Светлана Васильченко
Коррекционно-оздоровительная работа по профилактике плоскостопия у старших дошкольников (нестандартное оборудование)
▼ Скачать + Заказать документы
Что может быть важнее здоровья ребенка? Будет ребенок здоров душой и телом, вырастет, и пойдет уверенно по жизни. Здоровье наших детей зависит от многих факторов: питания, режима дня, пребывания на свежем воздухе, двигательной систематической активности, закаливающих оздоровительных процедур, психологического комфорта в семье и ДОУ и др.
В наше время статистика такова, что около 30% детей старшего дошкольного возраста (после проведения плантографии по методике В. А. Яралова-Яралянца с соавтарами) относятся к категории детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. Это до 10 детей в каждой группе, чаще всего это уплощение стопы (плоскостопие). А для формирования правильной осанки большое значение имеет развитие стопы, которое может вызвать изменения не только в скелете стопы и ноги, но и нарушить работу всего организма в целом. Ребенок, страдающий плоскостопием, быстро утомляется при ходьбе, беге и длительном стоянии. При дальнейшем развитии этого заболевания появляются ноющие боли, которые еще больше затрудняют ходьбу. Предупредить заболевание можно путем подбора соответствующих упражнений, цель которых – развитие и укрепление мышц стопы, голени, пальцев ног. Специально подобранные упражнения служат фундаментом, на котором строится локальная коррекция стопы. Передо мной всегда стоял вопрос: каким образом сделать занятия по профилактике плоскостопия интересными, с помощью каких средств можно снять физическое утомление, напряжение с натруженных ножек ребенка? Как убедить детей в пользе специальных, порой утомительных упражнений? Чем можно увлечь ребенка, создать эмоциональный положительный фон на занятии? Коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата можно достичь путем выполнения правильно подобранных специальных упражнений с предметами и без них, самомассажа стопы и голени, а также с помощью разнообразных игр, «игр, которые лечат». Но также повышению эффективности способствует использование тренажеров и нестандартного, нетрадиционного оборудования. Материальная база и финансирование многих муниципальных садов (в том числе и нашего) таково, что создать тренажерный зал, либо просто закупить несколько тренажеров не представляется возможным. Идея создания тренажерного зала автоматически исчезла. Но почему я не могу создать свой «тренажерный зал» с помощью нестандартного оборудования? Применяя большое количество недорогих, использующихся в повседневном быту предметов, кусочков ткани, шнура, МОЖНО создать нетрадиционные тренажеры! Такие тренажеры малогабаритны, легко устанавливаются и сворачиваются для хранения, стираются и моются, эстетичны на вид. Но, главное, упражнения на них (в частности это пассивный массаж стоп, снимают напряжение в уплощенном своде стопы ног ребенка, воздействуют на биологически активные центры, находящиеся на стопе, совершенствуют координацию движений, укрепляют связочно-суставный аппарат, в результате чего улучшается суставная гибкость, совершенствуется осанка, повышается устойчивость вестибулярного аппарата, увеличивается жизненная емкость легких, улучшается кровообращение, укрепляются сосуды, а все это и является основой физической подготовкой детей к школе.
Публикация «Коррекционно-оздоровительная работа по профилактике плоскостопия у старших дошкольников (нестандартное оборудование)» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Массажные коврики, дорожки здоровья
- Плоскостопие. Профилактика, игры и упражнения
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
Ознакомившись с литературой и методическими пособиями (О. Н. Моргунова «Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ»; Т. Г. Анисимова, С. А. Ульянова «Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников»; Н. С. Голицына «Нетрадиционные занятия физкультурой в ДОУ», журналов («Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика», «Обруч», «Здоровый дошкольник», взяла на вооружение несколько идей по изготовлению нестандартного оборудования для профилактики плоскостопия, правильной осанки. Помимо стандартных массажеров-тренажеров, широко использую оборудование из бросового материала: большие и малые массажеры, сделанные из пробок, поролоновые «лыжи», массажные коврики из пуговиц и пробок. А некоторое оборудование – мое личное творчество (авторские работы выделены подчеркиванием) :
1. «Цветочная» пробочная дорожка изготовлена из полосы войлочной основы 50 – 60 см. шириной, 3-4 метра длиной. Пробки нашиты внутренней стороной вниз кругами через небольшое расстояние и красиво оформлены бархатными желтыми и зелеными листьями.
2. «Радужная» пробочная дорожка изготовлена из полосы войлочной основы 50 – 60 см. шириной, 3-4 метра длиной. Пробки нашиты внутренней стороной вверх в форме следов. Острые края обточены.
3. Разноплановая дорожка «Ручеек» изготовлена с использованием различных материалов, набивки, шнура. На ней пересекается ручеек с тропинкой, через ручеек – мостик. Различается по плотности набивки различных частей.
4. Дорожка со следами «Гусеница» изготовлена из полосы войлочной основы 50 – 60 см. шириной, 3-4 метра длиной. Сверху волнообразно нашиты круги разнофактурной ткани с чередующимися следами 2-х и 1-й стоп.
5. Дорожка со следами «Красная шапочка» изготовлена из полосы войлочной основы 50 – 60 см. шириной, 3-4 метра длиной. Следы сшиты из разных видов ткани разной цветовой гаммы и наполнены бобами, горохом, разными видами круп.
6. Веселая змейка с чешуйками-пуговичками изготовлена из тканей 2-х видов: плотная шерсть вверху, дерматин внизу. Сверху нашиты безопасные пуговицы без ножек разной формы, размера и цвета.
7. «Волшебные уголки» изготовлены из дерева в форме правильных треугольников, длинная сторона которых выточена под углом 30*.
8. Бутылочные лыжи изготовлены из пластиковых бутылок с прорезанным безопасным отверстием для ног. Края обклеены толстой тканью.
9. Поролоновый пневматический коврик изготовлен из поролона, обшитого тканью, каждая ячейка-досточка прошивается, различается по плотности набивки каждой ячейки.
10. Поролоновые «кочки» изготовлены из кругов поролона, обшитого разноцветной тканью. Различаются по высоте и размеру.
11. Узелковые объемные большая и маленькие «Медузы» изготовлены как мягкие игрушки. Сверху их украшает узелковый узор.
12. «Морские камушки» - галька в клеенчатых мешочках. В разложенном виде галька лежит в мешочке 1 слоем.
13. «Овощной коробок» - коробок с горохом, фасолью, бобами.
14. «Морской коробок» - коробок с галькой.
15. Шахматная сенсорная дорожка изготовлена из плотной ткани с нашитыми сверху в шахматном порядке квадратиками разнофактурной разноцветной ткани.
16. Шнуровые объемные «Божья коровка», «Черепаха», «Улитка» - изготовлены как большие мягкие игрушки, сверху нашит своеобразный шнуровой узор.
17. «Мистер Крабс» - изготовлен как большая мягкая игрушка (тематика взята из мультсериала «Губка Боб-квадратные штаны», сверху нашит причудливый узор из пластмассовых бусин разных размеров и цвета.
18. Дорожка «АБВГДейка» - выполнена в форме круга, с пришитыми по всей поверхности безопасными пластмассовыми буквами.
19. Полянка «Ясли» - выполнена в форме круга, с пришитыми по всей поверхности «икринками» - половинками от киндер-сюрпризов, в которые пальцами ног необходимо разложить малюток – морских жителей по «икринкам».
20. Шнуровой мячик – изготовлен как набивной мяч, сверху нашит шнуровой узор.
21. Мягкая полусфера – кочка – изготовлена как половинка набивного мяча, со шнуровым или пуговичным узором сверху.
22. Плетеная дорожка – сплетена из шнура способом макраме.
23. Разноцветный парашют – сшит из треугольных отрезов легкой цветной ткани, снабжен мягкими петлями на стыках.
Основная цель, руководимая мною в разработке данной серии нестандартного оборудования, заключается в утверждении ненасильственных начал, увлечении ребенка интересной и полезной деятельностью. Чтобы охватить всех нуждающихся детей ежегодно формирую кружковую группу «Топотушки». Все нестандартное оборудование используется для упражнений в равновесии, развития координации, внимания, прыгучести, ловкости, формирования правильной осанки, профилактики плоскостопия. Упражнения проводятся только босиком. Занятия дают прекрасные результаты, улучшая форму и функцию стопы. А проведение занятий в игровой форме с музыкальным сопровождением вызывают повышенный интерес детей, создают благоприятную психологическую атмосферу, положительный эмоциональный настрой детей. Эти утомительные многократно повторяющиеся упражнения нравятся детям, когда они перевоплощаются в «зайцев-барабанщиков», «обезьянок-шалунишек», «маленьких и больших гусениц», «гибких змеек», «копальщиков-кротов», «быстрых дельфинов», «отважных лягушат» и многих других персонажей наших игр. Интересной находкой для меня стали упражнения типа «Танцующий верблюд», «Смеющийся сурок» (с элементами эмопрофилактики). Увлекают детей и комплексы-загадки (отгадав загадку, дети изображают отгадку). Комплексы корригирующей гимнастики с предметами составляю сама: с мячами, гимнастическими палками, обручами, газовыми шарфами, носовыми платками, шишками, скакалками, мелкими игрушками из киндер-сюрпризов, карандашами, рейками, кеглями, набивными мячами, мешочками, на гимнастических скамьях, «шведской» стенке, горизонтальной лестнице. На занятиях использую наглядные пособия (картинки, рисунки, фотографии, песни, загадки, потешки, стихотворения, соответствующие сюжету. Радужные цвета, веселое смешное оборудование находят положительный отклик в эмоциональном восприятии ребенка. Все это способствует повышению интереса, активности детей, более качественному выполнению упражнений. Эмоциональные переживания во время занятий благотворно влияют на функциональное состояние мозга, повышают тонус всех систем организма.
Моя задача – с помощью интересных игровых комплексов упражнений укрепить и развить мышцы стопы и голени, успешно реализуется. Правильный подбор традиционного и нестандартного оборудования, рационального его использования способствует этому. При целенаправленной систематической коррекционной работе количество детей имеющих уплощение стопы уменьшилось на 37%, у детей с плоской стопой наблюдается небольшое увеличение высоты свода стопы. А это означает, что эффект от регулярной коррекционной работы достаточно высок. С помощью нестандартных и нетрадиционных средств физического воспитания оптимизирован естественный процесс становления и коррекции опорно-двигательного аппарата растущего ребенка, что является положительной предпосылкой для перехода в более широкий и трудный социум - школу.