МААМ-картинки

Корррекционно-развивающая программа педагога-психолога по подготовке детей к школьному обучению

Колганова Юлия
Корррекционно-развивающая программа педагога-психолога по подготовке детей к школьному обучению

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №6 «КОЛОКОЛЬЧИК»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ГОРОДА ФУРМАНОВА

Принято Утверждаю

на заседании педсовета Заведующий МДОУ д/с№6

Протокол №1 от 01.09.2023г. ___В. Ю. Рябова

Приказ № 47 от 25. 08. 2023г.

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

КОЛГАНОВОЙ Ю. Ю.

Срок реализации программы 2023-2024 учебный год

г. Фурманов

Корррекционно-развивающая программа педагога-психолога по подготовке детей к школьному обучению

Пояснительная записка

Публикация «Корррекционно-развивающая программа педагога-психолога по подготовке детей к школьному обучению» размещена в разделах

Проблема подготовки детей к школе, несмотря на свою изученность, по-прежнему остается актуальной. Это и понятно. С каждым годом усложняются требования обучения, сама программа варьируется в различных учебных заведениях. У детей же, поступающих в 1 класс, с каждым годом все больше и больше обнаруживается отклонений в состоянии здоровья, нервно-психическом и функциональном развитии. Эти дети более всех нуждаются в профессиональной помощи психолога, целью которой является профилактика школьной дезадаптации.

Эта работа включает в себя:

- диагностику показателей готовности ребенка к школе;

- прогнозирование на ее основе школьных трудностей;

- построение системы собственно коррекционно-развивающей работы с ребенком – дошкольником.

Цель программы : развитие произвольной познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

В предлагаемом курсе коррекционно-развивающих занятий сделана попытка объединить сразу несколько задач по подготовке детей к школе :

1. Формирование познавательной активности и учебной мотивации детей старшего дошкольного возраста;

2. Коррекция и развитие нарушений деятельности и комплекса показателей функционального развития, которые необходимы для успешного обучения в школе. Это организация внимания, аналитического мышления и речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, развитие тонких движений руки и зрительно – моторной интеграции.

3. Профилактика и коррекция нарушений зрения, осанки и физического самочувствия детей.

4. Помощь в создании своего реального «Я», повышение самооценки;

5. Снятие психомышечного напряжения;

6. Развитие навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Помимо интеллектуально-развивающих игр и заданий, представленный курс включает целый комплекс физических и кинезиологических упражнений, пальчиковую гимнастику, что позволяет сделать работу детей насыщенной и менее утомительной. Игровая методика обучения также является условием и средством обучения детей дошкольного возраста.

Большое значение в данной программе отводится развитию памяти, обучению приемам произвольного запоминания, что является одним из условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.

С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объем и сложность материала, предлагаемого для запоминания и восприятия, сложнее становятся графические диктанты и симметричные рисунки, увеличивается темп выполнения заданий.

Психокоррекционная работа по развитию у старших дошкольников произвольной познавательной деятельности состоит из нескольких этапов:

1-й этап – первичное исследование готовности к школьному обучению

детей.

Цель данного этапа работы: определение уровня готовности к школе.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. определить уровень готовности к школе.

2. выявить нуждающихся в повышении уровня познавательной деятельности путем отбора детей с наиболее низкими показателями по результатам исследований.

При работе с детьми используются следующие методики:

- методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина;

- методика «Определение мотивов учения старших дошкольников» М. Р. Гинзбурга;

- методика «Беседы о школе» Т. А. Нежновой;

При работе с родителями и педагогами используются следующие методы:

- беседы,

-анкетирование.

По результатам диагностических исследований выявляются дети с низкими показателями школьной готовности, которые объединяются в коррекционно-развивающие группы.

2–й этап – психологическое просвещение родителей и педагогов по вопросу готовности детей к школе.

Для просвещения родителей и педагогов проводятся родительские собрания, семинары, консультации, вывешивается информация в «Уголках психолога» на группах с целью:

- информирование о результатах диагностических исследований;

- подготовки детей к школе.

3-й этап – организация и проведение цикла групповых коррекционно- развивающих занятий с детьми.

Цель занятий: развитие познавательной сферы детей 6-7 лет.

Принципы работы в коррекционноразвивающих группах:

1. Организация занятий в игровой форме, что вызывает у детей интерес и повышает эффективность;

2. Признание ценности и уникальности каждого ребенка;

3. Соблюдение чуткости и такта по отношению к детям;

4. Развитие позитивного межличностного взаимодействия детей в группе;

Форма организации занятий.

Педагог организует работу детей подгруппами по 10 – 12 человек. Возраст детей 6-7 лет. К концу учебного года можно постепенно увеличивать продолжительность занятий в зависимости то состояния и возможности детей от 25 до 30-35 минут.

Структура развивающих занятий.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Всего 6 блоков заданий.

1. Интеллектуально-развивающие игры и упражнения.

Цель: развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, восприятия.

2. Дыхательно-координационные упражнения.

Цель: активизация и энегетизация работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, снятие мышечного напряжения.

3. Симметричные рисунки.

Цель: развитие координации движений и графических навыков, активизация стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия.

4. Графические диктанты.

Цель: развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки.

5. Пальчиковая гимнастика.

Цель: развитие психических функций (внимание, память, мышление и речь, а также подвижности и гибкости кистей рук.

6. Упражнения для профилактики нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления.

Цель: снятие рефлекса переферического зрения, ритмирование правого полушария, активизация мозга и межполушарного взаимодействия.

4-й этап – повторное исследование уровня развития к школьному обучению детей.

Цель этого этапа – оценка результативности проведенной работы.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. Повторно определить уровень готовности детей к школе;

2. Провести анализ результатов повторного обследования детей и сделать выводы об эффективности проведенных занятий.

При работе с детьми повторно используются методики:

- методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина;

- методика «Определение мотивов учения старших дошкольников» М. Р. Гинзбурга;

- методика «Беседы о школе» Т. А. Нежновой;

При работе с родителями и педагогами используются повторно следующие методы:

- беседы,

-анкетирование.

После завершения всех этапов работы проводятся консультации с родителями и воспитателями, на которых подводятся итоги работы и даются рекомендации родителям и педагогам по закреплению у детей полученных навыков и дальнейшему развитию познавательной сферы.

Развивающий и коррекционный эффект данного курса занятий проявляется прежде всего в интересе детей к разным видам упражнений, который со временем перерастает в познавательный мотив деятельности детей. Дети становятся более активными и уверенными в своих силах и возможностях и на других занятий, улучшаются графические навыки и зрительно-моторные координации детей, формируется произвольность, улучшаются процессы памяти и внимания.

Этап программы занятия Время проведения

1. первичное исследование готовности к школьному обучению

детей.

- методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина;

- методика «Определение мотивов учения старших дошкольников» М. Р. Гинзбурга;

- методика «Беседы о школе» Т. А. Нежновой;

первая, вторая неделя декабря.

2. психологическое просвещение родителей и педагогов по вопросу готовности детей к школе.

Консультации, родительские собрания, анкетирование родиелей. Консультации и родительские собрания в течение года.

Анкетирование родителей – третья неделя декабря.

3. организация и проведение цикла групповых коррекционно- развивающих занятий с детьми.

Занятие №1.

1. Упражнение на развитие слуховой памяти.

2. Игра «Какой фигуры не стало?» на развитие зрительной памяти.

3. Дыхательное упражнение.

4. Упражнение на развитие координации движений и графических навыков.

5. Рисование графического узора под диктовку.

6. Пальчиковая гимнастика «Разминка».

7. Упражнение для профилактики нарушений зрения. четвертая неделя декабря.

Занятие №2.

1. Упражнение на развитие зрительной памяти.

2. Упражнение на развитие слуховой памяти.

3. Игра «Какой фигуры не стало?»

4. Дыхательное упражнение.

5. Упражнение на развитие координации движений и графических навыков.

6. Рисование графического узора под диктовку.

7. Пальчиковая гимнастика «Пальчиковая здороваются»

8. Упражнение для профилактики нарушений зрения. четвертая неделя декабря.

Занятие №3.

1. Упражнение на развитие зрительной памяти.

2. Упражнение на развитие слуховой памяти.

3. Игра «Четвертый лишний»

4. Дыхательное упражнение.

5. Упражнение на развитие координации движений и графических навыков.

6. Рисование графического узора под диктовку.

7. Пальчиковая гимнастика.

8. Упражнение для профилактики нарушений зрения. вторая неделя января.

Занятие №4.

1. Упражнение на развитие слуховой памяти.

2. Игра «Цветные слова» (ассоциации)

3. Игра «Сушим белье» на развитие зрительной памяти.

4. Дыхательное упражнение.

5. Упражнение на развитие координации движений и графических навыков.

6. Рисование графического узора.

7. Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

8. Упражнение для профилактики нарушений зрения. вторая неделя января.

Занятие №5.

1. Упражнение на развитие осязательной памяти и мышления.

2. Игра на развитие осязательной памяти.

3. Игра «Осенние листья» на развитие зрительной памяти.

4. Упражнение на развитие слуховой памяти.

5. Дыхательное упражнение.

6. Упражнение на развитие сенсомоторики.

7. Графический диктант.

8. Пальчиковая гимнастика.

9. Упражнение для профилактики нарушений зрения. третья неделя января.

Занятие №6.

1. Игра на развитие слуховой памяти, речи и мышления.

2. Упражнение на развитие способности к переключению внимания.

3. Игра на развитие логического мышления.

4. Игра на развитие зрительной памяти.

5. Дыхательное упражнение.

6. Упражнение на развитие сенсомоторики.

7. Графический диктант.

8. Пальчиковая гимнастика.

9. Упражнение для профилактики нарушений зрения. третья неделя января.

Занятие №7.

1. Упражнение на развитие слуховой памяти, речи и мышления.

2. Упражнение на развитие зрительной памяти.

3. Игра на развитие логического мышления и речи.

4. Дыхательное упражнение.

5. Упражнение на развитие сенсомоторики.

6. Графический диктант.

7. Пальчиковая гимнастика «Наш малыш».

8. Профилактика нарушений зрения. четвертая неделя января.

Занятие №8.

1. Упражнение на развитие слуховой памяти.

2. Упражнение на развитие логического запоминания.

3. Игра «Веселые спортсмены» на развитие активного внимания.

4. Игра «Живая страница».

5. Упражнение на расслабление и концентрацию.

6. Упражнение на развитие сенсомоторики.

7. Графический диктант.

8. Пальчиковая гимнастика «Шалун». первая неделя февраля.

Занятие №9.

1. Игра «Геометрические ковры на развитие пространственной ориентировки и умения действовать по правилу.

2. Игра «Магазин ковров» на развитие пространственной ориентировки.

3. Упражнение на развитие ассоциативной памяти.

4. Энергетическое упражнение «Точки мозга».

5. «Ленивые восьмерки».

6. Упражнение на развитие сенсомоторики.

7. Графический диктант.

8. Пальчиковая гимнастика «Лягушка»

9. Профилактика нарушений зрения. первая неделя февраля.

Занятие №10.

1. Игра «Третий лишний» на развитие памяти и символической функции мышления.

2. Упражнение на развитие механической зрительной памяти.

3. Игра на развитие ассоциативной памяти.

4. Упражнение «Единственное и множественное число».

5. Упражнение «Художник».

6. Упражнение на развитие сенсомоторики.

7. Графический диктант.

8. Пальчиковая гимнастика «Здравствуй».

9. Профилактика нарушений зрения. вторая неделя февраля.

Занятие №11.

1. Упражнение на расслабление и концентрацию.

2. Упражнение на развитие смысловой памяти и логического мышления.

3. Упражнение на развитие знаково-символической функции памяти.

4. Игра «Сравни и запомни» на развитие мышления и закрепления представлений о геометрических фигурах.

5. Упражнение «Назови одним словом».

6. Упражнение на развитие сенсомоторики.

7. Упражнение «Художник».

8. Графический диктант.

9. Пальчиковая гимнастика «Здравствуй».

10. Профилактика нарушений зрения. вторая неделя февраля.

Занятие №12.

1. Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале сказок.

2. Игра «Окончание слов» на развитие скорости мышления.

3. Игра «Внимание» на развитие внимания.

4. Игра «На что похоже?» на развитие воображения.

5. Упражнение «Ухо – нос».

6. Симметричные рисунки.

7. Упражнение на развитие сенсомоторики.

8. Графический диктант.

9. Пальчиковая гимнастика «Комарик».

10. Профилактика нарушений зрения. третья неделя февраля.

Занятие №13.

1. Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов.

2. .Упражнение «Разрезные предложения» на развитие мышления и памяти.

3. Игра «Определения» на развитие речи и вербального мышления.

4. Игра на развитие внимания.

5. Игра «Назови отличия» на развитие внимательности и наблюдательности.

6. Симметричные рисунки.

7. Упражнение на развитие сенсомоторики.

8. Графический диктант.

9. Пальчиковая гимнастика «Кулак – ребро-ладонь».

10. Профилактика нарушений зрения. третья неделя февраля.

Занятие №14.

1. Игра на развитие внимания.

2. Упражнение на развитие ассоциативного запоминания.

3. Игра «Определения» на развитие речи и вербального мышления.

4. Игра «Учимся объяснять образное сравнение».

5. Дыхательное упражнение.

6. Симметричные рисунки.

7. Упражнение на развитие сенсомоторики.

8. Графический диктант.

9. Пальчиковая гимнастика.

10. Упражнения для профилактики нарушений зрения. четвертая неделя февраля.

Занятие №15.

1. Игра на развитие внимания.

2. Игра «20 вопросов» на развитие мышления, речи и воображения.

3. Игра на развитие воображения «Что это?».

4. Дыхательное упражнение.

5. Упражнение на развитие сенсомоторики.

6. Симметричные рисунки.

7. Графический диктант.

8. Пальчиковая гимнастика.

9. Профилактика нарушений зрения. четвертая неделя февраля.

Занятие №16.

1. Игра «Внимание» на развитие внимания, пространственного воображения.

2. Игра «Пиктограммы» на развитие зрительно- ассоциативной памяти.

3. Игра «Сравнение предметов» на развитие мыслительной операции.

4. Дыхательное упражнение.

5. Симметричные рисунки.

6. Упражнение на развитие сенсомоторики.

7. Графический диктант.

8. Пальчиковая гимнастика «Солнце».

9. Профилактика нарушений зрения. первая неделя марта.

Занятие №17.

1. Упражнение на развитие смысловой памяти и логического мышления.

2. Упражнение на развитие зрительной памяти.

3. Упражнение на развитие сообразительности.

4. Игра «Колумбово яйцо» на развитие мышления.

5. Игра «Назови детенышей домашних животных».

6. Пальчиковая гимнастика «На птичьем дворе» на развитие речи.

7. Упражнение на развитие сенсомоторики.

8. Графический диктант.

9. Профилактика нарушений зрения. первая неделя марта.

Занятие №18.

1. Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале сказок.

2. Игра на развитие внимания.

3. Упражнение «Продолжи фразу» на развитие речи и мышления.

4. Игра «Разрезные квадраты» на развитие мышления.

5. Дыхательное упражнение.

6. Симметричные рисунки.

7. Упражнение на развитие сенсомоторики.

8. Графический диктант.

9. Пальчиковая гимнастика «Лягушка».

10. Профилактика нарушений зрения. вторая неделя марта.

Занятие №19.

1. Игра «Внимание».

2. Упражнение на развитие опосредованного запоминания на материале стихов.

3. Упражнение на развитие речи и запаса знаний об окружающем мире.

4. Игра на развитие внимания.

5. Дыхательное упражнение «Певец».

6. Симметричные рисунки.

7. Упражнение на развитие сенсомоторики.

8. Графический диктант

9. Пальчиковая гимнастика «Черепашка».

10. Профилактика нарушений зрения. вторая неделя марта.

Занятие №20.

1. Игра «Внимание».

2. Игра «Разрезные открытки» на развитие мышления.

3. Упражнение на развитие опосредованной памяти на материале стихов.

4. Упражнение «Запомни фразы».

5. Игра «Назови слова наоборот» на развитие речи.

6. Дыхательное упражнение «Певец».

7. Симметричные рисунки.

8. Упражнение на развитие сенсомоторики.

9. Графический диктант

10. Пальчиковая гимнастика «Дождик». третья неделя марта.

4. Повторное исследование готовности к школьному обучению

детей.

- методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина;

- методика «Определение мотивов учения старших дошкольников» М. Р. Гинзбурга;

- методика «Беседы о школе» Т. А. Нежновой;

четвертая неделя марта, первая неделя апреля.

психологическое просвещение родителей и педагогов по вопросу готовности детей к школе.

Общее родительское собрание «Готовность детей к школьному обучению». вторая неделя апреля.

Публикации по теме:

Инновационный опыт педагога-психолога ДОУ «Коррекционные занятия со старшими дошкольниками по подготовке к обучению в школе» Тема: «Коррекционно – развивающие занятия с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке к обучению в школе» Актуальность и перспективность:.

Консультация для родителей «Рекомендации по подготовке детей к школьному обучению»Консультация для родителей «Рекомендации по подготовке детей к школьному обучению» Добрый день, коллеги! Хочу представить вам мою консультацию для родителей "Рекомендации по подготовке детей к школе" Возраст 6–7 лет.

Коррекционно-развивающая программа педагога-психолога по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольниковКоррекционно-развивающая программа педагога-психолога по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников К целям работы психологов дошкольного образования, относится основополагающее направление деятельности как «Сохранять и укреплять здоровье.

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога ДОУ с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ посредством игровых технологийКоррекционно-развивающая работа педагога-психолога ДОУ с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ посредством игровых технологий Игровые технологии. Игра — является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, на её базе формируется готовность к обучению.

Консультация «Почему учиться трудно? Или что такое адаптация к школьному обучению» Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, и так и в физиологическом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Корррекционно-развивающая программа педагога-психолога по подготовке детей к школьному обучению
Опубликовано: 20 февраля 2024 в 17:16
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД