МААМ-картинки

Коррекция речевых нарушений у детей средствами песочной терапии

Ольга Катаева
Коррекция речевых нарушений у детей средствами песочной терапии
▼ Скачать + Заказать документы

В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями, речевого развития, а, следовательно, количество детей попадающих в коррекционные группы детских садов также растет. Большинство из них имеют не только сложный речевой дефект, но и трудности в поведении, а также недоразвитость интеллектуально-познавательной сферы и подлежат зачислению в специальную речевую группу в детском саду.

Работая в сфере образования нами было отмечено, что работу педагога –психолога и воспитателя логопедической группы в условиях детского сада

Осложняют многие не решенные проблемы.

Публикация «Коррекция речевых нарушений у детей средствами песочной терапии» размещена в разделах

Поэтому необходимо поговорить о специфике организационно-методической и консультативной деятельности педагога-психолога и воспитателя логопедической группы в условиях детского.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает наличие вторичных дефектов. Так, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа, синтеза, дети отстают в развитии словесно-логического мышления.

Логическая деятельность детей отличается крайней неустойчивостью,

отсутствием планомерности, познавательная активность детей низкая, контроль правильностью выполнения заданий отсутствует.

При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элемента и последовательность заданий.

Дети малоактивны, инициативы в общении они обычно не проявляют.

В исследованиях Ю. Ф. Гаркуши и В. В. Коржевиной (2001) отмечается, что:

- у дошкольников имеются нарушения общения, проявляющиеся в незрелости мотивационно-потребностной сферы;

- имеющиеся трудности связаны с комплексом речевых и когнитивных нарушений.

Наличие недоразвития у детей приводит стойким нарушениям деятельности общения. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения.

Наряду с общей соматической ослабленностью детям присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы: движения у них плохо координированы, скорость и четкость их выполнения снижены. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

У детей отмечается недостаточная координация движений во всех видах моторики — общей, мимической, мелкой и артикуляционной.

Данные психолого-педагогической диагностики детей позволяют воспитателю и психологу определить наиболее адекватную систему организации детей в процессе обучения, найти для каждого наиболее подходящие индивидуальные методы и приемы.

Актуальность: Выготский Л. С. писал: «Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений». То есть, не существует речевых расстройств, при которых вследствие межсистемных связей не отмечались бы другие психологические нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения.

Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка, в определенной мере предопределяя низкую познавательную активность, недостаточную ориентировку в фактах и явлениях окружающей действительности, обедненность и примитивизм содержания коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности, непродуктивную поведенческую тактику и др.

Необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно - содержательных аспектов логопедической помощи детям, усиление ее профилактических аспектов в настоящее время является актуальной потребностью и задачей дошкольного образования.

Поэтому возникла идея разработать основные направления взаимодействия психолога и воспитателя по развитию у дошкольников мотивации, комфортности к общению и формированию коммуникативных навыков через сформированную речевую деятельность, которая будет способствовать гармоничному развитию личности дошкольника в системе воспитательно - образовательного процесса.

В системе традиционных и нетрадиционных методов психологической коррекции все больше места занимают специальные техники, куда входят следующие направления: пескотерапия (sand-р1ау, арт-терапия,сказкотерапия.

Принцип «терапии песком» был предложен еще Карлом Юнгом психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность «возиться» с песком и сама его структура и подсказали К. Юнгу эту идею. «Песок - великий Актер. То он – новые возможности человека; то становиться его памятью; то играет роль непокорного разрушителя4 то перевоплощается в податливую субстанцию, из которой можно лепить что угодно».

Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. Формированием концепции «песочной терапии» (sand-play) занимались, в основном, представители юнгианской школы. Например, швейцарский аналитик Дора Калфф.

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как процесс развития самосознания, ребенка и его спонтанной «само терапии» известен с древних времен. Действительно, взаимодействуя с песком ребенок, проявляет чудеса фантазии.

Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов.

Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, специалисты парапсихологи утверждают, песок поглощает «негативную» психическую энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное состояние и делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во-вторых, наряду с тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи. Но главное -ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа, учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Понимая важность и значение использования игр с песком, мы разработали программу взаимодействия педагога – психолога и воспитателя логопедической группы по сопровождению детей в коррекционной работе.

Новизной и отличительной особенностью программы является использование элементов песочной терапии в процессе учебно – образовательной деятельности детей.

Цель такой терапии – не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким - то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.

- развитие речи детей средствами песочной терапии;

- создать у детей интерес к играм и упражнениям с песком, превратив их в занимательную игру;

- сочетать игры и упражнения с песком для тренировки пальцев рук с речью детей;

- активизировать словарный запас детей;

- развивать речь, память, мышление, воображение, фантазию детей.

Реализация цели программы осуществляется через решение задач:

развитие умения различать эмоциональные состояния и связанные с ними чувства;

формирование навыков произвольности, самоконтроля;

развитие эмпатийных чувств, наблюдательности, воображения, образного мышления, коммуникативных навыков, способностей межличностного, взаимодействия; формирование адекватной самооценки;

снятие эмоционально-психического напряжения и телесных зажимов;

развитие психических процессов (памяти, внимания, речи и т. д.);

развития умения использовать внутренние ресурсы.

Программа предполагает 3 этапа обучения.

1 этап: Знакомство с песочной страной

2 этап: Путешествие по песочной стране

З этап: В царстве песочной грамоты

Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, папки-раскладушки. информационные стенды.

Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.

Программа построена на основе игровых упражнений, направленных в первую очередь на обеспечение психологически комфортного пребывания детей в детском саду.

Продолжение в следующей записи

Публикации по теме:

Лаборатория раннего прогноза и предупреждения речевых нарушений. Актуальность проекта:По данным мировой статистики число речевых расстройств растет. Современная профилактика речевых нарушений у детей тесно.

Социальная адаптация детей с общим недоразвитием речи В связи с ростом в последние десятилетия числа детей с ограниченными возможностями здоровья особую значимость приобретает проблема их социальной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекция речевых нарушений у детей средствами песочной терапии
Опубликовано: 8 ноября 2013 в 18:44
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекция речевых нарушений у детей средствами песочной терапии» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Катаева (УИ 84512) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД