Нина Титова Дмитриевна
Краткосрочный проект для детей среднего дошкольного возраста «Огород на подоконнике»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы:
Дети средней группы в недостаточной степени имеют представления о том, что растения и овощи можно выращивать в комнатных условиях, о необходимых условиях роста, их интерес познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Поэтому перспективной целью проекта является развитие познавательного интереса. Актуальной целью является: получение детьми необходимых знаний о том, что растения живые, их сажают, поливают, выращивают из семян.
Публикация «Краткосрочный проект для детей среднего дошкольного возраста „Огород на подоконнике“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2024
Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию растений и овощей в комнатных условиях.
Задачи:
• Расширить знания и представления детей о растениях, выращиваемых на подоконнике;
• Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, укроп, петрушка, листья салата, редис, цветы);
• Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
• Развивать познавательные и творческие способности.
• Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.
• Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
• Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.
• Получить положительные эмоции от полученных результатов.
Вид проекта : краткосрочный (апрель 2024)
Тип проекта : познавательно - исследовательский.
Участники проекта : дети средней группы, воспитатель, родители.
Методы:
наглядный (методы иллюстраций и демонстраций) : плакаты, сюжетные картинки, муляжи овощей;
Словесны: беседы, чтение рассказов и стихов, загадки, пословицы и поговорки;
практический: посадка семян, лука, полив, рыхление почвы;
наблюдения: наблюдение за прорастанием семян лука.
Работа с родителями:
Беседа с родителями «Огород на окне».
Консультация для родителей «Огород на подоконнике».
Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материла, изготовлении декора для огорода на окне.
Анкетирование родителей.
Предполагаемый результат:
1. Дети опытным путем получат знания о том, что растения живые, их выращивают из семян, поливают.
2. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
3. Дети получат практический опыт создания дневника наблюдений за растениями на подоконнике.
4. С помощью вовлечения в практическую деятельность по выращиванию культурно – огородных растений на подоконнике, дети получат представление об этапах роста растений и получении конечного результата.
5. Все участники проекта (дети, воспитатель, родители) получат положительные эмоции от полученных результатов.
Этапы реализации
I. Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «Огороде на подоконнике», составление плана мероприятий по организации детской деятельности
II. Основной: (или этап реализации проекта) : проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы).
III. Заключительный: подводятся итоги, подготавливается презентация, итоговая беседа.
Этапы работы Содержание Дата
Подготовительный этап Составление перспективного плана работы по проведению проекта;
Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной литературы, приобретение необходимого оборудования.
Привлечение родителей для оказания разнообразной помощи педагогу
Беседа с родителями «Огород на подоконнике».
Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.
Анкетирование родителей.
Основной этап Рассматривание книг, иллюстраций о растениях.
Цель: Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений.
Беседа на тему: «Земля – какая она». Цель: выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая);
Дидактическая игра «Кто скорее соберет».
Цель: Формировать умения группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.
Чтение художественной литературы «Огород бабы Фёклы».
Пальчиковая гимнастика “Хозяйка однажды с базара пришла”
1.04.
«Замачивание семян». Расширять представление детей об условиях, необходимых для прорастания и развития растения (влага, тепло и свет). Дать элементарные понятия о природных витаминах. Формировать трудовые умения и навыки.
Беседа: «Какие бывают овощи». Цель: создание условий для формирования у детей систематических знаний по экологии.
Дидактическая игра «Что сажают в огороде?». Цель: Формировать умение классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения, развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки.
Индивидуальная работа «Назови растение на картинке»(Беседа с Ярославом, Димой, Ильёй).
Рассматривание альбома: «Какие растения можно посадить на подоконнике».
2.04
Беседа «Зачем нужно садить огород?» Цель: создать условия для расширения представлений об овощах, их пользе для организма.
«Посадка укропа, петрушки, листьев салата».
Цель: Расширять представление детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). Дать элементарные понятия о природных витаминах. Формировать трудовые умения и навыки.
Дидактическая игра «Собери урожай» Цель: Дать знания о способе хранения овощей и фруктов; уметь подбирать варианты хранения урожая к конкретным овощам и фруктам, рассказывать об этом.
Чтение художественной литературы: «Пых».
Пальчиковая гимнастика «Капуста»
Индивидуальная работа «Назови растения, которые мы посадили на нашем огороде»(Лера, София, Стелла).
3.04
«Посадка лука» Цель: Закрепить навыки посадки семян лука. Формировать представление о выращивании этих растений.
Художественно-творческая деятельность (Аппликация/Лепка) Тема: «Лук-лучок!» Цель: создание социальной ситуации развития в процессе творческой деятельности.
Дидактическая игра «Мы волшебники немного – был один, а стало много» Цель: формировать умение удетей образованию множественного числа существительных: Огурец - огурцы, яблоко — яблоки, груша —. , слива —. , персик —. , банан —. и т. д.
Отгадывание загадок.
Труд в уголке природы. Цель: продолжать формировать умение у детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла).
Дидактическая игра «Вершки - корешки» Цель: развивать быстроту реакции на вопрос педагога, внимание, память; формировать интерес к играм, в которых дети могут показать свои знания.
4.04.
Беседа «Земля – какая она». Цель: выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая);
Опыт – наблюдение за ростом лука в земле.
Цель: Знакомить детей с процессом посадки лука. Формирование умений разнообразной деятельности в природе. Дать элементарные понятия о природных витаминах. Воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле
Художественно-творческая деятельность (Рисование) Тема: «Овощи на грядке»
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе творческой деятельности
Чтение художественной литературы: «Чиполино».
Дидактическая игра «Найди по описанию»
Продуктивная деятельность – сделать зарисовки на тему «Растения на окне, как они растут»(зарисовка лука, гороха, редиса и т. д).
5.04.
Наблюдение «Растут ли наши растения» за всходами лука, укропа, петрушки, листьев салата.
Цель: Продолжить формировать умения у детей замечать изменения в росте и развитии растений.
Дидактическая игра «С какой ветки детки»
Цель: развивать память, внимание, словарь прилагательных и числительных; воспитывать умение спокойно реагировать при передаче кона другим детям.
Беседа: «Наши растения».
Пальчиковая гимнастика "Компот"
Индивидуальна работа «Что сначала, что потом». Цель: Формировать умение составлять последовательную цепочку взаимосвязанных событий. Развивать мышление, речевую активность. (Кристина, Нистя, Лера. Д)
Чтение русской народной сказки «Репка». Цель: повторение с детьми героев, их действий
Консультация для родителей «Исследовательская деятельность в детском саду».
8.04.
Беседа - наблюдение: «Мир комнатных растений»
Цель: Расширять представление детей о комнатных растениях, их пользе и строении, научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок). Поощрять желание ухаживать за комнатными растениями. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности: учить размышлять, делать выводы.)
Чтение художественной литературы: «Вершки и корешки».
Дидактическая игра «Угадай-ка» Цель: развивать операцию классификации, внимание; воспитывать умение внимательно слушать указания педагога, ответы товарищей.
Рассматривание дидактических картинок «Что посадим в огороде?» Цель: создать условия для наблюдения
Рассматривание альбома: «Какие растения можно посадить на подоконнике?»
9.04
Беседа «Этапы роста и развития растения». Цель: Рассказать и показать детям как идёт этап роста и развития растения на окне, дать знания о факторах влияния на быстрый рост. (используются демонстрационный материал).
Наблюдение «Растут ли наши растения» за всходами редиски и лука. Цель: Продолжить формировать умения у детей замечать изменения в росте и развитии растений.)
Отгадывание загадок.
Труд в уголке природы. Цель: продолжать формировать умение у детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла).
Игра-хоровод «Кабачок» Цель: развивать музыкальный слух, чувство ритма; формировать творческий потенциал.
10.04.
Проблемная ситуация «Зачем растениям нужна вода?» Цель: создать условия для развития умений рассуждать.
Чтение художественной литературы: «Репка», «Спор овощей».
