Коррекция эмоционального мира у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Елена Халдина
Коррекция эмоционального мира у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО МИРА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР

«Ребенок – это живой человек, - писал великий педагог А. С. Макаренко. Это вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная полнокровная и богатая жизнь. По силе эмоций, по тревожности и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче взрослых. И радости и драмы этой жизни сильнее потрясают личность и скорее способны создать и мажорные характеры деятелей коллектива и характеры злобных, подозрительных и одиноких людей».

Актуальность

 

Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребенка и важнейшая ее часть - развитие коммуникативности ребенка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми.

Коррекция эмоционального состояния через освоение приемов снятия эмоционального и мышечного напряжения.  

• Обучение детей выражению дружеских чувств, симпатий, сочувствия, сопереживания, содействия к окружающим (Развитие эмоциональной отзывчивости к окружающим людям).  

• Ознакомление детей с языком эмоций,выразительными средствами которого являются: позы, мимика, жесты; обучать пользоваться ими как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других.

  • Обучение умению видеть причину возникновения эмоций.

  • Формирование навыков позитивного межличностного общения через развитие умения согласовывать собственное поведение с поведением других детей.

Диагностика

тест «Сны животных».

методика «Расставь знаки»;

методика «Дорисуй, чего не хватает».

Ранний возраст является наиболее благоприятным для проведения диагностики и оказания ранней помощи детям группы риска. На дошкольном этапе создаются наиболее благоприятные условия для коррекции вторичных нарушений и целенаправленной подготовки детей с ЗПР в контексте решения образовательных задач.

Коррекционно-развивающая программа включает в себя коррекцию познавательного развития детей, коррекция эмоционального развития детей, развитие произвольности в любом виде деятельности.

Упражнение «Построй башню»

Цель: Овладение навыками самоконтроля, выработка уверенности в своих силах, снижение уровня тревожности.

Игровой материал: Секундомер, фишки, принадлежности для рисования, кубики.

Ход игры:

Воспитатель предлагает ребенку выполнить одну из двух задач: построить из кубиков башню или раскрасить сделанное по трафарету изображение. Начиная игру с секундомером,педагог говорит: «Сейчас я тебе дам 10 фишек» Вот кубики. Тебе за 10 минут нужно построить башню. Если ты будешь отвлекаться, то не успеешь. При этом каждый, раз, как только ты отвлечешься, начнешь разговаривать, задавать мне вопросы или заниматься чем-нибудь другим, ты будешь отдавать мне по одной фишке. Если же ты справишься с заданием за 10 минут, я дам тебе еще 10 фишек. Когда наберешь 30 фишек, ты выиграешь и получишь приз».

Упражнение «Мы лепим»

Цель.

Вырабатывание у ребенка уверенности в своих силах. Ослабление и снятие эмоционального и физического напряжения.

Игровой материал:.

Пластичный материал (глина, тесто, пластилин, набор формочек (позволяющих отразить разнообразные эмоционально значимые темы, скалка, различные изобразительные и поделочные предметы (камушки, перья, зубочистки, карандаши; стеки, молоток, пластмассовый нож).

Ход игры.

Вначале педагог дает возможность детям изучить свойства, предоставленного им материала, поиграть с ним. При этом воспитатель может также играть с материалом. Как правило, вначале дети некоторое время играют с материалом и предметами, изучая их свойства. Затем дети переходят к основному этапу работы — созданию определенных образов. Работа каждого ребенка с материалом индивидуальна, поэтому воспитателю нужно вести себя достаточно чутко и осторожно, чтобы выбрать оптимальный момент для того, чтобы вмениться в процесс детского творчества.

Занятие 1

Цель: развитие произвольности и основных свойств внимания.

Задачи: коррекция устойчивости и произвольности внимания, формирование самоконтроля, развитие способности определять эмоции.

Содержание занятия

. Упражнение «Запоминай порядок». 5—6 человек выстраиваются в ряд. Водящий на 30 секунд поворачивается в их сторону, затем, отвернувшись, перечисляет, кто за кем стоит. Потом водит другой.

Упражнение «Кто быстрее». Предлагаются колонки с геометрическими фигурами. Детям надо как можно быстрее вычеркнуть часто встречающуюся геометрическую фигуру, например, квадрат.Задачу изменяют: предлагается одну фигуру зачеркнуть, а в другой — поставить определенный знак.

Упражнение «Полет самолета».Представьте: летит самолет, из него выпрыгивает человек, раскрывается парашют и опускается на землю.Детям предлагается показать четыре момента:

летит самолет;

отделился человек;

раскрылся парашют;

человек на земле.

Упражнение «Цветы». Детям раздают цветы, вырезанные из цветной бумаги, в центре которых схематично изображены эмоции. Предлагается рассмотреть их и рассказать, что они чувствуют, выбрать наиболее привлекательный цветок.

Занятия 2

Цель: развитие основных свойств внимания и памяти.

Задачи: коррекция зрительной памяти, тренировка распределения внимания, контроль эмоционального состояния.

Содержание занятия:

Упражнение «Зеркало». Водящий изображает разные эмоциональные состояния, а дети повторяют. Когда дети запомнят изображения эмоциональных состояний, то на изображение эмоционального состояния, показанного водящим, дети должны показать противоположное.

Упражнение «Сверхвнимание». Ребенку предлагают закодировать с помощью знаков фразу по образцу и ставят пластинку со сказкой. После выполнения задания ребенка просят рассказать о сказке.

Упражнение «Запомни узор». Ребенку предлагается образец с узором, состоящим из геометрических фигур. Просят внимательно рассмотреть все детали узора и зарисовать.

Упражнение «Кляксы». Рисование руками, используя краски с целью эмоциональной разрядки.

Занятие 3

Цель: развитие смыслового запоминания.

Задачи: коррекция логического запоминания, развитие связной речи, развитие воображения.

Содержание занятия:

Упражнение «Пиктограмма». Я буду называть слова и целые выражения, которые необходимо запомнить. Для того, чтобы легче было запоминать, на каждое слово нужно нарисовать такой рисунок, чтобы он помог вспомнить. Качество рисунка не имеет значения. Слова и буквы писать нельзя. После выполнения задания дети с помощью рисунков вспоминают слова.

Игра «Почтальон». Почтальон приносит зашифрованнуе срочную телеграмму, где по 2—3 графически изображенным эмоциям надо догадаться о содержании событий.

Упражнение «Цветоощущения». Детям предлагается закрасить лист бумаги красками в зависимости от настроения и сочинить рассказ по данному рисунку.

Публикации по теме:

План по самообразованию на тему «Развитие навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» Проведение опытов с объектами живой и неживой природы (растения, молоко, хлеб, вода, свет, воздух, рукотворного мира (ткани). Развитие.

Совместная работа родителей и детей «Герб моей семьи» Совместная работа родителей и детей «ГЕРБ МОЕЙ СЕМЬИ»«Герб - хранитель истории семьи» «Детство – важнейший период человеческой жизни, не.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Обитатели водоемов
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Коррекция эмоционального мира у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Опубликовано: 12 октября 2014 в 16:24
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
31 октября. Международный день Черного моря

Очередной тематический день посвящен удивительному миру Черного моря. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы зародить в ребенке интерес к морской теме и воспитать экологическое...

31 октября. Всероссийский день гимнастики

Последняя суббота октября – Всероссийский день гимнастики: спортивной, художественной, атлетической. С этими видами спорта связаны многие люди в нашей стране: спортсмены и спортсменки, тренеры и, конечно...

Сценарий спортивного праздника ко Дню народного единства России «В единстве — наша сила»
Цель: Формирование патриотического отношения к своей Родине по средствам занятия физической культурой и спортом. Задачи: Развивающие: развивать у детей...
Мастер-класс по изготовлению стороны «Курочка» для развивающего кубика
Для изготовления мягкого развивающего кубика понадобятся поролоновый кубик 15*15 см, 6 тканевых квадратиков 15*15см, 6 квадратов из дублерина 15*15 см,...
Фотоотчёт о НОД по лепке с детьми группы раннего развития «Бусы для бабушки»
Программные задачи: вызвать желание у детей сделать красивые бусы для бабушки, научить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от общего куска,...