Кравцова Евгения Михайловна
Коррекционно-развивающая программа педагога-психолога по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-развивающая программа педагога-психолога по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников
К целям работы психологов дошкольного образования, относится основополагающее направление деятельности как «Сохранять и укреплять здоровье детей». Известно, что несформированная система эмоционального реагирования ребёнка в силу различных причин подвергается определённому риску. Результаты современных исследований показывают, что успешное развитие детей находится в прямой зависимости от психологического здоровья. Нарушениям психологического здоровья соответствует выраженное повышение тревожности, которое может привести к существенному снижению качества жизни. Дети с наличием выраженных страхов будут, как правило, пребывать в состоянии постоянного напряжения, что обусловит повышенную утомляемость и снижение работоспособности. Каждый родитель и педагог хочет, чтобы ребенок в будущем был счастливым. Формирование способности быть счастливым, как черты характера должно начинаться еще в детстве. Для этого родителям необходимо воспитывать у детей, прежде всего, установку для радостного восприятия жизни, учить находить разновозрастные источники нахождения положительных эмоций. Таким образом, психологическое здоровье необходимо ребенку и в настоящем и в будущем. Поэтому важно особым способом организовать работу, направленную на профилактику нарушений психологического здоровья детей и коррекцию уже имеющихся.
Публикация «Коррекционно-развивающая программа педагога-психолога по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Программы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
Успешное эмоционально-волевое развитие и коррекция дошкольников будет более успешными, если:
• Регулярно, начиная с момента поступления ребёнка в ДОУ вести мониторинг эмоционального развития дошкольников.
• В системе, с учетом современных требований и принципов педагогики и психологии систематически осуществлять коррекцию негативных тенденций социально-эмоционального развития детей посредством разнообразных форм и видов деятельности.
• Организовать психологическое просвещение педагогов ДОУ по вопросам эмоционального, коммуникативного развития детей данного возраста.
• Обеспечить сотрудничество детского сада с родителями по вопросам формирования социально-эмоционального благополучия детей.
• Создать в ДОУ образовательно-развивающее пространство, обеспечивающее непрерывную возможность и благоприятные психологические условия, способствующие социально- эмоциональному развитию детей дошкольного возраста.
Методологические основы программы:
Методологической основой программы выступают следующие концептуальные положения:
Теории Б. Ф. Скиннера - «Поведенческий подход»: ребенок мотивированно совершенствует действия, которые сопровождаются положительными эмоциями, и целенаправленно избегает действий, приводящих к негативным переживаниям.
Теории A.B. Запорожца, Я. З. Неверовича, Г. М. Бреслава, Л. И. Божович, И. М. Юсупова - «Деятельностный подход»: динамика эмоциональной сферы идет через закономерное (последовательное) формирование личностных и эмоциональных новообразований.
Теории A.B. Запорожца об амплификации психического развития: обогащение той или иной стороны психического развития дошкольников происходит на основе использования возрастных возможностей его психики; о роли социальных эмоций в нравственном воспитании детей дошкольного возраста: формирование представлений о нормах морали связывается с осознанием моральной ценности доброжелательного отношения окружающим, а эмоциональное предвосхищение позволяет спроектировать и прочувствовать свое поведение.
Теории C.Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина - о закономерностях психического развития личности ребенка дошкольного возраста:
Теории дифференциальных эмоций С. Томкинса: эмоции — это сложная мотивационная система, имеющая три уровня проявления: нейрофизиологический, экспрессивный (выразительный, и импрессивный (переживательный).
Положения Ю. Ф. Змановского, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной: в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, долголетия, физического совершенствования, работоспособности человека, от жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, вера в свои силы. Ребенок нуждается в организованной среде с заботливым, компетентным руководством взрослых.
Теории А. Н. Леонтьева о ведущем виде детской деятельности: ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Развитие, обучение и воспитание дошкольников строится посредством игры.
Теории О. М. Бондаревской о личностно-ориентированном образовании: ребенок нуждается в организованной среде с заботливым, компетентным личностно-ориентированном подходом взрослых.
В основе разработки содержания программы использованы положения программы:
- Программы «Цветик-семицветик» под редакцией Н. Ю. Куражевой,
- Программы «Психологическая помощь дошкольнику» Н. Яковлевой,
- «Психогимнастика» Чистяковой М. И.,
Новизна данной программы заключается в характере проведения занятий-сеансов, которые могут проводиться как в кабинете, сенсорной-игровой комнате, физкультурном в игровой, увлекательной форме, с использованием различных арт-терапевтических методик. Программа ориентирована на коррекционную работу с детьми, имеющими различные задачи развития, а так же повышенный уровень тревожности.
Практическая значимость курса занятий направлена на создание условий для эмоционального благополучия и личностного развития дошкольника. Применение психокоррекции, с использованием игр, приёмов и методов песочной терапии, арт-терапии, сказкотерапии и здоровьесберегающих технологий, является весьма ценным, так как в процессе занятий с помощью определенных игр и упражнений происходит снятие психического напряжения, повышение самооценки, формируется способность восприятия новых впечатлений и перенос фантазии детей на темы не связанные с насилием, пережитой травмой, а так же способствует формированию психических особенностей детей- развивается наглядно-образное мышление, воображение, фантазия, память и другое.
Цель программы: Обогащать у детей знания об эмоциональной сфере человека, способствовать раскрытию творческого, интеллектуального, нравственного потенциала детей, развитию навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми через игровую деятельность, создание практической возможности для самовыражения
Задачи:
1. Создавать практические возможности для самовыражения, выработке положительных черт характера.
2. Развивать у дошкольников гибкость поведения, способность адекватного реагирования на различные жизненные ситуации (развивать навыки общения в различных жизненных ситуациях).
3. Способствовать развитию саморегуляции (повышать уровень самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния/терпение, толерантность).
4. Совершенствовать память, внимание, мышление, творческие способности, воображение, речь.
5. Обучать приёмам саморасслабления, снятия психомышечного напряжения.
6. Оказывать помощь в осознании своего реального «Я»,развитии потенциальных возможностей, отреагировании внутренних конфликтов, страхов, агрессивных проявлений, уменьшении тревожности, чувства вины.
7. Обучение правилам хорошего тона.
8. Преодоление психотравмирующих ситуаций
Ввиду всего вышеперечисленного рассматриваю как наиболее удачные варианты работы педагога-психолога в данном направлении:
1 вариант: работа ведется систематически по краткосрочным коррекциооно-развивающим маршрутам, рассчитанным на 1-3 месяца по 1 занятия в неделю для коррекции выявленных (непосредственно в этот период развития) проблем у группы детей. То есть формируется группа детей одного возраста, требующих коррекции определенного показателя (тревожных, агрессивных, гиперактивных, замкнутых и т. п., в которую включаются 1-2 нормотипичных ребенка не имеющих данных трудностей.
2 вариант: работа ведется по долгосрочной коррекционно-развивающей программе, рассчитанной на 1 год и более с 1 занятием в группе в неделю, где работа ведется комплексно, и в качестве профилактики и коррекции проводятся и используются упражнения и игры с различными целями и задачами в рамках развития эмоционально-волевой сферы.
Продолжительность занятия устанавливается в соответствии с законодательством РФ, действующим на данный момент:
Возраст Продолжительность занятий не более
1,5-3 года 10 минут
3-4 года 15 мин
4-5 лет 20 мин
5-6 лет 25 мин
6-7 лет 30 мин
Работа педагога-психолога по данной программе строиться в соответствии с следующими нормативными документами:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 (редакция от 21.01.2019 г.)
• Приказ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении порядка осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (срок действия по 01.01.2027г)
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 N 16 (ред. от 02.12.2020) «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»
• Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил СанПиН 1.2.3685 – 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и/или безвредности для человека факторов среды обитания»» (срок действия по 01.03.27)
• Профессиональный стандарт «Педагог-психолог» (психолог в сфере образования) и т. д.
Формы организации деятельности воспитанников на занятии:
- индивидуальная,
- групповая,
- в парах.
Методы, приемы и техники используемые в программе:
словесные и подвижные игры;
беседы, направленные на развитие самосознания ребенка;
проигрывание проблемных ситуаций;
релаксация;
песочная терапия;
аква-терапия;
функциональная музыка;
телесно-ориентированная терапия;
арт-терапия;
сказкотерапия;
психогимнастика и другие
В процессе реализации программы активно применяются элементы здоровьесберегающих технологий.
Виды и формы определения эффективности работы по данному маршруту или программе: Мониторинг, диагностика 2 раза в год (январь, май)
Критерии эффективности программы:
повышение уверенности в себе;
снижение уровня тревожности;
снижение количества страхов;
умение решать проблемные ситуации;
повышение коммуникативных навыков;
умение контролировать поведение.
Структура занятий (сеанса):
1. Ритуал приветствия: 1-2 минуты.
2. Разминка – 5 минут.
3. Коррекционно-развивающий этап: 20-25 минут.
4. Подведение итогов – 3 минуты.
5. Ритуал прощания: 1-2 минуты.
Направления реализации программы:
педагог-психолог---дети
педагог-психолог---родители
педагог-психолог---педагоги ДОУ (воспитатели, логопеды и т. д.)
Тематический план
подготовительная группа (1 занятие в неделю)
№ п/п Тема Количество часов (занятий)
1. Контакт в общении
2. Каждый привлекателен по-своему
3. Эмоциональная тренировка
4. Добрые и злые люди. Хорошо ли быть злым?
5. Наше настроение
6. Саморегуляция. Учимся справляться с гневом.
7. Саморегуляция. Что делать, если ты злишься?
8. Саморегуляция. Настроение Бабы-яги
9. Саморегуляция. Как справиться с упрямством?
10. Саморегуляция.
11. Поговорим о доброте
12. Ссора
13. Что такое одиночество
14. Знакомство с понятием «Физическая и эмоциональная боль»
15. Как различать чувства других людей
16. Доброжелательность
17. Учимся анализировать поведение в конфликтной ситуации.
18. Учимся управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях
19. Добрые и злые поступки
20. В гостях у волка и зайца
21. Знакомство детей со способами реагирования на гнев взрослых
22. Наши мечты
План работы с родителями
№ п/п Форма проведения Тема Сроки проведения
1. Анкетирование родителей Анкета для родителей по изучению социально - эмоциональной сферы личности ребенка (Автор Матвеева Л. Г.)
2. Индивидуальные консультации. Тема по запросу родителей
3. Групповые консультации: Общегрупповые собрания «Ребенок поступает в детский сад» «Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста» «Эмоционально-волевая готовность детей к школьному обучению»
4. Информация в «Уголках для родителей» Стресс и здоровье;
«Изящные» выражения в детском лексиконе;
Общение - это искусство;
Видеть, чтобы не болеть;
Шесть рецептов избавления от гнева;
Скандал по всем правилам или как справиться с детской истерикой;
Рекомендации родителям по взаимодействию с детьми с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ);
Почему ребенок становится нервным.
5. Организация совместной деятельности родителей и детей. Совместный труд, подготовка к утренникам, экскурсии, досуги и развлечения и пр.
6. Психологический практикум «Если отношения с ребенком вышли из-под контроля.» «Хвалить самого себя нескромно»
«Что мешает нам выслушать и понять своего ребенка»
7. Лекция с элементами исследования «Средства массовой иллюзионистки»