Степанова Лариса
Коррекционно — развивающая деятельность воспитателя с детьми по лексическим темам
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 609"
Коррекционно – развивающая деятельность воспитателя с детьми по лексическим темам.
Воспитатели :
Степанова Л. А.
Феофанова Е. Ю.
СЕНТЯБРЬ
Лексическая тема : «ОСЕНЬ. СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ.
ТРУД ЛЮДЕЙ ОСЕНЬЮ»
Инструкция воспитателя Выполняемые действия
1. Развитие общей моторики
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди, и нет просвета,
Затерялось где-то лето! Идут по кругу, взявшись за руки.
Публикация «Коррекционно — развивающая деятельность воспитателя с детьми по лексическим темам» размещена в разделах
Руки на поясе, поднять правую ступню, затем левую ступню.
Поднять руки, делая взмахи кистями.
Смотрят по сторонам в «бинокль».
2. Развитие мелкой моторики
Дождик, лей, лей, лей!
На меня
И на людей.
Сядем мы под грушкой
И накроемся подушкой. Потряхивания кистями обеих рук.
Прижать ладони к груди.
Обе руки вытянуть вперёд.
Руки положить на бёдра.
Скрестить ладони на голове.
3. Развитие артикуляционной моторики
Упражнение для челюсти «Бегемотик»
Упражнение для губ «Осенний ветерок»
Упражнение для языка «Лужа» Рот широко открыть, удержать под счёт до 10.
Губы в форме трубочки, тихо тянуть звук [У].
Шлёпать губами по языку, произнося: «пя – пя – пя…».
4. Развитие фонетико-фонематического восприятия
В тишине дети должны прислушаться к звукам за окном:
«Скажите, что шумит?» (ветер) «Что шуршит?» (листья)
«Кто кричит?» (дети, мальчик) «Что гудит?» (самолет, автомобиль)
«Кто разговаривает?» (люди) и т. д.
Затем предлагается послушать, какие звуки слышны в помещении детского сада:
в соседней группе, в коридоре, на кухне и т. д.
5. Развитие лексико-грамматического строя речи
1. Подобрать слова, отвечающие на вопросы Что делает? Что делают?
Осень что делает? (приходит, наступает, начинается) Птицы что делают? (улетают)
Дождь? (идёт, капает, стучит) Тучи? Трава? Ветер?
2. Подобрать признак к предмету по теме «Осень»
Солнце осенью какое? (тусклое) Листья осенью какие? (жёлтые, красные, коричневые)
Трава осенью какая? Небо осенью какое? Дождь осенью какой? Ветер? День? Земля?
3. Подобрать слова, отвечающие на вопросы «что делает?», «что делают?» по теме «Осень».
Например: осень (что делает) — приходит, наступает, начинается.
птицы —. тучи —. животные. ветер —.
дождь —. трава —. деревья —. листья —.
4. Игра «Подбери признак» по теме «Осень». Например: солнце (какое) — тусклое.
листья —. небо —. земля —. облака —.
трава —. дождь —. день —. ветер —.
5. Игра «Подбери предмет к признакам»(осенний, осенняя, осеннее).
6. Развитие связной речи
1. Составить описательный рассказ об осени с использованием схемы.
2. Чтение стихотворений, рассказов, отгадывание загадок по лексической теме.
Чтение стихотворений Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, П. М. Плещеева, А. С. Пушкина об осени.
Дополнительный материал:
1. Пальчиковая гимнастика
«ОСЕНЬ»
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал: (Плавные, волнообразные движения ладонями.)
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой, (Загибают по одному пальчику на обеих руках.)
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. (Спокойно укладывают ладони на стол.)
Н. Нищева
2. Упражнение
«ДОЖДИК»
Координация речи и движения
К нам на длинной тонкой ножке
Скачет дождик по дорожке. (Прыжки на одной ноге по кругу.)
В лужице — смотри, смотри! —
Он пускает пузыри. (Дети стоят лицом в круг; ритмичные приседания.)
Стали мокрыми кусты, (Руки вверх, потряхивания кистями.)
Стали мокрыми цветы. (Наклон, руки к полу, потряхивания кистями.)
Мокрый серый воробей
Сушит перышки скорей. (Встали, руки вдоль тела, потряхивания кистями.)
3. Пословицы. Поговорки
Осенью серенькое утро, красненький денек.
Осень — запасиха, зима — подбериха.
Лето со снопами, осень с пирогами.
Октябрь землю покрыл где листком, где снежком.
Ноябрь — сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной брат.
В осеннее ненастье семь погод на дворе:
сеет, веет, кружит, мутит, рвет, сверху льет, снизу метет.
4. Тексты для пересказа
ОСЕННИЕ ДОЖДИ
Осенние дожди совсем не похожи на летние. Дождь осенний — моросящий. Как зарядит сыпать маленькими капельками на землю, так и будет идти день, два, три, неделю не переставая. И тогда становится очень скучно. Под ногами слякоть, небо свинцовое, и моросит холодный, нудный дождь.
По Г. Скребицкому
ОСИНА
. Хорош осиновый лес в осенние ясные дни. В пурпурно-красный цвет окрашена листва. Чистым ковром расстилаются под деревьями опавшие листья. Тут и там под ними красноватые шляпки поздних грибов-подосиновиков. Шелестит под ногами пожелтевший папоротник, и еще горче пахнет в осиновом лесу.
По И. Соколову-Микитову
5. Загадки
Жаль озябшего бедняжку.
Всем ветрам и ветеркам
Он последнюю рубашку
Раздарил по лоскуткам.
(Осенний лес)
Приходит по луже,
Уходит по стуже.
(Осень)
Тетка Федосья
Красила колосья,
На клене — листья,
На рябине — кисти.
(Осень)
Целый день он шлепал, шлепал,
Ямы лужами заштопал.
(Дождь)
Его весной и летом –
Все видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
(Лес)
СЕНТЯБРЬ
Лексическая тема : «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ?»
Инструкция воспитателя Выполняемые действия
1. Развитие общей моторики
Ветерок спросил, пролетая:
- Отчего ты, рожь, золотая?
А в ответ колоски шелестят:
- Золотые руки растят! Бегут по кругу на носочках, руки на поясе.
Меняют направление бега.
Останавливаются, руки вверх, наклоны в стороны.
Два наклона к носочкам.
2. Развитие мелкой моторики
Каша в поле росла,
К нам в тарелку пришла.
Всех друзей угостим,
По тарелке дадим.
Птичке-невеличке,
Зайцу и лисичке,
Кошке и матрешке —
Всем дадим по ложке. Поднимают руки вверх, шевелят пальчиками.
Приседают, «шагают» пальчиками
Встают, мешают указательным
пальцем правой руки в ладошке левой.
Загибают по одному пальчику на
обеих руках на каждое название.
Развитие лексико-грамматического строя речи
1. Игра с мячом «Какая каша?» (образование относительных прилагательных)
Каша из гречи — какая?. , гречневая, из пшена - … (пшенная, из манки — какая. (манная, из риса -. (рисовая).
• 2. Игра "Цепочка" От куда хлеб пришел? (Из магазина)В магазин от куда попал? (Из пекарни)Что делают в пекарне? (Пекут хлеб)Из чего пекут хлеб? (Из муки)Из чего мука?
(Из зерна) Откуда зерно? (Из колоса) Откуда пшеница? (Выросла в поле) Кто вырастил пшеницу? (Агроном, хлебороб,)
3. «Назови признак» Хлеб какой? - пшеничный, пышный, мягкий, ржаной, аппетитный, хрустящий и т. д.
4. Игра «Сосчитай» - одно зернышко,два., три, пять зернышек и т. д. (колос, кукуруза, урожай, стебель, початок)
5. Упражнение «Из чего - какой?» хлеб пекут из пшеницы - хлеб пшеничный, лепешки из ржи - (ржаные, печенье из овсяной муки - … (овсяное, масло из кукурузы - (кукурузное).
6. Игра: «Придумай родственное слово» - хлеб – хлебница, хлебный, хлебушек, хлеба, хлебороб, хлебец, хлебцы, хлеборезка, хлебопродукты, хлебозавод, хлебопекарня, нахлебник, хлебобулочный. … (пшеница, овес, рожь)
7. Игра: «Один – много» (множественное число существительных) : батон – батоны колос — … зерно — … булка – … комбайн — … крошка — …
8. Игра: «Есть – нет» (родительный падеж единственного числа) : батон – нет батона колос — … зерно — … булка – … комбайн — … крошка — …
9. Изменить слово хлеб в контексте предложения (упражнение в падежном и предложном согласовании).
Я знаю пословицу о.. Мама купила пшеничный. Дети едят суп с.. Ваня пошел в магазин за.. Я не люблю есть суп без.. У меня дома нет. .
Развитие связной речи
1. Выучить и уточнить значение пословиц:
Хлеб – всему голова. Хорошо трудиться – хлеб уродится. Что посеешь, то и пожнешь.
2. Заучивание стихов о хлебе.
Дополнительный материал:
1. Чтение стихотворения С. Погореловского
Вот он - хлебушек душистый.
Вот он - теплый, золотистый,
В нем - здоровье наше, сила,
В нем - чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
охраняло, берегло!
Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто.
В магазине занял место.
Вырос он под синим небом,
А пришел на стол к нам – хлебом.
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
2. Загадки.
Без рук, без ног, а в гору лезет. (Тесто)
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
В поле вырос дом, полон дом зерном. (Колос).
ОКТЯБРЬ
Лексическая тема : «ОВОЩИ. ОГОРОД. ТРУД ВЗРОСЛЫХ»
Инструкция воспитателя Выполняемые действия
1. Развитие общей моторики
В огород пойдём, урожай соберё м:
Мы моркови «натаскаем»
И картошки накопаем.
Срежем мы кочан капусты
Круглый, сочный, очень вкусный!
Шагают, стоя на месте.
Имитация движений: «тащат» мешок на спине
«Копают» картофель,
«Срезают» кочан капусты.
Показывают круг руками, делая ритмичные повороты туловища в стороны
2. Развитие мелкой моторики
У Лариски – две редиски,
У Алёшки – две картошки,
У Серёжки- сорванца – два зелёных огурца!
А у Вовки – две морковки,
Да ещё у Петьки – две хвостатых редьки!
Одновременно разгибать одноимённые пальчики из кулачков обеих рук, начиная с больших пальцев рук.
3. Развитие артикуляционной моторики
Упражнение для челюсти «Заборчик»
Упражнение для губ «Улыбка – трубочка»
Упражнение для языка «Лопаточка» Широко улыбнуться, зубы сомкнуть и удержать под счёт до 10.
Попеременно произносить звуки [И - У] – 5 р.
Открыть рот, широкий язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние резцы. Удержать под счёт до 10.
4. Развитие фонетико-фонематического восприятия
1. Игра «Хлопни, топни», если услышишь звук (А) хлопни, если (У) топни.
2. Придумай слова с заданным звуком.
3. Определи позицию звука по схеме.
4. Выложи дорожку, если услышишь слово, обозначающее живой предмет, кладем зеленый кружок, если слово обозначает неживой предмет, кладем синий кружок.
5. Развитие лексико-грамматического строя речи
1) Игра «Один – много». У меня огурец, а у вас огурцы. У меня помидор, а у вас. У меня кабачок, а у вас. У меня баклажан, а у вас.
2) Игра «Великан и Гномик». У Великана все овощи большие, а у Гномика – маленькие, давайте их назовё м: «У Великана помидор, а у Гномика помидорчик. У Великана огурец, а у Гномика. У Великана картошка, а у Гномика. У Великана лук, а у Гномика. У Великана морковь, а у Гномика.»
6. Развитие связной речи
1. Составить рассказ – сравнение «Помидор и огурец» (по наглядности)
2. Чтение художественной литературы:
А. Пластов. «Костер в поле».
Дж. Родари «Чиполлино».
Дополнительный материал:
1. Упражнение «Послушай, запомни и назови» : Послушай стихотворение. Запомни и назови, какие овощи росли в огороде.
Посадила баба Фекла в огороде лук да свеклу.
А любимый внук Антошка посадил чеснок с картошкой,
И морковку, и капусту, чтобы борщ был летом вкусный.
Не забыл про помидоры: посадил их вдоль забора,
Огурцы, укроп, петрушку — чтоб любили все друг дружку.
Витаминный огород требует больших хлопот.
Баба Фекла в борщ кладет все, что у нее растет.
2. Упражнение «Четвертый лишний» : Ниф-Ниф и Нуф-Нуф пришли в гости к Наф-Нафу и принесли ему подарки. Посмотри, что оказалось лишним в корзинке Ниф-Нифа и почему? Где он побывал? (учить детей убирать лишний предмет, (репа, помидор, огурец, груша).
3. Упражнение «Отгадай загадки, нарисуй отгадки»
Задание 1. Отгадай загадки, нарисуй отгадки в пустых «барашках».
— Этот предмет желтый, овальный, кислый, сочный. (Лимон.)
— Синий мундир, желтая подкладка, а в середине сладко. (Слива.)
— Этот предмет желтый, круглый, горький, сочный. (Лук.)
