Получи документы

Коррекция нарушений эмоционально-личностного развития детей в условиях ДОУ «Кризис 3 лет»

Раиса Маркс
Коррекция нарушений эмоционально-личностного развития детей в условиях ДОУ «Кризис 3 лет»

Консультация для родителей:

«Коррекция нарушений эмоционально-личностного

развития детей в условиях ДОУ. Кризис 3-х лет».

В дошкольном детстве ребёнок переживает 3 возрастных кризиса : «кризис 1-го года» (новорожденности, «кризис 3-х лет» (переход от младенчества к дошкольному возрасту) и «кризис 7-ми лет» (соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом). Все они характеризуются как переходные этапы от одного возраста к другому и являются закономерными, необходимыми ступенями развития ребёнка, при которых его психическое развитие осуществляется посредством смены стабильных и критических возрастов.

Публикация «Коррекция нарушений эмоционально-личностного развития детей в условиях ДОУ „Кризис 3 лет“» размещена в разделах

Симптомы кризиса всегда связаны с проблемой самоотношения – могу или нет, я или кто-то вместо меня. Главный вопрос, на который ребё нок отвечает себе в критический период: «Кто я?». Второй вопрос любого кризиса : «Что могу?». Способности, умения и возможности ребёнка возрастают, и с каждым днём он становится всё более самостоятельным.

Возрастные кризисы от рождения до момента морально-нравственного взросления ребёнка протекают по-разному. В каждом конкретном случае одни кризисы проходят более бурно, другие сглаженно, почти незаметно. Зависит это от индивидуальных особенностей ребёнка и поведения взрослых (родителей, педагогов). Наряду с наблюдаемыми положительными изменениями кризисы часто сопровождаются проявлениями у ребёнка отрицательных черт (упрямство, конфликтность, негативизм и т. д., которые в дальнейшем могут закрепиться.

Чаще родители встречаются с проблемами «кризиса 3-х лет». В зависимости от особенностей развития ребёнка возрастные рамки кризиса могут изменяться : он может

начаться и в 2,5 года, и в 3,5, а закончиться около 4-х лет или в 3,5 года. «Кризис 3-х лет» - один из наиболее трудных моментов в жизни ребёнка и взрослых. Этот период принято считать критическим, острым, но важным этапом в развитии самосознания ребёнка. По Д. Б. Эльконину, «кризис 3-х лет» - это кризис выделения ребёнком своего «я».

В кризисный период у детей происходит изменение типа отношения с взрослыми и сверстниками, смена одного вида деятельности другим (игра, которая является основным видом деятельности в дошкольном возрасте, сменяется стремлением учиться, узнавать новое в 7-8 лет).

В этот период в поведении малыша начинает появляться целый комплекс явных изменений, от которых взрослые, особенно родители, могут прийти в отчаяние, так как ребёнок становится неуправляемым, («его как - будто подменили»).

Первым заметным признаком кризиса 3-х лет являются трудности взаимодействия с ребёнком. Нарушается отлаженная система управления, стимулирования его поведения. В ней появляются сбои в форме протеста, неподчинения, капризов, своевольных выходок.

Резкое, казалось бы, ничем необоснованное изменение в поведении ребёнка – второй признак кризиса. У него появляются такие черты и особенности, которых раньше не наблюдалось. Они возникают как бы вдруг из ниоткуда. Прежде

спокойный и покладистый ребёнок вдруг становится возбудимым, капризным, требовательным. Демонстрация ребёнком возрастающей самостоятельности и активности требует своевременной перестройки и от его близких.

Данный период называют кризисом социальных отношений, который связан со становлением самосознания ребёнка. Как и любой другой, он проявляется, прежде всего, в обесценивании того, что было для ребёнка привычно и дорого раньше. Он может сломать любимую игрушку, отделяется от любимых взрослых и пытается установить с ними новые отношения, что происходит болезненно не только для самого ребёнка, но и для родителей, которые в это время должны быть особенно терпеливы. На подходе к кризису присутствует чё ткая когнитивная симптоматика:

- острый интерес к своему изображению в зеркале;

- заинтересованность своей внешностью, тем как он выглядит в глазах других.

У девочек возникает интерес к нарядам; мальчики начинают проявлять озабоченность своей эффективностью, например, в конструировании, при этом остро реагируют на неудачу.

Кризисные явления выражаются также в негативизме, т. е. неприятии требований или просьб взрослых, когда ребёнок не хочет что-то делать только потому, что это предложил взрослый (родители, воспитатель). Однако не следует путать его с непослушанием, у которого совсем другой мотив – желание сделать то, что ребёнок хочет. Иногда негативизм вынуждает ребёнка поступать даже вопреки своему желанию. Если раньше у него в той или иной ситуации проявлялось желание что-то импульсивно

сделать и его действия соответствовали этому желанию, то теперь его поведение определяется отношениями со взрослыми: он хочет продемонстрировать взрослому свою самостоятельность.

Болезненным явлением этого периода считается упрямство, когда ребёнок настаивает на чем-то не потому, что он действительно этого очень сильно хочет, а только потому, что хочет, чтобы с его мнением считались. Конечно, не с любым желанием или требованием ребёнка следует соглашаться и выполнять их, но не нужно также сразу отвергать их. Лучше дать возможность ребёнку успокоиться, а уже потом спокойно объяснить своё решение. Иногда бывает трудно отличить упрямство от настойчивости, потому что различия здесь в мотивах, то есть внутренних побуждениях, а не во внешних действиях. Нужно хорошо знать ребёнка и понимать ситуацию, чтобы отличить одно от другого. Например, когда ребёнок очень хочет получить какую-либо вещь и упорно добивается, чтобы её ему дали, а получив, начинает активно обследовать её, играть и явно радуется самой возможности действовать с этим предметом, а не тому факту, что выполнено его требование – это настойчивость. В этом случае так называемый деятельно-познавательный мотив, за которым стоит любознательность, потребность в получении новой информации. При упрямстве главным для ребёнка является связанность с его первоначальным решением. Мотив здесь обусловлен с личностными потребностями, системой отношений зарождающейся личности.

При внешней схожести упрямства и негативизма между ними так же есть существенное отличие: негативизм – это отношение к другим, противостояние, а упрямство – отношение к себе, своему решению, за ним может стоять потребность в самосохранении (или, может быть, самоутверждении). Стремление к самостоятельности может проявляться в строптивости (вопреки, наперекор). Внешне оно проявляется в резком, вызывающем, а иногда и просто грубом выражении ребёнком недовольства взрослыми и их действиями, всем, что ему предлагают делать. От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Если негативизм всегда направлен против конкретного взрослого, который именно сейчас побуждает ребёнка к какому-то конкретному действию, то строптивость – против привычного образа жизни, установившихся на данный момент правил и норм поведения. Строптивость ребёнка направлена против сложившейся в раннем детстве системы отношений, принятых в семье норм воспитания. Ребёнок стремится настоять на своих желаниях и не доволен всем, что ему предлагают и делают другие.

Во время кризиса повышенная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, что часто неадекватно возможностям ребёнка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми. Своеволие проявляется в том, что ребёнок всё хочет делать сам. Эта возрастающая самостоятельность – важное завоевание, которое пока болезненно, но после кризиса примет нормальные формы. Взрослым при этом важно помнить, что нельзя противопоставлять упрямству и своеволию ребёнка свои упрямство и своеволие.

У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях говорят о протесте-бунте. В такой ситуации взрослым необходимо соблюдать спокойствие, не устраивать скандалов, избегать конфликтов. Но и идти на поводу немотивированных желаний ребёнка нельзя, иначе он может стать деспотом по отношению к родителям.

Деспотизм может проявляться в семье с единственным ребёнком, когда ребёнок старается вернуть состояние, при котором раньше исполнялись почти все его желания, старается стать хозяином положения и отыскивает множество способов, чтобы проявить власть над окружающими.

Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, сточки зрения. юного деспота.

Третий признак кризиса – неосознанный характер происходящих изменений для самого ребёнка. Трёхлетние дети не понимают и не замечают перемен в своём поведении и характере.

Четвёртым признаком является временность, нестабильность изменений в характере и поведении детей в этот период. Обычно продолжительность кризиса невелика. Он сменяется периодом стабильности, когда исчезают негативные проявления, а развитие выходит на новый уровень. В редких случаях отдельные черты могут сохраниться, став особенностями личности и индивидуальности ребёнка, а не возрастными особенностями.

Ещё одним признаком и свойством кризисных изменений можно считать сочетание негативных проявлений с позитивными образованиями. Те неудобства, которые кризис несёт с собой, компенсируются стремительным рывком вперёд, совершаемым ребёнком за этот короткий промежуток времени. Главной фигурой для маленького ребёнка является мать. Именно характер общения матери с ребёнком, адекватность её воздействий возрастным и индивидуальным потребностям и возможностям ребёнка определяют как эмоциональное самочувствие малыша, так и его психическое формирование.

Публикации по теме:

Коррекция речевых нарушений у детей средствами песочной терапии В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями, речевого развития, а, следовательно, количество детей попадающих в коррекционные.

Пальчиковые игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности детей 2–3 лет (первая младшая группа) 1. Особенности развития познавательной и эмоциональной сферы детей 2-3 лет Раннее детство – период развития ребенка от 1 года до 3 лет.

Коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии LegoEducation Сегодня проблема развития речи у детей дошкольного возраста является актуальной. В связи с этим, возникает необходимость поиска современных.

Информация в родительские уголки ДОУ «Кризис трёх лет» «Кризис трех лет и как его преодолеть». 3-4 года очень важный период в жизни ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы будущей.

Мастер-класс «Коррекция и развитие речи детей 4–8 лет» для преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ» Цель: Повышение профессионального мастерства учителей-логопедов, педагогов-психологов в использовании компьютерной технологии Акименко В. М.

Использование нестандартного оборудования в условиях ДОУ с целью развития физической активности у детей Доклад на тему: «Использование нестандартного оборудования в условиях ДОУ с целью развития физической активности у детей». Описание. Предлагаю.

Педагогический проект «Организация сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ» ВведениеСенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз;.

Презентация «Организация сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ» Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз; с помощью.

Самообразование в средней группе «Су-Джок терапия при коррекции речевых нарушений в условиях ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 р. п. Магнитка Кусинский район» Самообразование на.

Формы и методы работы психолога в реализации задач: коррекция нарушение эмоционально-волевой сферы в поведении детей с ОВЗ Формы и методы работы психолога в реализации задач: коррекция нарушение эмоционально – волевой сферы и типичных отклонений в поведении детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекция нарушений эмоционально-личностного развития детей в условиях ДОУ «Кризис 3 лет»
Опубликовано: 18 февраля 2018 в 17:16
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД