Лучший педагог года

Краеведение — одна из форм духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

елена ямилева
Краеведение — одна из форм духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать - всё.

Не земля вообще, а край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, - именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм изучения родного края является краеведческая работа.

Краеведение - это своеобразный "родительский сундучок". Это - совокупность наследства, оставленного нам предками. Это - живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов. Это - опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура. Это - то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, как зеницу ока, развивая и распространяя ее среди потомков.

Публикация «Краеведение — одна из форм духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста,» размещена в разделах

Краеведение - это, прежде всего, золотой запас нашей духовности. Это - кладезь на века, залог нашего суверенитета в глазах других народов.

Наша республика сегодня является уникальным регионом, по многообразию представленных в ней этносов, культур, языков.

Изучение, знание культуры и истории облагораживает человека, обогащает духовно.

В последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан на 2011-2015 гг. " определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на "поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов".

Формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма : любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство.

Поскольку патриотизм воспитывать нужно с раннего детства, в дошкольном учреждении ознакомление с окружающим миром осуществляется через традиции своей социокультурной среды - местные историко-культурные, национальные, географические, особенности региона.

Краеведение в дошкольном учреждении является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств. Оно раскрывает связи родного города с Родиной. Краеведение является важным педагогическим средством, которое способствует вовлечению дошкольников в художественное творчество, расширяет возможности распространения знаний об искусстве родного края, об особенностях его современной жизни.

Исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста, основой построения работы по ознакомлению детей с родным краем, является воспитание в них устойчивого интереса, познавательного отношения к краеведческому материалу.

Интерес побуждает детей получить как можно больше информации о родном крае, что способствует воспитанию таких чувств, как привязанность, любовь, питающих, в свою очередь, потребность, желание узнать как можно больше нового о своей «малой Родине», т. е. формирующих устойчивый познавательный интерес к ней.

Изучив тщательно педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что особые формы работы в направлении краеведения просто необходимы в работе с детьми. При этом они должны наиболее точно отвечать целям и содержанию работы по краеведению в дошкольном учреждении :

- вызвать интерес к жизни наших земляков, дать элементарное представление об истории родного города;

- дать представления о размерах нашей республики и её природных богатствах; вызвать интерес к жизни родного края;

- познакомить с героическими боевыми достопримечательностями родного города, дать представление о защитниках Отечества;

- познакомить с бытом и традициями башкирского народа, народными праздниками.

Целью нашей работы является развитие свободной творческой личности ребенка в процессе формирования у детей дошкольного возраста интереса и духовно-ценностного отношения к родному городу, краю, стране.

Важное место в воспитании подрастающего поколения принадлежит фольклору, устно-поэтическим традициям родного края, которые мы используем в работе с воспитанниками.

В народно-поэтическом творчестве всех этносов почетное место занимают сказки. Они отражают исторические судьбы, народную жизнь, народное сознание и играют большую познавательную, воспитательную и развлекательную роль.

Исходя из этого, в работе мы часто используем чтение народных сказок, легенд детям. После чтения, как итог, проводим с ними беседы, обсуждения, дискуссии. Побуждаем воспитанников к тому, чтобы они самостоятельно делали выводы, учились рассуждать, высказывать свое личное мнение.

В духовно-нравственном воспитании дошкольников немаловажную роль играют загадки, пословицы, поговорки. Загадки отражают высокий уровень познания мира. В пословицах и поговорках воплощена проверенная на протяжении веков мудрость многих поколений. Пословицы и поговорки – это живая история народа, В них получили закрепление исторические оценки явлений и событий, взаимоотношения людей.

А также духовные ценности, которые являются общими для всех народов. Это служение на благо Родины, доблесть, честность, доброта, трудолюбие и т. д.

Чтению поговорок, пословиц, а также их заучиванию, загадкам уделяем в работе с детьми немаловажную роль.

Велика роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения народных традиций и обычаев. У каждого народа их множество. Они связаны с образом жизни того или иного народа. Большая часть всех этих обрядов – это модели поведения человека в определенных условиях.

Таким образом, в нашем дошкольном учреждении ежегодно проводятся народные праздники, такие как «Нардуган», «Сумболя», детский «Сабантуй», «Грачиная каша», в них принимают участие и воспитанники, и педагоги, и родители.

Важную роль в духовно-нравственном воспитании дошкольников играют мини-музеи. В нашей группе с помощью родителей воспитанников был создан мини-музей «Наш любимый город-Межгорье», где родители приняли активное участие в изготовлении макетов города, с удовольствием пополняли музей различными экспонатами: кубками, вымпелами, медалями, памятными книгами и журналами предприятий города.

Также в нашей группе был создан, (не без помощи всё тех же родителей, мини-музей «Крепче гор могут быть только люди», в который собиралась информация о первооткрывателях нашего молодого города, первых руководителях, строителях, известных исторических личностях, побывавших в нашем любимом городке.

Экскурсии, проводимые в наших мини-музеях, имеют многоцелевой характер, предусматривающий решение многих задач образования, воспитания и развития личности.

Мы согласны с Я. А. Коменским, который одним из самых больших мест в нравственном воспитании детей отводит семье.

Поэтому неотъемлемой частью в нашей работе отводим сотрудничеству с родителями. Считаем одной из важных задач сотрудничества с родителями – повышение родительской компетентности по вопросам ознакомления дошкольников с родным краем. Главное, на что обращаем внимание - вовлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс, разнообразить формы работы с ними, пробудить интерес к жизни детей в детском саду.

Для организации сотрудничества используем разнообразные формы работы : коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные. Родители принимают участие в организации мини-музеев, проводим совместные детско-родительские собрания, развлечения, круглые столы, беседы, выпуск газет: «Мамы всякие нужны…», «Мама, папа, я – дружная семья», «Наша родословная», «Юмор с нами»,

«Во саду ли, в огороде», «По памятным местам всей семьёй» и т. д., выставки: «Осенний калейдоскоп», «Зимняя сказка», «Дню Победы посвящается»,

«Умелые руки не знают скуки», конкурсы семейных рисунков, также родители принимают участие в озеленении и оформлении участков детского сада.

Культура народной духовной памяти развивается в ребенке при общении со старшим поколением. Необходимо оживить поэтическое наследие, которое находится в памяти бабушек и дедушек, и превратить его в подлинное духовное достояние подрастающего поколения.

Для достижения этой цели проводим встречи «Бабушкины посиделки», где бабушки воспитанников рассказывают о своем рукоделии, делятся своим опытом в приготовлении национальных блюд, что бывает очень интересным для внуков. «За чашкой чая», где и бабушки, и дедушки рассказывают старинные сказки, веселые истории из своей жизни, играют на национальных инструментах, поют вместе с внуками песни. Таким образом, стараемся прививать своим воспитанникам уважение, любовь, заботу к пожилому поколению.

Традиционными в нашей работе стали экскурсии с детьми: в пожарную охрану, в школу, к памятникам и достопримечательным местам родного города, на городской стадион, целевые экскурсии-прогулки в природу. За несколько дней до экскурсии с детьми проводится небольшая беседа, с тем чтобы вызвать интерес к предстоящей экскурсии, оживить впечатления и представления, которые могут произойти в ходе экскурсии, сообщается её цель – дети должны знать, куда и зачем пойдут, что увидят.

Исследования ученых, выполненных в последние годы, убедительно показывают, что на экскурсиях создаются благоприятные условия для всестороннего развития детей.

Ознакомление дошкольников с окружающим – первые шаги в познании родного края, родной природы, в развитии бережного отношения к ней, в воспитании любви к Родине.

Экскурсионная деятельность в единстве и взаимосвязи осуществляет образовательные, воспитательные задачи, а также экологическое, нравственно-патриотическое воспитание.

В дальнейшем мы будем продолжать работу по краеведению, стараться делать жизнь детей ярче, содержательнее, духовнее, приобщать их к истинным ценностям, направлять мысли и стремления наших воспитанников на путь познания добра, воспитывать интерес и любовь к родному краю, так как краеведение – одна из форм воспитания духовной нравственности детей дошкольного возраста, составная часть патриотического воспитания подрастающего поколения, что в сегодняшнем непростом мире имеет огромное значение.

1. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников». М. ЦГЛ, 2005 г.

2. Выготский Л. С «Овладение собственным поведением» Т 3.1983г.

3. Государственная программа «патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 г г.

4. Дерябина Л. Б. «Моя Родина Россия» серия «Малышам о Родине» СПб. Издательский дом «Литера» 2007 г.

Публикации по теме:

Проект «Мой дом — мой родной город» (средняя группа, возраст с 4 до 5 лет)Проект «Мой дом — мой родной город» (средняя группа, возраст с 4 до 5 лет) Проект «Мой дом – мой родной город». /средняя группа, возраст с 4 до 5 лет/. Автор проекта: Соснова Галина Константиновна. Содержание проекта.

Приобщение детей к истокам северной культуры. Знакомство с мезенской росписьюПриобщение детей к истокам северной культуры. Знакомство с мезенской росписью Здравствуйте, дорогие коллеги! Совсем скоро, а именно, в июне, нашему замечательному городу Архангельску исполняется 430 лет! Подготовка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Краеведение — одна из форм духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Опубликовано: 9 октября 2014 в 19:30
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД