Папки-передвижки

Программа гражданско-патриотического воспитания «Детство с родным городом»

Ольга Бурдочкина
Программа гражданско-патриотического воспитания «Детство с родным городом»

Программа «Детство с родным городом» (региональный компонент) разработана педагогическим коллективом Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка – детский сад № 53 «Топтыжка» с учетом примерной парциальной образовательной программы «Детство с родным городом», предложенной авторским коллективом (кандидат педагогических наук, профессор Т. И. Бабаева; доктор педагогических наук, профессор А. Г. Гогоберидзе; кандидат педагогических наук, доцент О. В. Солнцева и др.) кафедры дошкольной педагогики Института детства Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. Программа, разработанная в соответствии с требованиями ФГОС ДО, особенностями региона и МБДОУ, знакомит воспитанников с национально-культурной спецификой и природными особенностями малой родины.

Публикация «Программа гражданско-патриотического воспитания „Детство с родным городом“» размещена в разделах

Программа предусмотрена для реализации в старших и подготовительных к школе группах общеразвивающей направленности в процессе совместной деятельности взрослого и воспитанников. Материал программы может быть адаптирован для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и/или детей-инвалидов.

Основная цель реализации регионального компонента в образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста: обеспечение развития личности в контексте современной детской субкультуры, достижение воспитанником уровня психофизического и социального развития для успешного познания окружающего мира через разнообразные виды детской деятельности с последующим включением в систематическую учебную деятельность в школе.

Цели Программы реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная и др., музыкальной, чтения). Реализация вышеуказанных целей осуществляется через воспитание любви и уважения к «малой родине»; создание условий для полноценного воспитания и развития ребенка, адаптированного к своеобразным природным, социальным, национальным и культурным особенностям региона и конкретного места проживания, способного к эмоционально-ценностному, позитивному приобщению к традициям, обычаям, истории и культуре своей «малой родины», открытого к другим людям, в том числе и людям иной культуры, и испытывающего чувство гордости за свою страну как ее гражданин.

Задачи образовательной деятельности в работе с воспитанниками шестого года жизни (старшая группа):

• Развитие интереса к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.

• Формирование интереса к своей родословной.

• Развитие способности чувствовать красоту природы, архитектуры своей малой родины и эмоционально откликаться на неё.

• Формирование представлений о флоре и фауне родного края.

• Содействие становлению желания принимать участие в традициях города и горожан, социальных акциях.

• Развитие чувства гордости, бережного отношения к родному городу.

• Знакомство воспитанников с жизнью и творчеством некоторых знаменитых горожан.

• Формирование интереса к профессиям родителей (законных представителей, объяснение значимости их труда для жителей города, края, привитие чувства благодарности за их труд.

Задачи образовательной деятельности в работе с воспитанниками седьмого года жизни (подготовительная к школе группа):

• Продолжение развития интереса к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.

• Расширение представлений воспитанников о том, что делает малую родину, родной город красивым, развитие эмоциональной отзывчивости на красоту родного края.

• Расширение представлений о флоре и фауне родного края. Воспитание гуманного отношения ко всем живому, чувства милосердия. Формирование правильного поведения в природной среде, закладывание основ экологической культуры личности.

• Содействие проявлению инициативности и желанию принимать участие в традициях города и горожан, культурных мероприятиях и социальных акциях.

• Формирование представлений о символике родного города: герб, флаг, гимн.

• Развитие чувства гордости за свою малую родину, её достижения и культуру, бережного отношения.

• Воспитание уважения к людям разных национальностей, проживающим в городе, крае, их традициям и обычаям. Приобщение к истокам народной культуры.

• Продолжение знакомства воспитанников с жизнью и творчеством некоторых знаменитых горожан.

• Формирование интереса к людям различных профессий, уважительного и бережного отношения к результатам их труда. Развитие интереса к профессиям родителей (законных представителей). Раскрытие деловых и личностных качеств человека-труженика, мотивов и целей деятельности взрослых.

Решение программных образовательных задач предусматривается в процессе организации:

• совместной деятельности взрослых и воспитанников, реализуемой в различных формах в режиме дня (в том числе – в ходе режимных моментов);

• самостоятельной деятельности воспитанников, реализуемой с опорой на специфически детские виды деятельности (в том числе – в ходе режимных моментов);

• различных форм взаимодействия с семьями воспитанников и социумом по вопросам реализации Программы МБДОУ.

При реализации целей и задач Программы соблюдается принцип возрастной адресности. Одно и то же содержание по теме (с большим или меньшим наполнением) используется для работы в старших и подготовительных к школе группах. Педагог подбирает методы и приемы, соответствующие индивидуальным и возрастным особенностям воспитанников.

Представления о малой родине являются содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности. Поэтому краеведческое содержание успешно интегрируется со всеми образовательными областями (в пределах примерного времени, с использованием форм и методов работы, форм организации воспитанников, определенных для каждой конкретной образовательной области) и реализуется преимущественно в свободной (нерегламентированной) совместной деятельности педагога и воспитанников.

