Федулова Светлана Владимировна
Краткосрочный проект «Игровая деятельность в современном детском саду «Фантазируем, творим, конструируем»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект
"Игровая деятельность в современном детском саду"
"Фантазируем, творим, конструируем"
Тип: познавательно-творческий
Вид: краткосрочный (две недели)
Участники: дети старшей (логопедической) группы, воспитатели, родители группы.
Суть проблемы:
Публикация «Краткосрочный проект „Игровая деятельность в современном детском саду „Фантазируем, творим, конструируем“» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2024
Сегодня вопрос развития конструктивной деятельности стоит остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса
Актуальность.
В настоящее время наблюдается технологическая революция. Высокотехнологичные продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества.
В детских образовательных учреждениях, школах и институтах ведущее место начинает занимать робототехника, конструирование, моделирование и проектирование.
Современному обществу необходим активный, инициативный, креативно мыслящий и доброжелательный гражданин. Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. Поэтому возникла необходимость внедрения STEAM – технологии в образовательный процесс детского сада, что дает возможность создать благоприятные условия для приобщения дошкольников к научно-техническому творчеству и формированию творческого мышления и воображения, так же первоначальных технических навыков.
Сегодняшним дошкольникам предстоит:
• решать задачи, о которых мы можем лишь догадываться;
• использовать технологии, которые еще не созданы;
• работать по профессиям, которых пока нет
Конструирование — это, в первую очередь, самое мощное средство умственного развития ребенка. В процессе конструирования моделируются отношения между структурными, функциональными и пространственными характеристиками конструированного объекта, с его видимыми и скрытыми свойствами.
На основе анализа подходов Л. А. Парамоновой, Л. В. Куцаковой, З. В. Лиштван выделяются 2 вида конструирования : техническое и художественное. К техническому конструированию относят конструирование из строительных материалов, из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления, из крупногабаритных модульных блоков. К художественному конструированию относят конструирование из бумаги, природного, бросового материала.
Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки).
Конструирование способствует :
1. Развитию у детей сенсорных представлений;
2. Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение);
3. Тренировки пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;
4. Сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т. к. дети учатся совместно решать задачи, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.
В связи с этим, мы решили создать проект по конструированию, т. к. в процессе конструктивной деятельности у детей формируются умения целенаправленно рассматривать предметы, анализировать их и на основе такого анализа сравнивать однородные предметы, отмечая в них общее и различное, делать обобщения. Решая конструктивные задачи, дети учатся анализировать, находить самостоятельные решения, создавать замысел конструкций и в соответствии с ним планировать свою деятельность.
Цель проекта : Развитие познавательных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструктивной деятельности.
Задачи:
Образовательные
Использовать чертежи, рисунки, фотографии, схемы поделок, построек игрушек. Создавать свои эскизы.
Познакомить с базовыми строительными деталями – узнавание, различение, правильное называние, свободное использование по назначению с учетом характерных признаков и свойств
Учить рассматривать и анализировать образец.
Формировать конкретные представления о строительстве, его этапах.
Развивающие
Развивать навыки общения и партнерства;
Содействовать возникновению и развитию положительных эмоций и интереса к играм со строительным материалом;
Развивать воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память, мышление, словарный запас, игровые навыки.
Совершенствовать память, усидчивость, творческие способности.
Воспитательные
Воспитывать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам.
Работа с родителями
Вызвать интерес к совместной деятельности по реализации проекта,
Повысить уровень просвещенности в вопросах развития познавательных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструктивной деятельности.
Развивать у родителей желание принимать участие в жизни группы
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Методы реализации проекта :
• объяснительно-иллюстративный (наглядный, словесный) – объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, рассматривание таблиц, демонстрация, работа с технологическими картами, картами-схемами построек, иллюстрации, дидактические игры);
• репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации воспроизводство знаний и способов деятельности)- собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу;
• поисковый метод –решение проблемных задач с помощью педагога;
• метод стимулирования и мотивации деятельности - игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение;
• познавательный метод - наблюдение готовых примеров, моделирование, изучение иллюстраций, восприятие, анали и обобщение демонстрируемых материалов;
• метод групповой работы - совместная сборка моделей.
• игровой метод – использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета;
• эвристический метод творческой деятельности - создание творческих моделей и т. д.
Ожидаемые результаты
• Увеличение числа детей, имеющих высокий уровень в социально – личностном, интеллектуальном, творческом развитие.
• Совершенствование коммуникативных навыков детей при работе в паре, в коллективе, распределении обязанностей.
• Формирование предпосылок учебной деятельности : умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
• Формирование конструкторских умений и навыков, умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением
• Формирование представления: о деталях конструкторов и способах их соединении; об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса; о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов; о связи между формой конструкции и ее функциями.
Продукт: выставка детских работ, фото родителей «Фантазируем, творим, конструируем дома»,
Вид конструктивного материала :
• Строительный материал - объемные (или плоскостные) деревянные окрашенные (или неокрашенные) строительные детали простой геометрической формы.
• Природный материал (желуди, шишки, кора, ракушки, веточки, листья, мох, береста, солома и др.).
• Бумага, палочки.
• Бросовый материал (спичечные коробки, разные по величине, форме, материалу упаковочные коробки, пластмассовые банки, бутылки, ящики и т. п.).
• Цветные мягкие и твердые объемные крупногабаритные модули.
• Конструирование из влажного песка и глины.
• Разные виды конструктора.
Этапы работы над проектом
Подготовительный этап
Содержание работы:
• Анализ опыта работы по данной теме. Сбор информации, материалов по теме;
• Создание предметно - развивающей среды в соответствии с тематикой;
• Разработка конспектов мероприятий, консультаций по теме;
• Анкетирование родителей по теме Воспитатель
Основной этап:
Перспективное планирование по образовательным областям:
Познавательное развитие • Беседы «Профессия строитель», «Что нужно для строителя?», «Кем бы я хотел стать, когда вырасту», «Чем занимается инженер?»
• Тематическое занятие «Дома в городе будущего», «Друзья с далекой планеты» (по художественному конструированию)
• Дидактическая игра «Строим дом», «Узнай предмет», «Горячо-холодно», «Дострой конструкцию», «Что изменилось у робота», «Собери предмет», «Сделай такую же», «Найди похожие модели», «Найди постройку по описанию»
• Работа со схемами
СК развитие • Сюжетно-ролевые игры «Мастерская», «Железная дорога»,», «На стройке»
Речевое развитие • Чтение художественной литературы. М. Пегов «Легендарные автомобили России», Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка на Луне», «Автомобиль», «Затейники», «Метро», В. Одоевский «Городок в табакерке», С. Маршак «Дом, который построил Джек», «Мастер-ломастер», «Автобус номер двадцать шесть», С. Михалков «Кораблики», «Моя улица», «От кареты до ракеты»
ХЭ развитие • Рисование «Разные здания»
Физическое развитие • Игра – соревнование «Кто быстрее и красивее построит дом из счётных палочек»
Работа с родителями • Знакомство с планом проекта
• Консультация "Игры детей с использованием конструктора"
• .Фото родителей «Фантазируем, творим, конструируем дома»
План мероприятий с детьми по конструированию :
«Весенние цветочки» в технике оригами.
Продолжать учить детей разным приемам работы с бумагой; понимать и выполнять устные инструкции; создавать новые изделия оригами; развивать внимание, аккуратность.
«Автобус».
Учить строить автобус по графической модели; соотносить её элементы с частями предмета.
Конструирование из счетных палочек
Знакомить детей с нахождением способов выполнения, умение видеть конструкцию объекта и анализировать его составные части и их функциональное назначение.
«Танграм» Способствовать развитию умственных и творческих способностей детей, развивать мышление, воображение, зрительную память.
«Робот».
познакомить с игрушкой - робот; учить строить робота по схеме из конструктора ЛЕГО; правильно соединять детали.
Объёмное макетирование из коробок «Автобус».
Продолжать учить создавать образы технических объектов из объёмных деталей. Дополнять мелкими деталями вырезанными из цветного картона. Цветной бумаги.
«Улицы нашего города» Развивать умение детей работать коллективно, договариваться друг с другом, работать по схеме.
«Конструирование по замыслу» конструктор по выбору детей.
Закреплять полученные навыки; учить заранее обдумывать содержание будущей постройки; называть её тему, давать общее описание; развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Заключительный этап
Обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.
Создание презентации
Список литературы
• Дыбина О. В. Ребёнок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста». -М. : ТЦ «СФЕРА», 2005.
• Емельянова, И. Е. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно-игровых комплексов : учеб. метод. пос. для самост. работы студентов / И. Е. Емельянова, Ю. А. Максаева. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011
• Калмыкова Н. В., Максимова А. И. Макетирование из бумаги и картона. –М. : ТЦ Сфера. – 2015г.
• Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO) / Л. Г. Комарова – М. : «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001 г.
• Куцакова Л. В. Конструирование из строительного материала: Старшая группа. – М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019
• Новикова В. П., Тихонова Л. И. Лего-мозаика в играх и занятиях / В. П. Новикова, Л. И. Тихонова-М. : Мозаика-Синтез, 2005
•
• Прохорова. Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. — Издательство: Аркти, 2005
• Шайдурова Н. В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности : справочное пособие / Н. В. Шайдурова. - М. : ТЦ Сфера, 2008
• Щеглова О, Щеглова А. Все об оригами. Оригами от А до Я. Ростов н. / Д: Владис: М. : РИПОЛ Классик, 2008
• Интернет-ресурсы
• Журналы по дошкольному воспитанию