Надежда Ависова
Краткосрочный проект для детей подготовительной группы «Воздух, вода и техника»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект для детей подготовительной группы
«Воздух, вода и техника».
Авторы: Дирдовская Людмила Ивановна- воспитатель дошкольного отделения №5 ГБОУ СОШ № 1159, Ависова Надежда Петровна -старший методист ГБОУ СОШ №1159
Я слышу и забываю.
Я вижу и запоминаю.
Я делаю и понимаю.
Конфуций.
Публикация «Краткосрочный проект для детей подготовительной группы „Воздух, вода и техника“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Воздух. Свойства воздуха
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Цель: объяснение способов передвижения техники в воздухе и в воде на основании знакомства с элементарными знаниями из области физики.
Задачи:
1) знакомить детей дошкольного возраста с элементарными представлениями об основных физических свойствах и явлениях;
2) развивать у них интерес к творческой, исследовательской и проектной деятельности;
3) воспитывать активность, выраженную в потребности исследовать окружающий мир.
Актуальность: Участие детей в проекте поможет расширить их кругозор, развить познавательную активность, стремление самостоятельно разбираться в интересующих вопросах и делать элементарные умозаключения. Но, кроме формирования познавательных интересов, у детей формируется и способность анализировать полученную информацию, логически мыслить и составлять собственное мнение обо всем наблюдаемом, вникая в смысл происходящего.
Проблема: вовлечение детей в мир элементарной физики посредством экспериментирования.
Методы исследования: наблюдение, беседа.
Интеграция образовательных областей в реализации проекта : познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа:
Чтение популярной энциклопедии для детей «Всё об всём», сборника «Эврика».
Сроки проекта : Проект рассчитан на 1 месяц.
Этапы проекта :
I. Подготовительный, теоретический.
II. Практический этап:
1) ОПЫТ «Парашютист»;1)
2) ОПЫТ «Самолётики»;2)
3) ОПЫТ «Движение на воздушной подушке»;3)
4) ОПЫТ «Плот «Апельсин»;4)
5) ОПЫТ «Подводная лодка «Виноград»;5)
6) ОПЫТ «По местам стоять, к всплытию!»;6)
7) ОПЫТ «По морям, по рекам»;7)
8) ОПЫТ «Реактивное движение и вода».8)
Предполагаемый результат:
Усвоение детьми элементарных представлений о некоторых свойствах воды и воздуха через экспериментирование.
Презентация проекта : итоговое мероприятие, которое представляют воспитатель и один ребёнок от группы.
Ход:
I.ОПЫТ «Парашютист»
Цель: Определение причины плавного снижения парашюта.
Оборудование и принадлежности: маленькая игрушка, платок, нитки.
Ребё нок: в первой части опыта я стал на стул, держа игрушку в вытянутой руке. Разжав пальцы наблюдал за скоростью падения игрушки. Для второй части опыта я сделал для игрушки парашют: привязал к каждому углу платка по нитке, а потом этими нитками обвязал игрушку. Потом я стал на стул, взялся за середину платочка и отпустил парашют. Наблюдал плавное снижение парашютиста. ывод: когда парашют опускается, воздух под ним распирает купол, поддерживает его.
II.ОПЫТ «Самолётики»
Цель: выяснение влияния веса самолётика на время его полёта.
Оборудование и принадлежности: 3 листа бумаги формата А4.
Ребё нок: я сделал два самолётика. Первый самолётик - из одного листа бумаги, а второй – из двух таких же по размеру листов, сложенных вместе. После поочерёдного запуска обоих самолётиков я выяснил, что второй самолётик летит меньше времени, чем первый. ывод: чем тяжелее самолётик, тем меньше времени он летит.
III.ОПЫТ «Движение на воздушной подушке» Цель: Определение принципа (выяснение причины) движения на воздушной подушке. Оборудование и принадлежности: CD диск с приклеенным посередине колпачком от пульверизатора с отверстием, воздушный шарик, прищепка, насос.
Ребё нок: я надул шарик, зажал его прищепкой и надел на «усовершенствованный» CD диск. После этого убрал прищепку. Воздух из шарика поступал под диск, приподнимая его над столом. Под диском создалась воздушная подушка. Наблюдал как диск начал скользить по столу в разных направлениях. ывод: сила с которой струя воздуха вырывается из отверстия под диском удерживает этот диск над поверхностью стола. На этом основано движение аэросаней, катеров и судов на воздушной подушке.
IV.ОПЫТ «Плот «Апельсин»
Цель: Выяснение причины плавучести тел.
Оборудование и принадлежности: миска с водой, два одинаковых апельсина.
Ребё нок: я взял два апельсина. Один из них очистил. Налил в миску воды и опустил в неё оба апельсина. Увидел, что очищенный апельсин утонул, а апельсин в кожуре плавает и не тонет. Очищенный апельсин тонет, потому что тяжелее воды. А пузырьки воздуха, спрятанные в кожуре апельсина, удерживают его на поверхности воды. Вывод: воздух легче воды. Пузырьки воздуха в кожуре апельсина делают его более лёгким и плавучим.
V.ОПЫТ «Подводная лодка «Виноград»
Цель: доказательство того, что воздух легче воды и имеет силу.
Оборудование и принадлежности: банка с газированной водой, виноград.
Ребё нок: я налил в банку газированной воды и бросил в неё виноградинки. Они чуть тяжелее воды, поэтому опустились на дно. Но на них тут же стали садиться пузырьки газа. Я наблюдал как виноград, облепленный пузырьками газа, стал всплывать. Но на поверхности пузырьки лопались, и отяжелевшая виноградинка вновь опускалась на дно. И всё повторялось заново. Вывод: воздух легче воды и имеет силу. По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. Я рассмотрел это подробнее ещё в одном опыте.
VI.ОПЫТ «По местам стоять, к всплытию!»
Цель: наблюдение за тем, как воздух вытесняет воду, и выходит из неё.
Оборудование и принадлежности: миска с водой, прозрачный пластиковый стакан, изогнутая трубочка для коктейля.
Ребё нок: я налил в миску воды и погрузил туда стакан перевернув его верх дном. Подвёл под стакан изогнутую трубочку и вдул под него воздух. Наблюдал как стакан всплыл. Вывод: воздух вытесняет воду из-под стакана и поднимается вверх, выталкивая из воды стакан.
VII.ОПЫТ «По морям, по рекам»
Цель: выяснение, в какой воде легче плавать - в пресной или солёной.
Оборудование и принадлежности: банка с водой, сваренное вкрутую куриное яйцо, бутылка с насыщенным раствором поваренной соли.
Ребё нок: я налил в банку немного воды и опустил туда яйцо. аблюдал как яйцо утонуло. Добавил солёной воды из бутылки в банку. аблюдал как яйцо начало всплывать. ывод: солёная вода плотнее пресной, она выталкивает предметы, которые тонут в пресной воде. Поэтому плавать на море легче чем в реке.
VIII.ОПЫТ «Реактивное движение и вода»
Цель: определение принципа реактивного движения.
Оборудование и принадлежности: миска с водой, стакан с водой, пластиковый стаканчик с отверстием в боку, дощечка из пенопласта.
Ребё нок: я положил на воду дощечку. Сверху поставил пластиковый стаканчик с отверстием в боку. Взял ещё один стакан с водой и стал выливать из него воду в стаканчик с отверстием. Когда струя воды стала выливаться из отверстия стаканчика, я заметил, что она льётся в одну сторону, а стаканчик на дощечке движется в другую сторону.
Вывод: сила с которой струя воды вытекает из отверстия равна силе с которой эта струя толкает стаканчик на дощечке. Такое движение называют реактивным. На нём основана работа водомётных движителей, которые устанавливают на теплоходы, катера, водные скутеры. Этот же принцип передвижения наблюдается у кальмаров, осьминогов, медуз, каракатиц и др.
Список литературы:
1. Губка Н. С. «Секреты волшебства. Увлекательные опыты по физике для детей, их родителей и воспитателей» - Х. : Издательство «Ранок», 2011;
2. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников» / Под ред. Дыбиной О. В. - 2-е изд., испр. – М. : ТЦ Сфера, 2014;
3. Зубкова Н. М. «Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет» - СПб. : Речь, 2013;
4. Зубкова Н. М. «Научные ответы на детские «Почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет» - СПб. : Речь, 20134
5. Лельевр А. «Эврика -82» - М. : Мол. гвардия, 1983;
6. Шалаева Г. и другие «Всё об всём» - М. : Ключ-С, Слово, АСТ, 1994.
Примечания:
1) «Всё об всём» : Том 2, с. 498 «Как работает ветряная мельница?»; Том 4, с. 431 «Как аэроплан поднимается в воздух?»; Том 4, с. 208 «Кто первым сделал паруса?»; Том 9, с. 440 «Как устроен парашют?»; Том 10, с. 177 «Как человек поднялся в воздух?»; «Эврика» -82: с. 324 «Электростанция работает на … воздухе».
2) «Всё об всём», Том 10: с. 178 «Как был изобретён самолёт?»; с. 179 «Как летает самолёт?».
3) «Эврика» -82: с. 384 «Летающие» … ледоколы».
4) «Всё об всём», Том 2, с. 104 «Почему пробка плавает?».
5) «Всё об всём», Том 4, с. 212 «Когда люди начали исследовать подводное пространство?»; Том 6, с. 404 «Зачем рыбам нужен плавательный пузырь?».
6) «Всё об всём» Том 6, с. 444 «Что за животное наутилус?».
7) «Всё об всём», Том 4, с. 205 «Кто сделал первую лодку?»; с. 207 «Что из себя представляли первые океанские пароходы?».
8) «Всё об всём» : Том 2, с. 227 «Что такое каракатица?»; Том 6, с. 403 «Как движется каракатица?».