— Красный бочок, само с кулачок, тронешь пальцем — гладко, а откусишь — сладко.
(Яблоко.)
— Этот предмет бордовый, круглый, сладкий. (Свекла.)
— Неказиста, шишковата, а придет на стол она, скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна»! (Картошка, картофель.)
4. Игра «Жадина» : Представь, что это твои овощи. Ответь на вопросы: Чей это огурец?
(Мой огурец.) Чья капуста? (Моя капуста.) И т. д.
5. Рассказать ребенку, что готовят из овощей. Игра «Какой сок? Какая запеканка? Какое пюре?» : Скажи, как по-другому называется сок (запеканка, пюре) из моркови?
(Морковный сок; морковная запеканка; морковное пюре.) И т. д.
6. «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»
У бабушки на грядке выросли загадки:
Там и тут, там и тут
Сорвала я стручок,
Что за зонтики растут?
Наша внучка морщит лоб.
Это, милая.
(укроп).
Верите — не верите,
Мы родом из Америки.
В сказке мы синьоры,
На грядке. (помидоры).
Пушистый и зеленый хвост
На грядках горделиво рос.
Ухватился Ваня ловко: —
Вылезай на свет.
(морковка).
Он из тыквенной родни,
На боку лежит все дни,
Как зеленый чурбачок
Под названьем.
(кабачок).
Круглолица, белолица,
Любит вдоволь пить водицы.
У нее листочки с хрустом,
А зовут ее.
(капуста).
А на этой грядке
Разыгрались в прятки
Зеленые хитрецы,
Молодые.
(огурцы).
Надавила на бочок.
Он раскрылся.
Ах! Ох!
Покатился. (горох).
7. Игры и упражнения
«КАПУСТА»
Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи
Логопед. Отгадайте загадку:
Она растет у вас на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка.
Дети. Капуста!
Логопед. Давайте, заготовим капусту на зиму.
Тук! Тук! Тук! Тук! Раздается в доме стук.
Мы капусту нарубили, (Ритмичные удары ребром ладоней по столу.)
Перетерли,
(Хватательные движения обеими руками.)
Посолили
(Указательный и средний пальцы трутся о большой.)
И набили плотно в кадку. (Удары обеими руками по столу.)
Все теперь у нас в порядке.
(Отряхивают руки.)
ОКТЯБРЬ
Лексическая тема : «ФРУКТЫ. САД. ТРУД ВЗРОСЛЫХ»
Инструкция воспитателя Выполняемые действия
1. Развитие общей моторики
Как румян осенний сад!
Всюду яблоки висят
Краснобоки, краснощёки.
На ветвях своих высоких
Словно солнышки горят!
Лёгкие хлопки ладонями по щекам.
Руки поднять вверх.
Руки на поясе, повороты направо – налево.
Руки поднять вверх.
Соединить руки в круг над головой.
2. Развитие мелкой моторики
Будем мы варить компот.
Фруктов нужно много, вот:
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмём лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот,
Угостим честной народ!
Левую ладошку держат «ковшиком».
Указательным пальцем правой руки «мешают» в «ковшике».
Загибают по одному пальцу на левой руке.
Размешивают пальцем в «ковшике».
Соединим ладони, протягивают руки вперёд.
3. Развитие артикуляционной моторики
Упражнение для мягкого нёба «Кашель»
Упражнение для губ и языка «Вкусное варенье»
Упражнение для языка «Чистим зубки»
Упражнения для мимических мышц:
«Мы пришли в сад. Какие большие яблоки!
А какие сочные груши!
И как их много!
Откусили кусочек яблочка, а там червяк.» Покашливают, 7 – 10 сек.
Языком в форме «чашечки» слизывать варенье с верхней губы.
Кончиком языка ритмично «чистить» верхние и нижние зубы.
Удивление
Восхищение
Радость
Огорчение
4. Развитие фонетико-фонематического восприятия
1) Игра «Хлопай – топай». На звук [А] – хлопать, на звук [У] – топать: А, А, У, А, У, У, У, А.
2) Назвать первый звук в словах: «Груша [Г], слива [С], апельсин [А], лимон [Ль], банан [Б], персик [Пь], абрикос [А]».
5. Развитие лексико-грамматического строя речи
Игра «Магазин соков». Образование относительных прилагательных от существительных.
Сок из яблок какой? (яблочный). Из груш? (грушевый). Из слив? Из персиков? Из абрикосов? Из апельсинов? Из мандаринов? Из винограда?
6. Развитие связной речи
Составление описательных рассказов о фруктах.