Содержание образовательной деятельности в старшей группе (воспитанники шестого года жизни)

• У родного города есть свое название (имя, которое рассказывает о важном для людей событии, которое произошло в прошлом и о знаменитом человеке.

• Город выполнял раньше и выполняет в настоящем разные функции, у каждого города есть свои главные функции. О функциях города рассказывают архитектурные сооружения, названия улиц и площадей. Об истории родного города и жизни горожан рассказывают дома, их облик, декоративное убранство, городская скульптура. Малая родина хранит память о знаменитых рубцовчанах – защитниках Отечества, писателях, поэтах, художниках.

• В городе трудятся родители (законные представители).

• Люди берегут свою малую родину, создают и поддерживают традиции.

• Растительный и животный мир Алтайского края разнообразен. Рубцовчане бережно относятся к окружающей природе.

Содержание образовательной деятельности в подготовительной

к школе группе (воспитанники седьмого года жизни)

• У родного города есть свое название (имя, которое рассказывает о важном для людей событии, которое произошло в прошлом и о знаменитом человеке. Названия улиц могут рассказывать о людях, событиях, хранить память о чем-либо. В городе есть памятники – они напоминают о людях, которые жили в городе, их делах. Город гордится своими известными защитниками отечества, писателями, художниками. В городе происходили раньше и происходят сейчас разные события, которые связаны с функциями города (выпускают тракторы, шьют одежду, проводят выставки и концерты и др.).

• Об истории родного города и жизни горожан рассказывают дома, их облик, декоративное убранство, городская скульптура. В городе трудятся родители. В городе строят новые и красивые дома, районы. Люди берегут свою малую родину, создают и поддерживают традиции.

• Растительный и животный мир Алтайского края разнообразен. Рубцовчане бережно относятся к окружающей живой и неживой природе.

Содержание Программы, реализуется в рамках образовательной области «Познавательное развитие», раскрывается в календарно-тематическом планировании, являющимся структурным компонентом содержательного раздела Программы. Календарно-тематическое планирование составлено с учетом методических пособий и электронных образовательных ресурсов, представленных в организационном разделе Программы. Темы определены исходя из интересов и потребностей воспитанников, необходимости обогащения детского опыта, и интегрируют содержание, методы и приемы из разных образовательных областей.

Тематические блоки основной (инвариантной) части образовательной программы МБДОУ

Виды деятельности, реализуемые в рамках программы «Детство с родным городом» (региональный компонент)

Социально-коммуникативное развитие

Нравственное воспитание, формирование личности ребенка, развитие общения.

Ребенок в семье и сообществе

Участие с родителями (законными представителями) и воспитателями в социально-значимых событиях, происходящих в городе (чествование ветеранов, социальные акции и пр.).

Познавательный вечер «Мы рождены не для войны».

Экскурсия в школу, в Михайло-Архангельский храм, в воскресную школу для детей при Михайло-Архангельском храме, к мемориалу воинов ВОВ.

Просмотр мультфильмов («Люди разные, а страна одна» из серии «Мульти-Россия» (цикл мультфильмов о разных регионах, городах и народностях России).

Беседы («Мы живем в России» и др.).

Формирование позитивных установок к труду и творчеству

Участие в совместном с воспитателем труде на участке МБДОУ (посильная уборка участка после листопада, подкормка птиц, живущих в городе).

Экскурсии (в Центр внешкольной работы «Малая академия» («Чудо-сад», библиотеку и др.).

Наблюдение за уборкой улиц.

Рассматривание иллюстраций, альбомов («Где трудятся мои родители» и др.).

Беседы («Как люди заботятся о красоте своего города» и др.).

Образовательные ситуации («Строители города» и др.).

Творческая мастерская (поделки из природного материала, рисование и др.).

Формирование основ безопасности

Обсуждение с воспитанниками правил безопасного поведения в городе («Как правильно переходить дорогу», «Что можно, чего нельзя делать на улице города» и др.).

Познавательное развитие

Ознакомление с социальным миром.

Ознакомление с миром природы

Участие в проектной деятельности («Рубцовск – город в котором я живу», «Где трудятся рубцовчане?», «Родной Алтайский край», «Защитники Родины», «Город, край, страна», «Путешествие в историю», «Алтай – жемчужина природы» и др., продуктом которой являются альбомы или газеты о малой родине, фотоколлажи, книжки-малышки, плакаты, фотовыставки, создание карт города, края, составление маршрутов экскурсий и прогулок по городу; коллекционирование (зерновых культур, произрастающих в Алтайском крае, картинок, открыток, символов, значков, солдатиков и др.).

Рассматривание дидактических картинок, открыток, иллюстраций, отражающих отношение людей к малой родине (высаживание деревьев и цветов в городе, возложение цветов к мемориалу воинов, украшение города к праздникам и пр.).

Экскурсии и целевые прогулки (к памятнику М. А. Рубцову (совместно с родителями (законными представителями, мемориалу воинов ВОВ на привокзальной площади, в краеведческий музей, Центр внешкольной работы «Малая академия» («Чудо сад») и др.).

Беседы о растительном и животном мире, водоемах Алтайского края, города Рубцовска.

Просмотр фильмов, телепередач («Алтайский край», «К 80-летию Алтайского края» и др.).

Образовательные ситуации («Край тысячи озёр» и др.).

Чайная гостиная «Ромашковый чай».

Игры (дидактические, сюжетно-ролевые).

Речевое развитие

Развитие речи.

Приобщение к художественной литературе

Развитие эстетического восприятия и суждений в процессе чтения произведений художественной литературы о Рубцовске, накопление опыта участия в разговорах, беседах о событиях, происходящих в родном городе, о достопримечательностях родного города, участие в придумывании сказок и историй о достопримечательностях малой родины, редких исчезающих растениях и животных Алтайского края.

Обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей-горожан («Где трудятся мои родители» и др.).

Творческое рассказывание («Каждый город неповторим», «Мой прадед был солдатом» и др.).

Заучивание и рассказывание стихотворений о Рубцовске.

Литературно-музыкальные композиции («Праздник Победы», «Зима в стихах поэтов земляков» и др.)

Художественно-эстетическое развитие

Приобщение к искусству.

Изобразительная деятельность

Знакомство с творчеством художников Рубцовска.

Творческая мастерская (поделки из природного материала, изготовление кукол из ткани, рисование («Расписные терема», «Михайло-Архангельский храм» и др., создание коллажей («Взгляд из прошлого» и др., карт, коллективная аппликация и др.).

Музыкальная деятельность

Знакомство с песнями о Рубцовске, об Алтае.

Просмотр мультфильмов.

Конструктивно-модельная деятельность

Знакомство с архитектурными сооружениями города Рубцовска (мост, вокзал, дом под шпилем и др., сооружение и обыгрывание разнообразных построек и конструкций, создание макетов (макет русской избы и др.).

Физическое развитие

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Физическая культура

Участие воспитанников в целевых прогулках, экскурсиях по городу (обеспечивает необходимую двигательную активность и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников).

Знакомство со знаменитыми спортсменами-рубцовчанами.

Участие в мини-олимпиаде, Днях здоровья.

Туристическая прогулка на стадион «Спарта».

Беседы о спортивных секциях города.

Рисование на тему «Я занимаюсь спортом».

Спортивное развлечение «Игры народов Алтая» и др.

Партнерское взаимодействие с семьей планируется и в то же время имеет открытый интерактивный формат, обеспечивающий родителям (законным представителям) возможности реализации своего права на участие в воспитательно-образовательном процессе.

Содержание работы с семьями воспитанников включает ориентировку родителей (законных представителей) на развитие у воспитанника потребности к познанию, общению с взрослыми и сверстниками, обращение их внимания на ценность детских вопросов, побуждение к поиску ответов на вопросы посредством совместных с ребенком наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра художественных, документальных видеофильмов, привлечение родителей (законных представителей) к совместной с воспитанниками исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в МБДОУ и дома, способствующей возникновению познавательной активности. Проведение совместных с семьей конкурсов, игр-викторин.

Таким образом, Программа гражданско – патриотического воспитания «Детство с родным городом» знакомит воспитанников старшего возраста с природным, культурно-историческим, социально-экономическим своеобразием местности, способствует формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира, позволяет выпускникам МБДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родному краю, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Знакомство ребенка с родным городом» Живут в России разные Народы с давних пор: Одним тайга по нраву, Другим степной простор. У каждого народа Язык свой и наряд, Один.

Фотоотчет «Знакомство с родным городом»Фотоотчет «Знакомство с родным городом» Мы живем в небольшом городе Моздок, который находится в Северной Осетии. В этом году, нашему городу исполняется 255 лет! Несмотря на то,.

Фотоотчет о месячнике гражданско-патриотического воспитания в детском саду «9 мая — День Победы»Фотоотчет о месячнике гражданско-патриотического воспитания в детском саду «9 мая — День Победы» В течении месяца в нашем детском саду проходил месячник гражданско-патриотического воспитания. В группе "Родничок" проводили разнообразные.

Уголок патриотического воспитанияУголок патриотического воспитания День Защитника Отечества - особый праздник в истории нашей страны. Очень важно в детском саду и каждых его группах оформление патриотических.

Конспект занятия в виде игры-путешествия «Знакомство с родным городом» «Знакомство с родным городом»Цель:- Познакомить детей с достопримечательностями родного города; - Закрепить знания детей о правилах дорожного.

Консультация для родителей «Как знакомить детей с родным городом» Консультация для родителей. «Как знакомить детей с родным городом» В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного.

Ознакомление с родным городомОзнакомление с родным городом .

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Известно, что.

Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом № Тема. Программные задачи. Сентябрь. Тема. «Детский сад наш так хорош - лучше сада не найдешь». 1 НОД «Мой детский сад». Расширять ориентировку.

Уголок патриотического воспитания дошкольниковУголок патриотического воспитания дошкольников Актуальность Нравственно-патриотическое воспитание сегодня — одно из важных звеньев в системе воспитательной работы дошкольников. Это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа гражданско-патриотического воспитания «Детство с родным городом»
Опубликовано: 16 апреля 2022 в 13:06
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД