Ирина Житникова
Коррекция интонационно-выразительной стороны речи средствами малых фольклорных форм у детей со стёртой формой дизартрии
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекция интонационно-выразительной стороны речи средствами малых фольклорных форм у детей со стёртой формой дизартрии в современных условиях
23 июля 2022
«Коррекция интонационно-выразительной стороны речи средствами малых фольклорных форм у детей со стёртой формой дизартрии в современных условиях»
Ход занятия
Звучит народная мелодия. Дети в русских костюмах входят в групповую комнату. Хозяйка (логопед) в русском сарафане приветствует детей.
-Здравствуйте, гости дорогие!
Публикация «Коррекция интонационно-выразительной стороны речи средствами малых фольклорных форм у детей со стёртой формой дизартрии» размещена в разделах
Моя изба мала, но тепла.
Я её хозяйка. Хорошему гостю хозяин рад.
Чтобы в мою избу попасть, необходимо свои знания показать. Какие вы знаете русские народные пословицы о гостеприимстве?
Дети:
- Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.
- Много гостей, много и новостей.
- Дом вести – не бородой трясти.
- Что есть в печи – на стол мечи!
- Не красна изба углами, а красна пирогами.
- Умей в гости звать, умей и угощать.
- Гости – люди подневольные, где посадят, там и сидят.
- Туда голуби летают, где их привечают.
Дети заходят в избу. Стоят полукругом.
Хозяйка:
- Дети дорогие! Мы сегодня с вами попадём в старые времена, в Древнюю Русь. Жили раньше в деревнях и сёлах. Дома строили из брёвен.
В деревне каждую избу собака охраняла, а в доме у хозяев кошка была. Давайте покажем упражнение «Кошка»
Задание на развитие координации движений, пластики, умение соотносить свои движения с демонстрируемым образцом, развитие творческой инициативы «Кошка»
Логопед читает стихотворение, дети выполняют соответствующие движения.
Осторожно, словно кошка,
До дивана от окошка
На носочках я пройдусь,
Лягу и в кольцо свернусь.
А теперь пора проснуться,
Распрямиться, потянуться.
Я легко с дивана спрыгну,
Спинку я дугою выгну.
А теперь крадусь, как кошка,
Спину я прогну немножко.
Я из блюдца молочко полакаю язычком.
Лапкой грудку и животик,
Я помою, словно котик.
И опять свернусь колечком,
Кошка спит у теплой печки.
Пришла коляда накануне Рождества!
Дайте коровку, маслену головку.
А дай бог тому, кто в этом дому.
Ему рожь густа, рожь ужимиста.
Подавайте – не ломайте, не закусывайте!
Не дашь пирога – мы корову за рога.
Не дашь кишку – мы свинью за виску.
Не дашь блинка – мы хозяина –в пинка!
Девочка. Будете нас дарить – будем вас хвалить,
А не будете нас дарить – будем вас корить.
У доброго мужика
Родись рожь хороша:
Колоском густа,
А соломкой пуста.
У скупого мужика
Родись рожь хороша:
Колоском пуста,
А соломкой густа.
Логопед: Прошу в избу. Красному гостю –
красное место. Проходите, будьте как дома.
Загадки о музыкальных инструментах
- Морщинистый Тит всю деревню веселит.
- В лесу выросла, из лесу вынесли, в руках плачет, а кто слушает-
пляшет.
- Деревянная подружка, без нее мы как без рук, на досуге
веселушка и накормит всех вокруг. Кашу носит прямо в рот и
обжечься не дает.
Ребенок: В нашем оркестре всего понемножку: звенит колокольчик,
запели уж ложки. В нашем оркестре всего понемножку. Помогут оркестру и наши
ладошки.
Воспитатель: Там, где песня льется, там весело живется. Запевай-ка
песню шуточную, прибауточную.
(Исполняется песня русского народа "Сел комарик на дубочек".) Дети. У хозяюшки в дому, чтоб велись ребятки, цыплятки, утятки,
гусятки, козлятки, поросятки, телятки.
Все. Счастье да любовь! Хлеб да соль! Да совет на долгий век!
(Поклон.)
Спасибо этому дому,
Пойдем к другому. (С песней "Коляда" уходят.)
- Ребята в старину тёмными зимними вечерами собирались люди в большой избе, где пели, играли, говорили шутки-прибаутки, рассказывали сказки и конечно же работали: пряли, вышивали, лапти плели и корзины, посуду да мебель из дерева вырезали. Такие вечера назывались посиделками.
А чтобы зимой на посиделках всем было тепло и уютно, надо в избе печь натопить, да потом не забывать дрова подкладывать (имитирует).
А вы пока спойте мне песенку о печке. У нас и гармонист есть.
Дети исполняют музыкальную скороговорку «Печёт печка!»
Логопед:
Молодцы! Садитесь на лавки. Давайте заглянем в сундук и найдём предметы, которые могли быть сделаны на посиделках.
Хозяйка достаёт из сундука мячик, сделанный из ткани «Мякиш» и рассказывает, что детям в старину взрослые мастерили игрушки из подручного материала. Показывает видеоролик о том, как изготавливают «мякиши».
Давайте поиграем с мячиком.
Игра «Мячик прыгает по мне – по груди и по спине» (дети выполняют задания по инструкции логопеда).
В правую руку свой мячик возьми,
Над головою его подними
И перед грудью его подержи.
К левой ступне не спеша положи.
За спину спрячь и затылка коснись.
Руку смени и другим улыбнись.
Правого плечика мячик коснётся
И ненадолго за спину вернётся.
С голени правой да к левой ступне,
Да на живот – не запутаться б мне.
Хозяйка достаёт из сундука веретено с нитками и спрашивает у детей, что это такое?
Дети: - Веретено!
Хозяйка: - А зачем оно?
Дети: - Прясть!
Хозяйка: - Давайте посмотрим как это делали в давние времена наши прабабушки!
Логопед предлагает детям посмотреть небольшой видеоролик.
Логопед: - Давайте с вами поиграем и попробуем смотать нитки в клубок.
Проводится игра «Веретено». Детям раздаются веретёна и нитки. Кто быстрей намотает нитки на веретено.
Дети садятся на места, а хозяйка достаёт из сундука деревянные ложки.
Логопед: в старину люди сами вырезали себе посуду, мебель, игрушки из дерева, а как давайте посмотрим.
Демонстрация видеоролика.
А сейчас ансамбль «Ложкари» исполнит русскую народную песенку на ложках.
Далее хозяйка достаёт из сундука свистульки и рассказывает, что и про малых деток не забывали, им игрушки из дерева вырезали, из глины делали.
Логопед предлагает просвистеть заданный ритм.
II III II III
III II III II III II
Физкультминутка.
Русская народная игра «У дядюшки Трифона семеро детей….»
- Дети встают в круг и берутся за руки. Один остаётся в середине. Все поют и приговаривают:
У дядюшки Трифона семеро детей
Семеро детей, да все сыновья,
Они не пили, не ели,
Друг на друга все глядели
И все делали вот так….
Стоящий в середине ребёнок делает какое-либо движение, и все играющие должны его повторить. Кто опоздает или сделает по-своему, тот выбывает из игры.
Логопед: - А ещё не забывали взрослые детей грамоте учить. Бумага и карандаши не в каждом доме были, поэтому из подручного материала мастерили отцы своим детям доски для обучения грамоте.
Достаёт из сундука доски, раздаёт детям.
Логопед даёт задание на пространственную ориентировку. На доске прикреплена ниточка, нужно зацепить ниточку за гвоздик в левом верхнем углу, затем соединить с правым верхним углом. Затем соединить ниточку со вторым гвоздиком в верхнем ряду, потом со вторым гвоздиком в нижнем ряду. При правильном выполнении задания должна получиться буква «Т».
Игра в рифмы.
-А давайте играть в рифмы? Знаете, что это такое?
Дети: -Это надо так говорить, чтоб складно было.
Хозяйка: - Правильно. Вот скажи как твоего отца звать?
Ребё нок: - Моего отца Кузьмой звать.
Хозяйка: - Вот я твоего Кузьму за бороду возьму!
Ребё нок: - Это зачем вы моего отца за бороду брать будете?
Хозяйка: - Ну это же шутка. Так для рифмы говорят.
Тебя как зовут?
Ребё нок: - Олег.
Хозяйка. – Если ты Олег – проживёшь ещё сто лет.
А тебя как звать?
Девочка: - Катюша.
Хозяйка: Ну раз есть у нас Катюша – будем щи с тобою кушать?
Проводится игра «Рифмы» - логопед называет слово, а дети подбирают рифму: ёжик-ножик, двор-топор, палка-галка, ….
Логопед.
- Ребята, а вы знаете, что в старину в домах телевизоров не было. И дети для родителей сами театр показывали.
Только для этого сначала тренировались правильно, красиво и выразительно говорить.
Работа над интонационной стороной речи.
Дети произносят заданную логопедом фразу с интонацией показанной на рисунке (демонстрация карточек с изображением точки – повествовательная интонация, карточка с изображением восклицательного знака – восклицательная интонация, карточка с изображением вопросительного знака – вопросительная интонация).
У дядюшки Трифона семеро детей.
У дядюшки Трифона семеро детей!
У дядюшки Трифона семеро детей?
Инсценировка сказки «Золотое яичко» или демонстрация сценок при помощи перчаточного тетра.
Сценки для перчаточного театра
«Помощник»
Коза: - Ты где, Кеша?
Попугай: - В курятнике.
Коза: - А что делаешь?
Попугай: Да курам помогаю.
Коза: А что они делают?
Попугай: - Да на шесте сидят.
«Зайка и коза»
Коза: - Заяц, заяц, чем ты занят?
Зайка: - Кочерыжку разгрызаю.
Коза: - А чему ты, заяц, рад?
Зайка: - Рад, что зубы не болят.
«Я не трус, но я боюсь»
Хрюша: - Пес Барбос, что лаешь?
Пес: - Волков пугаю.
Хрюша: - Пес Барбос, что хвост поджал?
Пес: - Волков боюсь.
«Аппетит приходит во время еды»
Пес: - Ау, Хрюша! Ты чего ночами делаешь?
Хрюша: - Я-то? Да ем.
Пес: - А днем?
Хрюша: - И днем ем.
Пес: - А утром?
Хрюша: - Тоже ем.
Пес: - ну, а вечером?
Хрюша: И вечером ем.
Пес: - а когда же ты не ешь?
Хрюша: - Да когда сыт бываю.
Пес: - А когда же ты сыт бываешь?
Хрюша: - А никогда….
«Весёлые человечки»
Первый: - Ты видел моего теленочка?
Второй: - Рыжего?
Первый: - Да рыжего.
Второй: - С белым пятном на лбу?
Первый: - Да, верно.
Второй: - И с обрывком на шее?
Первый: - Да, верно. Где ты его видел?
Второй: - Нет, сосед, я такого не видел.
«Петрушка на диете»
Хрюша: - Привет, Петруша! Есть хочешь?
Петрушка: - Да нет, Хрюша, я перекусил.
Хрюша: - А чем перекусил?
Петрушка: - Да съел кусок пирога, горшок сметаны и калачей.
Инсценировка сказки «Золотое яичко»
Баба:
- Эй, старик, проснись скорей!
Дед:
- Волки, что ли у дверей? Ты чего шумишь старуха?
Баба:
- Да смотри, что я нашла:
Наша курица-пеструха под кустом яйцо снесла.
Дед:
- Ну снесла, какое дело! Что ты, баба, обалдела?
Баба:
- Да яйцо-то не простое, а гляди-ка золотое.
Дед:
- Золотое, в самом деле? Мы с тобой разбогатели!
Баба:
- Погляди, горит как жар!
Дед:
- Не случился бы пожар!
Баба:
- Ох, горит, слепит глаза!
Дед:
- Чудеса! Ты в сундук запри его! (раздаётся стук в дверь).
Баба:
- Нету дома никого.
Ишь, соседей, как назло,
Ненароком принесло.
Дед:
- Ты пойди запри засов,
Да спустить бы надо псов.
Баба:
- Да уймись ты, не кричи,
Вон упала на пол скалка,
Чугуны гремят в печи.
Ох, не мил мне белый свет!
Дед:
- Я хозяин или нет?
Баба:
- Ох, покатилось,
Покатилось и разбилось.
И скорлупки не осталось,
Всё куда-то подевалось!
Дед:
- Ну, чего мы затужили?
От чудес одна беда.
Будем жить, как прежде жили
И работать, как всегда.
Хозяйка: Ну, потрудились вы славу, теперь можно и чай пить. У меня как раз пироги испеклись в печи.
Дети исполняют русскую народную песню «Бай, качи, качи-качи. Глянь баранки, калачи….» или музыкальную скороговорку «Пирожок».
Мы делились настроеньем,
Мы старались вас развлечь.
Мы прощаемся с гостями,
Говоря: «До новых встреч!»
Автор:
Челнокова М. Н.
Используемая литература:
Жинкина Н. И. "Коррекция интонационной стороны речи заикающихся"