Наблюдение «Растут ли наши растения» за ростом лука, укропа, петрушки, листьев салата, редиса, гороха.
Цель: Продолжать формировать умения у детей замечать изменения в росте и развитии растений.
Подвижная игра «Баба сеяла горох» Цель: развивать ловкость, быстроту реакции, внимание; воспитывать честность при выполнении правил игры.
Д/И «Найди такую же луковицу» Цель: сравнение по форме и величине
11.04.
Наблюдение «Растут ли наши растения» за ростом лука, укропа, петрушки, листьев салата, редиса, гороха.
Цель: Продолжить формировать умение у детей замечать изменения в росте и развитии растений.
Упражнение «Удивляемся природе»
Пальчиковая гимнастика «Пальчики в саду»
Игра малой подвижности «Огород у нас в порядке»
Цель: развивать внимание, способность координировать свои движения с движениями других детей
Театральная деятельность Тема: «Веселый огород»
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе театральной деятельности.
12.04.
Чтение художественной литературы: «Купите лук».
Наблюдение «Растут ли наши растения» за ростом лука, укропа, петрушки, листьев салата, редиса, гороха.
Цель: Продолжать формировать умение замечать изменения в росте и развитии растений.
Отгадывание загадок
Труд в уголке природы. Цель: Продолжать формировать умение у детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла).
Игра малой подвижности «Огородник»
Цель: Закрепить представление об огородных растениях, активизировать названия овощей. Развивать речевой слух (узнавать товарища по голосу) Чувствовать игру звуками в глагольной рифме.
15.04
Чтение художественной литературы: «Овощи».
Наблюдение «Растут ли наши растения» за ростом лука, укропа, петрушки, листьев салата, редиса, гороха
Цель: Продолжить формировать умение у детей замечать изменения в росте и развитии растений.)
Малоподвижная игра «Вершки-корешки»
Цель: знать названия овощей, уметь различать корнеплоды; быстро реагировать на название овоща — приседать, если это корнеплод, поднимать руки вверх, если овощ созревает наверху.
СРИ «Репка» Цель: создать условия для развития умения самостоятельного проигрывания ролей (брать на себя и обыгрывать роли бабки, деда, внучки, репки, кошки, собаки и т. д.)
Хороводная игра «Мы по полю идем, овощи все соберем». Цель: развитие координации движений согласно слову.
16.04.
Беседа «Этапы роста и развития растения». Цель: Рассказать и показать детям как идёт этап роста и развития растения на окне,дать знания о факторах влияния на быстрый рост. (используются демонстрационный материал).
Художественная литература (Сказка) Тема: «Мешок яблок» Сутеева
Цель: создание социальной ситуации развития посредством художественной литературы
Д/И «Подбери хвостик к овощу» Цель: создать условия для развития представлений о длине овощей
Д/И «Четвертый лишний» Цель: развитие восприятия, мышления.
СРИ «Магазин овощей» Цель: создать условия для развития представления о роли продавца, покупателя, развивать умение реализовывать игровой замысел.
17.04.
Беседа Тема: «Что растет у нас на подоконнике?»
Цель: создать радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный настрой, сформировать представление о росте растений и овощей
Чтение хрестоматии стихотворения Е. Ранева «Помидор светофор» Цель: создать условия для: поддержания интереса ребенка к художественному слову, стремление к постоянному общению с книгой.
Пальчиковая гимнастика "Компот"
Загадывание загадок о зелени
18.04.
Проблемная ситуация «Зачем растениям нужна вода?» Цель: создать условия для развития умений рассуждать.
Опыт- эксперимент: «Солнце и лучок». Цель: Определить роль солнца в жизни лука и других овощей.
Дидактическая игра «Кто скорее соберет». Цель: формировать умение группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.
Индивидуальная работа (Дима, Умар, Настя, Лера. Н) «Что сажают в огороде». Цель: Формирование умений классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению, развить быстроту мышления, слуховое внимание.
19.04.
Беседа. Что мы знаем об овощах». Цель: закрепить представления детей о том, где выращиваются овощи, знания об их свойствах. Формировать умения строить описательные рассказы на сравнение овощей, строить сложносочиненные предложения.
Дидактическая игра «Собери урожай». Цель: Продолжать формировать знания о способах хранения овощей и фруктов; уметь подбирать варианты хранения урожая к конкретным овощам и фруктам, рассказывать об этом.
Индивидуальная работа (Илья, Кристина, Амина)«Подбери пару». Цель: формировать умение сравнивать предметы по форме, размеру, цвету и назначению; приучить их сообща выполнять задание.
22.04
Беседа. «Труд овощеводов и садоводов». Цель: закрепить названия овощей и фруктов, правильное использование обобщений («овощи», «фрукты»); закрепить представления о содержании и характере труда овощеводов и садоводов, уточнить знания детей о последовательности работ по выращиванию овощей, об использовании машин и их роли в производстве овощей.
СРИ «В гостях у бабушки» Цель: создать условия для развития самостоятельного проигрывания ролей.
Дидактическая игра «Угадай-ка». Цель: продолжать развивать операцию классификации, внимание; воспитывать умение внимательно слушать указания педагога, ответы товарищей.
Подвижная игра «Баба сеяла горох». Цель: развивать ловкость, быстроту реакции, внимание; воспитывать честность при выполнении правил игры.
23.04
Работа в центре творчества: создание тематического альбома из детских рисунков и зарисовок «Огород на подоконнике».
Дидактическая игра «Найди по описанию». Цель: развивать память, внимание; формировать умение при отгадывании не перебивать товарищей, не выкрикивать, внимательно выслушивать педагога.
Игра малой подвижности «Огородник». Цель: продолжать закреплять представление об огородных растениях, активизировать названия овощей. Развивать речевой слух (узнавать товарища по голосу) Чувствовать игру звуками в глагольной рифме.
Оформление выставки детских рисунков «От семени к ростку», «Зеленый лучок».
25.04
Опыт – эксперимент «Человек и растение». Цель: выявить, нуждается ли растение в уходе человеком. Материал и оборудование: два контейнера с землей и ростками (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой – не рыхлят землю, не поливают, поставили в темное место).
Дидактическая игра «Собери урожай» Цель: Дать знания о способе хранения овощей и фруктов; уметь подбирать варианты хранения урожая к конкретным овощам и фруктам, рассказывать об этом.
Пальчиковая гимнастика “Хозяйка однажды с базара пришла”
Малоподвижная игра «Вершки-корешки». Цель: формировать названия овощей, уметь различать корнеплоды; быстро реагировать на название овоща — приседать, если это корнеплод, поднимать руки вверх, если овощ созревает наверху.
26.04
Заключительный этап Выставка оформленного огорода. Оформление фотоотчета о проекте.
27.04
Вывод: В результате работы над проектом у детей сформировался интерес к опытно-экспериментальной деятельности по выращиванию растений, сформировалось умение ухаживать за растениями – поливать, рыхлить, дети получили представление о необходимости света, воды, почвы для роста растений; стали бережнее относиться к миру растений; усовершенствовали художественные навыки; в группе был создан «Огород на подоконнике»; увеличилось число родителей, принимающих участие в жизни детского сада.
Приложение 1
Анкета для родителей
Уважаемые родители, просим Вас ответить на вопросы!
1. Есть ли у вас огород, дача?
___
2. Есть ли у ребенка своя грядка, клумба?
___
3. Выращиваете ли Вы что-нибудь из овощей зимой на подоконнике?
___
4. Привлекаете ли Вы ребенка к совместной деятельности по
выращиванию овощей в огороде? Если нет, то почему?
___
___
5. Считаете ли Вы полезной такой вид трудовой деятельности для своего
ребенка?
___
6. Какие приемы Вы используете, чтобы заинтересовать ребенка в
оказании помощи?
___
7. Как Вы думаете, какие личностные качества характера будут
развиваться в ребенке, если он будет участвовать в совместной
деятельности по посадке, уходу за огородными культурами?
___
___
___
СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!