много интересного. Поможет найти дорогу к сказкам. А как обычно начинаются сказки (Жили-были)
-И покатился клубочек… Катится, катится, а навстречу ему колоски.
2. Закрепление изученного материала.
«Колоски»
-Ой, что это за колоски? Давайте вспомним сказку, где в названии встречаются колоски( «Три ржаных колоска»Топелиус.)
-Кто помнит о чём эта сказка? Какие чудеса происходят в этой сказке? (Волк, медведь, сова разговаривали. Молоко и хлеб не заканчивались.)
-Чему учит нас эта сазка (Творить добро, не быть жадными – за своё милосердие получим награду).
-А какую сказку про зёрна мы ещё читали( «Тридцать зёрен» Носов)
-О чем эта сказка? А какие чудеса в этой сказке происходят (Синица хотя и не разговаривает, но понимает мальчика). Чему эта сказка учит нас (Учит любить природу, помогать животным, птицам).
-И покатился клубочек дальше. Катится, катится и прикатился на полянку. Давайте, ребята, отдохнём вместе с клубочком.
3. Физкультминутка.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом.
Крылья пёстрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз-два-три-четыре!
Полетели, закружили!
-И покатился клубочек дальше. Катится, катится, а навстречу ему письма-записки.
«Письма-записки»
-О какой сказке идёт речь?
А) «Мальчик-с-пальчик»Ш. Перро:
Растут братишки – как все похожи!
Сильны, удалы и пригожи!
Вот только младший сплоховал:
И неказист, и ростом мал.
Зато умён, зато смышлён
И сердцем добрым наделён.
И если вдруг беда нагрянет,
Опорой старшим братьям станет.
Он их от гибели спасёт
И счастье дому принесёт.
-О чём эта сказка? Чему она нас учит? (Не главное быть большим и сильным, нужно быть сообразительным, умным. Вовремя прийти на помощь).
Б) «Айога» нанайская сказка :
«Взяла мать лепёшку и отдала соседской девочке. Рассердилась дочь. Пошла на реку, села на берегу и смотрит на своё отражение в воде. А соседская девочка стоит рядом и лепёшку жует. Стала Айога на девочку поглядывать. Шея у неё вытянулась – стала длинная-длинная.»
В) «Кукушка» ненецкая сказка :
«Так бежали за матерью дети много дней и ночей – по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след останется. Не вернулась мать…»
-Что объединяет эти две сказки? О чём они? Какой урок нужно вынести из этих сказок? (Не нужно лениться, нужно не только любоваться собой, но и помогать – родителям, товарищам. Помните, добро порождает добро)
-А наш клубочек покатился дальше. И снова прикатился на полянку. А на полянке происходят чудеса.
4. Словесная игра: «Имя шепчет ветерок».
-Природа оживает, разговаривает с нами. Ой, слышите, как вас зовёт ветерок, туча, берёзка, мышка-норушка, медведь…
(Дети произносят свои имена – как бы их позвал ветерок)
-И покатился клубочек. А на встречу ему лошадка. Только лошадка не увидела клубочек. Почему? Как называется эта сказка?
«Слепая лошадь» К. Ушинский
-Что случилось с лошадью? Расскажите? Чему учит нас эта сказка? (Нужно держать свои обещания. Нельзя добрые поступки забывать.)
-Ребята, можно ли сказки назвать «воспитателем»(Можно, многому сказки учат, воспитывают, как воспитатель).
5. Чтение стихотворения.
Сказки любят все на свете,
Любят взрослые и дети!
Сказки учат нас добру
И прилежному труду,
Говорят, как надо жить,
Чтобы всем вокруг дружить!
-А теперь пришло время распутать клубочек со сказками.
6. Игровое упражнение: «Сказочная путаница».
Жили-были дед да баба, у них была репка. Дед ел, ел – не съел, баба ела, ела – не съела. Покатилась репка дальше. Катится, катится, а навстречу ей избушка на курьих ножках. «Избушка, избушка, кто в теремке живёт?»-спросила репка. «Выгляни в окошко, дам тебе корытце»,-ответила избушка.
-Какие сказки запутались в клубочке? («Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Золотой петушок»).
7. Итог занятия :
-Вот и пришло время попрощаться с клубочком.
-Вам понравилось наше путешествие?
-Какие сказки сегодня вспоминали?