Чтение рассказов, стихотворений, отгадывание загадок по лексической теме.
Дополнительный материал:
1. Назвать цвет фруктов по образцу: яблоко красное,. и т. д.
2. Соединить линиями фрукты с фигурами соответствующей формы. Назвать форму фрукта
по образцу: «Апельсин круглый».
3. Игра «Жадина» : Представь, что это твои фрукты. Ответь на вопросы: Чей это лимон?
(Мой лимон.) Чья слива? (Моя слива.) Чье яблоко? (Мое яблоко.) И т. д.
4. Рассказать ребенку, что и как готовят из фруктов. Игра «Какой сок? Какое варенье?» :
Скажи, как по-другому называется сок (варенье) из яблок? (Яблочный сок; яблочное варенье.) Из слив? (Сливовый сок, сливовое варенье.) И т. д.
5. Стихотворение:
«ЯБЛОНЯ»
- Яблоня! Яблоня! (Дети идут по кругу, взявшись за руки;
Где же твои яблоки? в центре, подняв руки вверх, стоит
один ребенок – «яблонька».)
Заморозил их мороз? (Дети останавливаются, на каждую
Или ветер их унес? строчку загибают по одному пальцу
Или молния спалила? на левой руке. Ребенок – «яблонька»
Или градом их побило? отрицательно качает головой.)
Или птицы поклевали?
Куда они пропали? (Разводят руками, пожимают плечами.)
Не морозил их мороз, (Дети загибают по одному пальцу на
И не ветер их унес, правой руке.)
Не спалило их огнем,
Града не было с дождем,
Птицы их не поклевали…
Дети оборвали! (Дети разбегаются, «яблонька» бежит
за ними, «пятнает».)
6. Пальчиковая гимнастика
«АПЕЛЬСИН»
Мы делили апельсин.
(Дети разламывают воображаемый апельсин на дольки.)
Много нас, (Показывают 10 пальцев.)
А он один.
(Показывают 1 палец.)
Эта долька — для ежа. (Загибают большой палец левой руки.)
Эта долька — для стрижа. (Загибают указательный палец.)
Эта долька — для утят. (Загибают средний палец.)
Эта долька — для котят. (Загибают безымянный палец.)
Эта долька — для бобра. (Загибают мизинец.)
А для волка — кожура. (Бросательное движение правой рукой.)
Он сердит на нас — Беда! (Сжимают кулаки и прижимают их к груди.)
Разбегайтесь — Кто куда! («Бегут» пальцами по столу.)
7. Игры и упражнения
«САДОВНИК»
Развитие общих речевых навыков, координация речи и движения,
развитие мелкой моторики, развитие грамматического строя речи, введение в словарь глаголов: «сажать», «белить», «чинить»
Мы вчера в саду гуляли, (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)
Мы смородину сажали.
(Изображают, как выкапывают яму и сажают в нее куст.)
Яблони белили мы Известью, белилами. (Движение правой рукой вверх-вниз.)
Починили мы забор, (Имитируют удары молотком.)
Завели мы разговор: —
Ты скажи,
Садовник наш,
Что ты нам
В награду дашь? (Стоят лицом в круг, в центр выходит один ребенок.)
-Дам в награду
Слив лиловых,
Груш медовых,
Самых крупных,
Спелых яблок,
Вишен
Целый килограмм.
Вот что вам
В награду дам! (На каждое название фруктов загибают по одному пальцу на правой руке.)
8. Загадки
Было зеленое платье атласное.
Нет, не понравилось, выбрала красное,
Но надоело платье и это,
Платье надела синего цвета.
(Слива)
Я и черный, я и белый,
Я и ловкий, я и смелый,
Я без лестниц, без ступеньки
На любую влезу стенку.
Ус зелененький завью,
В грозди солнышко налью
И ребятам-малышам
Все до капельки отдам.
(Виноград)
ОКТЯБРЬ
Лексическая тема : «ОСЕНЬ. ГРИБЫ. ЯГОДЫ»
Инструкция воспитателя Выполняемые действия
1. Развитие общей моторики
«Меж еловых лап»
Меж еловых мягких лап
Дождик – кап, кап, кап.
Где сучок давно засох,
Всюду мох, мох, мох.
Где листок к листку прилип,
Вырос гриб, гриб, гриб.
Кто нашёл его друзья?
Я, я, я, я! Дети поочерёдно протягивают вперёд руки, широко раздвинув пальцы.
Ударяют указательным пальцем одной руки по ладони другой.
Соединённые пальцы приводят к плечам.
Сжимают и разжимают пальцы у плеч.
Трут ладони друг о друга.
Садятся, затем медленно встают, руки на поясе.
Протягивают руки вперёд.
Показывают ладонью на себя (4 раза).
2. Развитие мелкой моторики
«Опята»
На пеньке живё т семья:
Мама, папа, братья, я.
Дом у нас один, а крыша
Есть у каждого своя.
Одна рука сжата в кулак и прикрыта ладонью другой руки.
Поочерёдно разжимают пальчики из кулака.
Две руки вместе, ладонями вверх
Соединяют большие пальцы, изображая «крышу».
3. Развитие артикуляционной моторики
Упражнение для языка «Грибочек»
Рот широко открыть. Широкий язык присосать к твёрдому нёбу, подержать под счёт от 1 до 10.
4. Развитие фонетико-фонематического восприятия
1) Разделить слова на части (слоги, хлопая в ладошки: «Груз – ди (2, о – пя – та (3,
вол – нуш – ки (3, му – хо – мор (3, ли – сич – ки (3, мас – ля – та (3, по – ган – ки (3)».
2) Назвать первый звук в слове: «Груздь [Г]; волнушки [В]; мухомор [М], лисички [Ль], маслята [М], сыроежки [С], подберёзовик [П], подосиновик [П], поганки [П]».
3) Назвать гриб на звук: «[М] - маслята, мухомор; [Ль] – лисички; [В] – волнушки;
[С] – сыроежки; [П] – подосиновик, подберёзовик».
5. Развитие лексико-грамматического строя речи
1) Сосчитаем до 5: «Одна сыроежка, две сыроежки, три, четыре, пять сыроежек;
Один мухомор, два, три, четыре, пять мухоморов».
2) Игра «Съедобный – несъедобный». Дети идут по кругу, воспитатель называет грибы, если гриб несъедобный, дети останавливаются.
6. Развитие связной речи
1. Чтение художественной литературы:
Чтение стихотворения С. Маршака «Мухомор».
В. Зотов «Черника», «Голубика», «Ежевика», «Клюква», «Белый гриб», «Волнушка», «Опенок осенний» (из книги «Лесная мозаика»).
В. Сутеев «Под грибом» (из книги «Сказки и картинки»).
2. Отгадывание загадок по лексической теме.
3. Заучивание пословиц и поговорок.
4. Составление описательного рассказа по модели.
Дополнительный материал:
1. Игра с мячом. Логопед предлагает детям, передавая мяч друг другу по кругу, называть грибы, ягоды. Следить за тем, чтобы дети не повторялись.
2. Игра с мячом. Дети и логопед стоят в кругу. Логопед называет любой гриб, например: «Мухомор», и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, составляет предложение о том, какой это гриб для человека, съедобный или ядовитый, и возвращает мяч логопеду.
Например; Мухомор — ядовитый для человека гриб. Аналогично с названиями ягод.
3. Игра: «Назови ласково»
Игра с мячом. Дети и логопед стоят в кругу. Логопед называет любой гриб и его признак, например: «Крепкий боровик», и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет гриб и его признак ласково: «Крепенький боровичок», и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается.
4. Пословицы. Поговорки
Осенью серенькое утро, красненький денек.
Осень — запасиха, зима — подбериха.
Лето со снопами, осень с пирогами.
Октябрь землю покрыл где листком, где снежком.
Ноябрь — сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной брат.
В осеннее ненастье семь погод на дворе:
сеет, веет, кружит, мутит, рвет, сверху льет, снизу метет.
5. Упражнение
«ДОЖДИК»
Координация речи и движения
К нам на длинной тонкой ножке
Скачет дождик по дорожке. (Прыжки на одной ноге по кругу.)
В лужице — смотри, смотри! —
Он пускает пузыри. (Дети стоят лицом в круг; ритмичные приседания.)
Стали мокрыми кусты, (Руки вверх, потряхивания кистями.)
Стали мокрыми цветы. (Наклон, руки к полу, потряхивания кистями.)
Мокрый серый воробей
Сушит перышки скорей. (Встали, руки вдоль тела, потряхивания кистями.)
6. Загадки
Приходит по луже,
Уходит по стуже.
(Осень)
Тетка Федосья
Красила колосья,
На клене — листья,
На рябине — кисти.
(Осень)
Целый день он шлепал, шлепал,
Ямы лужами заштопал.
(Дождь)