МААМ-картинки

Коррекция нарушений эмоционально-личностного развития детей в условиях ДОУ «Кризис 3 лет»

Раиса Маркс
Коррекция нарушений эмоционально-личностного развития детей в условиях ДОУ «Кризис 3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для родителей:

«Коррекция нарушений эмоционально-личностного

развития детей в условиях ДОУ. Кризис 3-х лет».

В дошкольном детстве ребёнок переживает 3 возрастных кризиса : «кризис 1-го года» (новорожденности, «кризис 3-х лет» (переход от младенчества к дошкольному возрасту) и «кризис 7-ми лет» (соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом). Все они характеризуются как переходные этапы от одного возраста к другому и являются закономерными, необходимыми ступенями развития ребёнка, при которых его психическое развитие осуществляется посредством смены стабильных и критических возрастов.

Публикация «Коррекция нарушений эмоционально-личностного развития детей в условиях ДОУ „Кризис 3 лет“» размещена в разделах

Симптомы кризиса всегда связаны с проблемой самоотношения – могу или нет, я или кто-то вместо меня. Главный вопрос, на который ребё нок отвечает себе в критический период: «Кто я?». Второй вопрос любого кризиса : «Что могу?». Способности, умения и возможности ребёнка возрастают, и с каждым днём он становится всё более самостоятельным.

Возрастные кризисы от рождения до момента морально-нравственного взросления ребёнка протекают по-разному. В каждом конкретном случае одни кризисы проходят более бурно, другие сглаженно, почти незаметно. Зависит это от индивидуальных особенностей ребёнка и поведения взрослых (родителей, педагогов). Наряду с наблюдаемыми положительными изменениями кризисы часто сопровождаются проявлениями у ребёнка отрицательных черт (упрямство, конфликтность, негативизм и т. д., которые в дальнейшем могут закрепиться.

Чаще родители встречаются с проблемами «кризиса 3-х лет». В зависимости от особенностей развития ребёнка возрастные рамки кризиса могут изменяться : он может

начаться и в 2,5 года, и в 3,5, а закончиться около 4-х лет или в 3,5 года. «Кризис 3-х лет» - один из наиболее трудных моментов в жизни ребёнка и взрослых. Этот период принято считать критическим, острым, но важным этапом в развитии самосознания ребёнка. По Д. Б. Эльконину, «кризис 3-х лет» - это кризис выделения ребёнком своего «я».

В кризисный период у детей происходит изменение типа отношения с взрослыми и сверстниками, смена одного вида деятельности другим (игра, которая является основным видом деятельности в дошкольном возрасте, сменяется стремлением учиться, узнавать новое в 7-8 лет).

В этот период в поведении малыша начинает появляться целый комплекс явных изменений, от которых взрослые, особенно родители, могут прийти в отчаяние, так как ребёнок становится неуправляемым, («его как - будто подменили»).

Первым заметным признаком кризиса 3-х лет являются трудности взаимодействия с ребёнком. Нарушается отлаженная система управления, стимулирования его поведения. В ней появляются сбои в форме протеста, неподчинения, капризов, своевольных выходок.

Резкое, казалось бы, ничем необоснованное изменение в поведении ребёнка – второй признак кризиса. У него появляются такие черты и особенности, которых раньше не наблюдалось. Они возникают как бы вдруг из ниоткуда. Прежде

спокойный и покладистый ребёнок вдруг становится возбудимым, капризным, требовательным. Демонстрация ребёнком возрастающей самостоятельности и активности требует своевременной перестройки и от его близких.

Данный период называют кризисом социальных отношений, который связан со становлением самосознания ребёнка. Как и любой другой, он проявляется, прежде всего, в обесценивании того, что было для ребёнка привычно и дорого раньше. Он может сломать любимую игрушку, отделяется от любимых взрослых и пытается установить с ними новые отношения, что происходит болезненно не только для самого ребёнка, но и для родителей, которые в это время должны быть особенно терпеливы. На подходе к кризису присутствует чё ткая когнитивная симптоматика:

- острый интерес к своему изображению в зеркале;

- заинтересованность своей внешностью, тем как он выглядит в глазах других.

У девочек возникает интерес к нарядам; мальчики начинают проявлять озабоченность своей эффективностью, например, в конструировании, при этом остро реагируют на неудачу.

Кризисные явления выражаются также в негативизме, т. е. неприятии требований или просьб взрослых, когда ребёнок не хочет что-то делать только потому, что это предложил взрослый (родители, воспитатель). Однако не следует путать его с непослушанием, у которого совсем другой мотив – желание сделать то, что ребёнок хочет. Иногда негативизм вынуждает ребёнка поступать даже вопреки своему желанию. Если раньше у него в той или иной ситуации проявлялось желание что-то импульсивно

сделать и его действия соответствовали этому желанию, то теперь его поведение определяется отношениями со взрослыми: он хочет продемонстрировать взрослому свою самостоятельность.

Болезненным явлением этого периода считается упрямство, когда ребёнок настаивает на чем-то не потому, что он действительно этого очень сильно хочет, а только потому, что хочет, чтобы с его мнением считались. Конечно, не с любым желанием или требованием ребёнка следует соглашаться и выполнять их, но не нужно также сразу отвергать их. Лучше дать возможность ребёнку успокоиться, а уже потом спокойно объяснить своё решение. Иногда бывает трудно отличить упрямство от настойчивости, потому что различия здесь в мотивах, то есть внутренних побуждениях, а не во внешних действиях. Нужно хорошо знать ребёнка и понимать ситуацию, чтобы отличить одно от другого. Например, когда ребёнок очень хочет получить какую-либо вещь и упорно добивается, чтобы её ему дали, а получив, начинает активно обследовать её, играть и явно радуется самой возможности действовать с этим предметом, а не тому факту, что выполнено его требование – это настойчивость. В этом случае так называемый деятельно-познавательный мотив, за которым стоит любознательность, потребность в получении новой информации. При упрямстве главным для ребёнка является связанность с его первоначальным решением. Мотив здесь обусловлен с личностными потребностями, системой отношений зарождающейся личности.

При внешней схожести упрямства и негативизма между ними так же есть существенное отличие: негативизм – это отношение к другим, противостояние, а упрямство – отношение к себе, своему решению, за ним может стоять потребность в самосохранении (или, может быть, самоутверждении). Стремление к самостоятельности может проявляться в строптивости (вопреки, наперекор). Внешне оно проявляется в резком, вызывающем, а иногда и просто грубом выражении ребёнком недовольства взрослыми и их действиями, всем, что ему предлагают делать. От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Если негативизм всегда направлен против конкретного взрослого, который именно сейчас побуждает ребёнка к какому-то конкретному действию, то строптивость – против привычного образа жизни, установившихся на данный момент правил и норм поведения. Строптивость ребёнка направлена против сложившейся в раннем детстве системы отношений, принятых в семье норм воспитания. Ребёнок стремится настоять на своих желаниях и не доволен всем, что ему предлагают и делают другие.

Во время кризиса повышенная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, что часто неадекватно возможностям ребёнка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми. Своеволие проявляется в том, что ребёнок всё хочет делать сам. Эта возрастающая самостоятельность – важное завоевание, которое пока болезненно, но после кризиса примет нормальные формы. Взрослым при этом важно помнить, что нельзя противопоставлять упрямству и своеволию ребёнка свои упрямство и своеволие.

У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях говорят о протесте-бунте. В такой ситуации взрослым необходимо соблюдать спокойствие, не устраивать скандалов, избегать конфликтов. Но и идти на поводу немотивированных желаний ребёнка нельзя, иначе он может стать деспотом по отношению к родителям.

Деспотизм может проявляться в семье с единственным ребёнком, когда ребёнок старается вернуть состояние, при котором раньше исполнялись почти все его желания, старается стать хозяином положения и отыскивает множество способов, чтобы проявить власть над окружающими.

Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, сточки зрения. юного деспота.

Третий признак кризиса – неосознанный характер происходящих изменений для самого ребёнка. Трёхлетние дети не понимают и не замечают перемен в своём поведении и характере.

Четвёртым признаком является временность, нестабильность изменений в характере и поведении детей в этот период. Обычно продолжительность кризиса невелика. Он сменяется периодом стабильности, когда исчезают негативные проявления, а развитие выходит на новый уровень. В редких случаях отдельные черты могут сохраниться, став особенностями личности и индивидуальности ребёнка, а не возрастными особенностями.

Ещё одним признаком и свойством кризисных изменений можно считать сочетание негативных проявлений с позитивными образованиями. Те неудобства, которые кризис несёт с собой, компенсируются стремительным рывком вперёд, совершаемым ребёнком за этот короткий промежуток времени. Главной фигурой для маленького ребёнка является мать. Именно характер общения матери с ребёнком, адекватность её воздействий возрастным и индивидуальным потребностям и возможностям ребёнка определяют как эмоциональное самочувствие малыша, так и его психическое формирование.

Публикации по теме:

Коррекция речевых нарушений у детей средствами песочной терапии В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями, речевого развития, а, следовательно, количество детей попадающих в коррекционные.

Пальчиковые игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности детей 2–3 лет (первая младшая группа) 1. Особенности развития познавательной и эмоциональной сферы детей 2-3 лет Раннее детство – период развития ребенка от 1 года до 3 лет.

Коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии LegoEducation Сегодня проблема развития речи у детей дошкольного возраста является актуальной. В связи с этим, возникает необходимость поиска современных.

Информация в родительские уголки ДОУ «Кризис трёх лет» «Кризис трех лет и как его преодолеть». 3-4 года очень важный период в жизни ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы будущей.

Мастер-класс «Коррекция и развитие речи детей 4–8 лет» для преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ» Цель: Повышение профессионального мастерства учителей-логопедов, педагогов-психологов в использовании компьютерной технологии Акименко В. М.

Использование нестандартного оборудования в условиях ДОУ с целью развития физической активности у детей Доклад на тему: «Использование нестандартного оборудования в условиях ДОУ с целью развития физической активности у детей». Описание. Предлагаю.

Педагогический проект «Организация сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ» ВведениеСенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз;.

Презентация «Организация сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ» Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз; с помощью.

Самообразование в средней группе «Су-Джок терапия при коррекции речевых нарушений в условиях ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 р. п. Магнитка Кусинский район» Самообразование на.

Формы и методы работы психолога в реализации задач: коррекция нарушение эмоционально-волевой сферы в поведении детей с ОВЗ Формы и методы работы психолога в реализации задач: коррекция нарушение эмоционально – волевой сферы и типичных отклонений в поведении детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекция нарушений эмоционально-личностного развития детей в условиях ДОУ «Кризис 3 лет»
Опубликовано: 18 февраля 2018 в 17:16
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекция нарушений эмоционально-личностного развития детей в условиях ДОУ «Кризис 3 лет»» (включая файлы) размещена пользователем Раиса Маркс (УИ 613988) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД