Лучший педагог года

Краеведческая мастерская «Сказки и легенды народов Кубани»

Светлана Шафоростова
Краеведческая мастерская «Сказки и легенды народов Кубани»

Государственное казённое учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Камышеватский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Краеведческая мастерская

«Сказки и легенды народов Кубани»

Цель: формировать интерес к национальной культуре, к устному народному творчеству народов, приобщать детей к художественному искусству.

Задачи.

Образовательные:

• познакомить детей с фольклором Кубани: легендой «Живая вода», сказкой «Заветный колос»;

• обучать детей рисовать иллюстрации к сказкам и легендам.

Развивающие:

Публикация «Краеведческая мастерская „Сказки и легенды народов Кубани“» размещена в разделах

• развивать наблюдательность, эстетический взгляд, индивидуальные художественно – творческие способности детей на материале краеведения;

• развивать внимание, память, восприятие, воображение, мелкую моторику рук и глазомер.

Воспитательные:

• воспитывать любовь к родному краю и его достопримечательностям;

• воспитывать любовь к художественной литературе; усидчивость, аккуратность, самостоятельность.

Оборудование и материалы: презентация «Краснодарский край», ноутбук; простые и цветные карандаши, альбомные листы по количеству детей; кубанские сказки и легенды с иллюстрациями.

Форма проведения мероприятия: краеведческая мастерская.

Ход

Воспитатель. Ребята, как называется край, в котором мы живём? (Краснодарский).

Воспитатель. А как ещё называют наш край? (Кубань).

Вот они кубанские просторы

Их и птице трудно облететь.

От Кавказских гор и до Ростова

Протянулась наша чудо степь.

Проводится презентация для дошкольников «Краснодарский край».

Воспитатель. Вот какой наш край большой. В нём много городов, станиц, посёлков. О нашем крае было сложено много легенд и сказок. Сказка - это древнейший жанр Кубанского фольклора. В сказках храбрость, мудрость и единство всегда побеждают злобу и насилие. А сейчас я вам расскажу сказку о Кубани, которая стала легендой. Она так и называется «Легенда о Кубани».

Легенда о Кубани.

Давным - давно жила на земле девушка, которую звали Кубанью. Была она у родителей любимой и единственной дочерью. Жили они в старом ветхом домике. Двери их жилища всегда были открыты для странников, которые находили здесь тепло, заботу и внимание.

Росла Кубань всем на диво необыкновенной красавицей. Высокая, стройная, круглое личико обрамляла длинная русая коса, лицо всегда озаряла улыбка, ярко - синие глаза излучали тепло и доброту. Самое удивительное, девушка любила украшать землю, где жила.

Земля, на которой жила Кубанушка с родителями производила гнетущее впечатление: с одной стороны - скалистые горы, а с другой - выжженная солнцем степь, с третьей - безжизненное море. И решила девушка преобразить свою землю. Отправилась он по свету, чтобы посмотреть, как люди живут, познакомиться с их природой и обычаями.

Долго не возвращалась она из путешествия, а когда вернулась, принялась за дело. Сначала посеяла рожь, и вскоре заколосились хлебные поля. И что не посадит красавица, все выходит на славу. Виноградная лоза, яблони и груши дарили богатые урожаи. В озерах, реках, морях развела она рыбу, привезенную издалека. Ожили водоемы, на их берегах зашелестел камыш, ракита зазеленела, на водной глади закачались кувшинки. Редко стала бывать Кубанушка дома. Настоящим ее домом теперь были тихие горные долины,и привольные луга с широкими разливами буйных, сочных трав, с толпами то ярко - синих, то удивительно голубых, то желтых, как брызги живого солнца, цветов. Ее незаменимым другом и мудрым учителем стала девственная природа. Она вырастила в душе девушки восторженное отношение ко всему прекрасному, к родной земле.

Прослышали о трудолюбивой красавице далеко за пределами края. И стали к ней женихи свататься, приносить ей богатые подарки. Но Кубань не торопилась с выбором, она хотела завершить начатое дело. Дары использовала по своему усмотрению. Желтые золотые монеты превратила в россыпь веснушчатых одуванчиков на лугах; рубины рассыпала по степи, и зацвели на этом месте алые маки; бусинки жемчужного ожерелья стали душистыми ландышами, растущими на лесных полянках; янтарный браслет првратился в ромашки с ярким солнышком внутри; бирюзовые бусы - в якро - синие колокольчики, звенящие по ветру в степи.

Долгие старания и упорство девушки не прошли даром. Ожила земля, зазеленели поля и долины, зацвели деревья в садах и лесах, запестрели цветами луга, горы покрылись лесными массивами.

Не осталось на этой земле никого, кто видел бы синеглазую красавицу, но имя ее навечно сохранилось в памяти людской, ведь места, где жила девушка называются с тех пор Кубанью.

Воспитатель. Я сейчас вам расскажу сказку «Живая вода». Она рассказывает о скале «Петушок», что находится в Горячем Ключе. (Показ слайда).

Живая вода.

Давно это было, так давно, что если считать годы, прошедшие с тех пор, как зерна, то не хватит для этого счета всей человеческой жизни. Ровной и гладкой была тогда наша земля, там, где сейчас высятся горы, расстилалась широкая равнина. Так же ласково светило солнце в те давние времена, такой же плодородной была земля.

Было время, когда люди бежали из этих мест. Здесь поселился злой волшебник Коронарт. Он был злой, беспощадный, свирепый. Он добывал волшебную воду из скалы, брызгал на камни и они превращались в страшных воинов, которые все рушили на своем пути.

Как - то они на ночь расположились в пещере на ночлег, а громадный конь Короната охранял вход в пещеру. И вдруг блеснула молния, загремел гром. По степи к пещере мчался серый волк - друг народа, а по небу летел ясный сокол. Они забросали пещеру и коня волшебными каменьями, а с неба пролился благодатный дождь, который превратил громадного коня в большую скалу, которая закрывала вход в пещеру. Добро победило!

Кто бывал в Горячем Ключе, тот видел скалу «Петушок» - это, по преданию, есть окаменевший конь Короната.

Воспитатель. А сейчас мы поговорим о кубанских тружениках. О них народ тоже сочинил много сказок и легенд. Я хочу познакомить вас с кубанской сказкой «Заветный колос», которую написал Попов Василий Алексеевич.

Заветный колос.

Хутор наш на самом берегу Кубани-матушки стоит. Весной, когда идет с гор вода, река под самые сады подходит. Тогда яблоньки наши колхозные прямо в воду смотрятся и роняют свой цвет в быстрые кубанские волны.

И вот говорят самые древние деды, что есть у нас где-то на берегу Кубани особенное место. Кто на этом месте спать ляжет, к тому ночью выйдет из реки старик Урожай и подарит заветный колос. А колос этот будто из червонного золота выкован. Такой он большой и тяжелый. Зерна – одно к одному: крупные – чуть поменьше горошины, тугие, со звоном, и в колосе их ровно сотня.

Рассказывают, что когда-то на месте хутора и там, где сейчас поля колхозные раскинулись, шумел лес, такой густой, что через него и пробраться было трудно. И вот пришел на это место казак Батог. Был он самый коренной казак – из Запорожской Сечи пришел. Но пока ходил по Кубани в походы, атаманы да паны всю землю, которую пахать можно было, между собой разделили. Батогу и его товарищам, простым казакам, только и остались терновники да лесная чащоба – бери не надо! Посмотрели казаки на эту дичь да лесную глушь и закручинились: видят, не поднять им эту землю. Кто послабее – к панам в батраки нанялись, кто посмелее – в горы пошел искать свободные земли. А Батог ушел из станицы, пробрался через чащобу к берегу Кубани и решил:

– Здесь останусь! Здесь поле расчищу и курень построю!

Променял он саблю свою добрую на топор и взялся за работу. Целыми днями колючий терн да дубы рубил и корни цепкие корчевал. Оборвался весь, одичал, но, знай, оселедцем трясет и твердит:

– Все равно свое возьму! Будет у меня поле! Расчистил он кусок земли сажен десять в длину и столько же в ширину, глубоко вскопал жирный чернозем и, завершив труд свой тяжелый, лег отдыхать под кустом на берегу Кубани.

Проснулся утром, глядит, а вся его земля снова колючим терном покрылась, будто и не корчевал он его. Удивился казак, почесал потылицу, покрутил усы. А потом нахмурил густые брови, расправил широкие плечи и снова давай корчевать – только корни да кусты в разные стороны полетели. К вечеру опять поляна чистым черноземом дымилась.

А на следующее утро снова не видно стало земли под густым терновником.

– Что за бес мне все дело портит, чтоб ему на ежа сесть, – выругался Батог. – Не бывать тому, чтобы казак бесу уступил! Будет у меня поле!

И снова взялся он за работу. Очистил к вечеру опять всю поляну, а когда солнце зашло, лег под кустом и решил:

– Нет, сего дня я спать не буду! Дождусь, как черти придут на мое поле кусты втыкать, – повяжу проклятых хвостами да на дубу повешу!

Долго ждал казак. Но потом не то с усталости, не то от плеска кубанских волн сморила его дремота. Только стал он носом клевать, вдруг слышит: зашумела вода, будто сом возле берега плещется. Открыл Батог глаза и видит: расступились кубанские волны и выходит на берег старик. Сам грузный, тяжелый, плечи – косая сажень, бронзовая борода до колен спускается, желтые волосы сединой тронуты. Вышел он на берег, зашагал к казаку – земля загудела.

Подошел, поднял хмурые широкие брови и глянул на Батога. А глаза у старика ясные, зоркие, как у сокола.

– Не спишь? – спросил он гулким могучим голосом. – Полюбился ты мне, казаче! Не хотел я тебе сначала свою заповедную землю отдавать… Да вижу, что упорный ты и никакой работы не страшишься. Я таких люблю! Ладно, работай на земле, я тебе помогать буду!

Тут поднял он руку, широкую, как лопата, дернул себя за бороду, вырвал клок и протянул казаку:

– На, возьми, на счастье. Будет у тебя теперь поле богатым да урожайным до тех пор, пока не разгневаешь ты меня ленью своей или еще чем…

Сунул старик что-то колючее в руку Батогу и пошел обратно к воде.

– Кто ты, диду? Как зовут тебя? – крикнул казак.

Зашумели, расступились кубанские волны и скрылся в них старик, только голос его прогремел над рекой:

– А звать меня Урожаем!

Тут заснул Батог так крепко, что ничего больше не слыхал.

Проснулся утром, когда лесные птицы запели, встречая зарю. Глянул на поле свое – лежит оно черное, чистое и парок над ним клубится. Расправил казак руку и видит: лежит на ладони колос, тяжелый, словно золотой, на сто наливных зерен.

В этот же день посеял Батог эти зерна на своей поляне. А когда дали они густые и сочные всходы, еще старательнее стал казак ухаживать за своим полем. Каждую сорную травинку выдергивал, любую птицу, что над всходами кружиться начинала, он отгонял, а в знойную, засушливую пору целыми ночами воду с Кубани носил, поливал пшеницу.

И выросла эта пшеница на диво: в рост человека, соломка крепкая да толстая, а колос – один к одному, каждый по сто зерен.

Воспитатель. Ребята, а сейчас мы с вами станем настоящими художниками, которые иллюстрируют детские книги. Выберите, какая кубанская сказка (легенда) вам больше всего запомнилась? Подумайте, какой сюжет вы хотели бы нарисовать, как вы расположите альбомный лист и т. д.

Практическая работа детей.

Выполнение работы – создание иллюстрации к сказке или легенде. Индивидуальная помощь детям.

Подведение итогов работы совместно с детьми.

Воспитатель. Ребята, о чём мы сегодня говорили?

- Кем вы сегодня были на занятии?

- Какими художественными материалами вы рисовали?

- Понравилось рисовать иллюстрацию к сказке, легенде?

- Были ли трудности?

- Ребята, поздравляю вас, вы сегодня первый раз были художниками -иллюстраторами, нарисовали очень интересные рисунки.

Публикации по теме:

«Легенды и сказки Древней Японии». Литературно-познавательный проект для старших дошкольников в Год Японии в России Легенды и сказки Древней Японии". Литературно-познавательный Проект для старших дошкольников в "Год Японии в России". Соавторы: Минчукова.

«Сказки народов Поволжья». Творческий проект с детьми средней группы «Сказки народов Поволжья» творческий проект с детьми средней группы №10долгосрочный срок реализации:1 год Актуальность: В современных.

Фотоотчёт о театрализованной деятельности детей в рамках реализации проекта «Мудрые и добрые сказки народов мира»Фотоотчёт о театрализованной деятельности детей в рамках реализации проекта «Мудрые и добрые сказки народов мира» Я уже рассказывала о том, что в этом учебном году педагогический коллектив нашего детского сада работает над реализацией познавательно.

Фотоотчёт об участии родителей в работе над проектом «Мудрые и добрые сказки народов мира»Фотоотчёт об участии родителей в работе над проектом «Мудрые и добрые сказки народов мира» Родители наших воспитанников с большим интересом и ответственностью отнеслись к нашей просьбе принять участие в подготовке совместных.

Краеведческая комната в детском садуКраеведческая комната в детском саду Недавно у нас в детском саду была организована краеведческая комната. Цель создания: привлечение дошкольников к изучению прошлого и настоящего,.

Легенды о пионе в обработке Надежды ПермяковойЛегенды о пионе в обработке Надежды Пермяковой Середина июня – у нас это начало цветения пионов. Пион считают королём цветов, потому что это очень красивый, роскошный цветок с тонким.

Легенды о сирени в обработке Надежды ПермяковойЛегенды о сирени в обработке Надежды Пермяковой Уважаемые коллеги, ознакомившись с публикацией Галины Михальченко «Лето дарит радость детям» и увидев фотографию белой сирени, я вновь.

Паспорт проекта по ознакомлению детей со сказками народов России в подготовительной к школе группе «Народные сказки Чувашии»Паспорт проекта по ознакомлению детей со сказками народов России в подготовительной к школе группе «Народные сказки Чувашии» Введение «Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя.

Показатели по достижению целей проекта «Мудрые и добрые сказки народов мира»Показатели по достижению целей проекта «Мудрые и добрые сказки народов мира» Познавательные беседы: «Сказки - добрые друзья», «Чему нас учат сказки», «Мои любимые сказки», «Мой любимый сказочный герой», «Расскажи.

Познавательно-творческий проект «Мудрые и добрые сказки народов мира»Познавательно-творческий проект «Мудрые и добрые сказки народов мира» Проект по сказкам «Мудрые и добрые сказки народов мира». Тип Проекта: групповой, познавательно – творческий. Продолжительность Проекта:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Краеведческая мастерская «Сказки и легенды народов Кубани»
Опубликовано: 26 июня 2020 в 23:26
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД