Лучший педагог года

Коррекционно-развивающая работа по формированию мелкой моторики руки у детей с ДЦП

Ирина Панова
Коррекционно-развивающая работа по формированию мелкой моторики руки у детей с ДЦП

У детей с церебральным параличом существует особая трудность формирования мелкой моторики рук. Наряду с общим моторным недоразвитием, нарушается моторный аппарат глаз, ограничивается поле зрения, задерживается формирование слуховых образов и представлений из-за моторных нарушений в среднем ухе и снижение слуха. Отмечается задержка в развитии эмоциональных реакций, речевого развития, медленно формируются точные движения рук.

Публикация «Коррекционно-развивающая работа по формированию мелкой моторики руки у детей с ДЦП» размещена в разделах

Развитие мелкой моторики имеет большое значение для ребенка, а именно для общего физического, психического развития, а также речи. Развитие мелкой моторки пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности целенаправленных движений пальцев рук.

Мелкая моторика всех детей характеризуется рядом особенностей:

скованностью движений и замедленным их темпом;

неловкостью, угловатостью;

отсутствием гибкости и плавности;

недостаточностью мышечной силы и ритма произвольных движений;

отсутствием направленности на результат;

нарушением координации движений;

гиперкинезией, синкинезией, тремором.

Развитие хватания.

Цели и задачи:

учить захватывать предмет, действуя целенаправленно - правильно определять место предмета в пространстве (направление и расстояние);

учитывать в своих действиях форму и величину предмета (маленькие предметы хватать одной рукой, а большие - двумя руками);

учить хватать предметы по-разному: кулаком, щепотью (тремя пальцами); двумя пальцами (указательным и большим). Снижение психологической нагрузки ребёнка.

Развитие соотносящих действий.

Цели и задачи:

- учить использовать действия совмещения двух предметов или двух частей одного предмета (это пирамидки, вкладыши, башенки).

3. Развитие подражания движениям рук.

Цели и задачи:

учить выполнять действия по подражанию движениям рук взрослого;

формировать и развивать навыки ручных действий.

4. Развитие движений кистей и пальцев рук.

Цели и задачи:

учить выполнять кистями и пальцами рук разнообразные движения;

развивать дифференцированность, точность движений, зрительно-двигательную координацию.

По мере тренировки в ходе проведения специальных игр и упражнений у наших воспитанников стали появляться положительные динамические показатели:

развивается умелость рук;

укрепляется сила рук;

движения обеих рук становятся более согласованными;

движения пальцев рук - более дифференцированными.

При подборе игр и упражнений для развития тонкой моторики, позволяющих осуществлять коррекцию двигательных нарушений, я отметила, что здесь также нужно соблюдать определенную последовательность. Это следующие 4 блока:

Разминка (зарядка) для рук.

Игры и занятия с предметами и материалами.

Игры.

Игры с пальчиками.

Разминка или зарядка для рук - это несложный, но эффективный метод развития моторики рук. Это один из видов пассивной гимнастики. Его стараюсь проводить ежедневно. Данные упражнения оказывают тонизирующее действие на нервную систему, улучшают функцию рецепторов, проводящих путей. Упражнения выполняю легко, стараясь не доставлять неприятных ощущений. Силу воздействия на руки ребенка регулирую, чтобы упражнения были укрепляющими.

Цель и задачи:

Развитие силы рук.

Предоставление ребенку разнообразных тактильных ощущений.

Материалы: для упражнений на внутренней стороны ладони использую карандаши с ребристой и гладкой поверхностью, трубочки, шарики (пластмассовые, деревянные, резиновые) с гладкой или неровной поверхностью.

1. Упражнения с пальчиками.

Легкие нажатия большим и указательным пальцами на середину каждой фаланги пальцев.

Сгибание и разгибание пальцев руки ребенка своей рукой (рукой взрослого) одновременно, кроме большого пальца.

Растирание ладони от середины к краям большим пальцем.

“Зарядка для ладошки”

Катать небольшой шарик (деревянный, резиновый, теннисный мячик) ладонью.

“Крутись, карандаш”.

Цель: учить катать карандаш (или трубочку) по столу сначала одной рукой, а потом другой.

“Не боюсь колючек”.

Цель: Развивать силу нажима рук. учить делать массаж ладоней; развивать ловкость движений пальцев и кистей рук.. Материал: небольшие шарики (резиновые, деревянные, пластмассовые с гладкой или неровной поверхностью, бусины, горох, камушки. Игры с массажными мячиками проводятся аналогично, их катаем по столу вперед-назад, в стороны, по кругу. Важно, чтобы они не выкатывались из-под ладоней.

Игры с различными предметами и материалами.

Эти игры довольно трудны для наших детей, поскольку ребята не могут регулировать силу, точность, направление движения, но все же они особенно нравятся детям, поскольку в них присутствует эмоциональный компонент, практические материалы и предметы.

В случае затруднений применяю прием “рука в руке”.

Цели и задачи.

Развитие хватания.

Развитие согласованности движений обеих рук.

Развитие осязания

Хорошо зарекомендовали себя упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов: собирание пирамидок, матрешек, мозаики: нанизывание колец на тесьму; работа с бумагой; лепка (глины, пластилин, тесто); шнуровка на специальных рамках, ботинок; завязывание узлов на толстой веревке, на шнурке, нитке; игры с песком, водой; наматывание тонкой проволоки в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль); игры с конструктором, кубиками; рисование различными материалами (карандашом, ручкой, мелом, красками, и т. д.);

Игры с прищепками

Можно использовать игры с прищепками для развития у детей творческого воображения, логического мышления, закрепления цвета, счёта. Чтобы игра была интересной для ребёнка, можно прикреплять прищепки по тематике (лучики к солнцу, иголки к ёжику, лепестки к цветку, ушки к голове зайчика) Для этого нужно, соответственно, сделать заготовки солнца, ёжика, цветка, зайчика на картонной основе.

«Коррекция мелкой моторики рук на основе упражнений в скоординиронных движения пальцев рук»

Упражнение — переложить из одного блюдечка в другое несколько предметов(3-5 фасолин,гороха, и т. д.).

Публикации по теме:

Развивающая игра из картона и цветной бумаги для развития мелкой моторики у детей раннего и дошкольного возрастаРазвивающая игра из картона и цветной бумаги для развития мелкой моторики у детей раннего и дошкольного возраста Давайте разберемся, что такое развивающая игрушка. Если исходить из названия, то это игрушка, которая что-то развивает у ребенка: мелкую.

Фотоотчёт. Занятие по развитию мелкой моторики руки «Волшебные палочки»Фотоотчёт. Занятие по развитию мелкой моторики руки «Волшебные палочки» Предлагаю Вам посмотреть занятие, которое можно провести с неговорящими детьми. В этом занятии важна роль развития мелкой руки, ориентировки.

Консультация для родителей «Упражнения для развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Упражнения для развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста» Упражнения для развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста. Игры с природным материалом. Он всегда доступен, не требует.

Мастер-класс для педагогов на тему «Развитие мелкой моторики руки с учетом здоровьесберегающих технологий» Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с нетрадиционными методами развития мелкой моторики и приемами их использования.

План взаимодействия с семьей по развитию мелкой моторики руки у детей средней группы.План взаимодействия с семьей по развитию мелкой моторики руки у детей средней группы. Полноценное развитие ребенка невозможно без тесного сотрудничества детского сада и семьи по всем вопросам образования и воспитания дошкольников.

Предметно-развивающая среда по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возрастаПредметно-развивающая среда по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий.

Презентация «Коррекционно-развивающая работа по направлению «Развитие пространственных представлений у дошкольников» Тема освещена в форме презентации и представляет собой обоснование проблемы на основе научных данных и литературы, а так же представления.

Фотоотчет о родительском собрании «Развитие мелкой моторики руки»Фотоотчет о родительском собрании «Развитие мелкой моторики руки» Добрый вечер уважаемые коллеги. Сегодня хотелось бы поделится с вами как, я провела родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики.

Тренажер для развития мелкой моторики руки «Умная перчатка»Тренажер для развития мелкой моторики руки «Умная перчатка» Автор: Назарова Татьяна Валентиновна - педагог высшей квалификационной категории школы раннего развития «Звездочка» МБУ ФОСЦ "ОРИОН". Тема:.

Занятие по развитию мелкой моторики и подготовке руки к письму «Наши игрушки» для детей второй младшей группыЗанятие по развитию мелкой моторики и подготовке руки к письму «Наши игрушки» для детей второй младшей группы Цель: повысить уровень речевой компетентности ребенка, подготовить руку к письму, совершенствуя мелкую моторику средствами дидактических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционно-развивающая работа по формированию мелкой моторики руки у детей с ДЦП
Опубликовано: 24 октября 2022 в 20:36
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД