Наталья Лифанова
Коррекция агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Когда малыш, не сдерживаясь в выражениях и действиях, даёт волю охватившей его агрессии, случайные свидетели драмы осуждающе цокают: «Ну и воспитание», сотрудники детского сада советуют вам больше внимания уделять ребёнку, а сверстники, с которыми ваше чадо буквально секунду назад весело делило игры, в слезах разбегаются под защиту своих родителей.
Задумайтесь, какие чувства вас охватывают в эти тягостные моменты:
• стыд за поведение ребёнка;
• растерянность от ощущения своей педагогической несостоятельности;
• раздражение, а то и злость на разбушевавшегося бесёнка?
Публикация «Коррекция агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
Мы не ждём публичного ответа, но хотим, чтобы вы сконцентрировались на себе и осознали своё отношение к подобным ситуациям.
А теперь, друзья, пора сказать, что как бы тяжело ни было вам, вашему родному маленькому агрессору многократно тяжелее. Он слишком юн, слишком неопытен, чтобы самостоятельно справиться с таким напором эмоций. Поэтому, собрав волю в кулак, мобилизуйтесь на то, чтобы помочь ребёнку в коррекции агрессивного поведения.
Что такое агрессия?
Все дети временами ноют, спорят, капризничают и даже — о ужас! — устраивают истерики. А ещё многие малыши пытаются решать спорные ситуации кулаками и зубами, а своих обидчиков могут наградить нелестными эпитетами. Но, разумеется, далеко не все дети имеют проблемы с агрессивным поведением.
Под агрессией принято понимать направленное на окружающих враждебное поведение. Проблемой она (агрессия) становится при частых негативных эмоциональных реакциях, по интенсивности значительно превышающих раздражающий фактор.
Агрессивность в ребёнке можно распознать по определё нным симптомам:
• во многих ситуациях видит угрозу для себя;
• воспринимает окружающий мир враждебным;
• уверен, что другие люди считают его плохим, относятся к нему негативно;
• объясняет своё поведение внешними причинами, винит в нём окружающих;
• даже за открытую агрессию с причинением вреда не испытывает чувства вины;
• плохо распознаёт эмоции (как свои, так и чужие);
• через агрессию демонстрирует своё превосходство над окружающими.
Агрессивные дети часто очень мнительны, подвержены зависти, легко теряют контроль над собой. Они чаще других малышей спорят с взрослыми, ругаются и дерутся со сверстниками.
Начинать борьбу с агрессией следует с выяснения её причин. При всём многообразии причин агрессивного поведения можно выделить три основных вектора:
• нарушение самооценки (причём как в ту, так и в другую сторону);
• примеры агрессивного поведения в ближайшем окружении (семья, друзья, секция, детский сад);
• неблагоприятный информационный фон (мультики и фильмы, компьютерные игры, телевизионные программы, разговоры взрослых).
Важно проследить все три направления и решительно убрать всё, что может провоцировать агрессивность дошкольника.
Как помочь агрессивному ребёнку
Коррекция агрессивного поведения — сложный, продолжительный процесс, требующий комплексного подхода. По возможности воспользуйтесь помощью профессионального детского психолога. Специалист проведёт диагностику состояния ребёнка, даст практические рекомендации и подберёт наиболее эффективные методы снятия агрессии. Но львиную часть работы придётся проделать вам, уважаемые мамы и папы.
Независимо от используемых для коррекции агрессивного поведения техник, усилия следует направлять в 4 зоны:
1. Приемлемое выражение гнева.
2. Повышение самоконтроля.
3. Навыки разрешения конфликтных ситуаций.
4. Развитие эмоционального интеллекта.
Для проработки обозначенных областей существуют эффективные инструменты:
• коррекционные игры;
• релаксирующие упражнения;
• арт-терапия:
• сказкотерапия;
• музыкотерапия;
• изотерапия;
• обсуждение (рефлексия).
Хорошие результаты достигаются при систематическом использовании этих инструментов в жизни дошкольника.
Очень важно научить малыша выпускать гнев на волю без причинения вреда себе и окружающим. Предлагайте ему выполнять такие упражнения:
• Громкое пение (можно подпевать любимым аудиозаписям или петь а капелла).
• Прыжки на скакалке (или имитация прыжков на скакалке для деток, которые пока не подружились с этим спортивным снарядом).
• Можно комкать или рвать бумагу.
• Попросите ребёнка представить, что в руке у него зажат лимон, из которого надо выжать сок (крепко сжать кулачок и продержаться так 8–10 сек.).
• Помогают «выпустить пар» мыльные пузыри: их можно интенсивно выдувать, ловить, хлопать руками.
• Надуйте воздушный шарик и попинайте его руками и ногами.
• Предложите малышу втирать пластилин в плотный лист картона.
• Дайте помять руками массу для лепки.
• Заведите «баночку-обижалочку», куда можно «складывать» все срывающиеся с языка обзывалки, а затем плотно закрывать их крышкой, чтобы никого не обидеть.
• Устройте бумажный баскетбол: нарвите и скомкайте в шарики бумагу, а затем с большого расстояния забрасывайте получившиеся мячики в пустую коробку.
При вашем внимательном, чутком, вовлечённом участии малыш постепенно научится определять приближение гнева, сможет контролировать приступ агрессии, поймёт, как мирным, социально приемлемым способом решать возникающие в общении трудности. Но на пути к прогрессу позаботьтесь о том, чтобы ребёнок не загонял негативные эмоции в глубины подсознания. Устраивайте ему сеансы эмоциональной разрядки, когда можно вволю накричаться, набегаться, наколотить невидимого соперника руками и ногами. Прекрасно, если есть возможность делать это у воды: озера, реки, моря. Вода сама по себе действует успокаивающе, что в совокупности с «зелёным светом» для выхода накопившихся эмоций даст потрясающий терапевтический эффект.
Будьте для своего малыша примером и опорой, помогите ему преодолеть трудности взросления, и пусть ваши педагогические труды принесут свои щедрые плоды.