Федулова Светлана Владимировна
Краткосрочный проект «Щи да каша — пища наша»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационно-практико-ориентированный проект
"Щи да каша - пища наша"
Тип: информационно-практико-ориентированный.
Вид: краткосрочный (две недели)
Участники: дети старшей (логопедической) группы, воспитатели, родители группы, медицинская сестра ДОУ.
Актуальность.
Публикация «Краткосрочный проект „Щи да каша — пища наша“» размещена в разделах
- Каша, крупы. Все о кашах для детей
- Каша. Проекты
- Продукты питания
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2023
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется такими нормативно - правовыми документами, как закон РФ «Об образовании», «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации».
На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством сохранения и укрепления своего здоровья. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Не следует также забывать, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Многие из нас забыли исконно - русские традиции здорового питания. И поэтому на столе преобладают импортные продукты, порою, щедро сдобренные химическими добавками.
За последние десятки лет наш рацион изменился до неузнаваемости. Благодаря гастрономической революции готовить стало легче, а переваривать труднее. Мы пьем порошковое молоко, завариваем кипятком сухое картофельное пюре, мажем на хлеб искусственное масло, утоляем голод хот-догами, чипсами и шоколадными батончиками. Супчики из пакетика, лапша моментального приготовления, бульонные кубики вытеснили со стола здоровую еду. Польза сомнительная.
А вот наши предки были гораздо умнее. Они употребляли простую здоровую пищу - каши, натуральные овощи, ягоды, фрукты, молоко. Такое питание позволяло им жить долго и сохранять здоровье до глубокой старости.
Уже ни для кого не секрет, что большая часть проблем со здоровьем современного человека, во многом, связана с кардинально изменившимися приоритетами в питании. Исследования показали, что неправильное питание может увеличить вероятность развития у детей таких болезней как рак и сердечно - сосудистые заболевания, высокое кровяное давление и избыточный вес. Важно побудить ребенка задуматься о работе своего организма, сформировать у детей правильное представление о здоровом питании, способствовать пониманию того, что здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни.
Без преувеличения можно сказать, что правильное питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия.
Проблема: Современное питание и увлечённость детей фаст – фудами приводит к незнанию русской национальной кухни, её разнообразия, питательной ценности и роли в укреплении здоровья детей.
Цель проекта : сформировать у дошкольников основы рационального питания, способствовать воспитанию культуры здоровья, осознанию ими здоровья как главной человеческой ценности.
Задачи:
Образовательные
Формировать привычку здорового образа жизни
Расширять и уточнять представления детей о здоровом питании;
Закреплять представления о труде повара и знакомить с работой повара
Установить взаимосвязь, что здоровье зависит от правильного питания (еда должна быть не только вкусной, но и полезной)
Развивающие
Развивать навыки общения и партнерства;
Развивать связную речь, умение делать выводы;
Активизировать словарь детей.
Воспитательные
Формировать культуру поведения за столом;
Воспитывать бережное отношение к продуктам питания
Воспитывать бережное отношение к традициям питания своего народа.
Работа с родителями
Вызвать интерес к совместной деятельности по реализации проекта,
Повысить уровень просвещенности в вопросах правильного питания.
Развивать у родителей желание принимать участие в жизни группы
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Формы проведения:
Наблюдения, эксперименты, занятия, беседы с детьми и родителями, чтение литературных произведений, игры.
Ожидаемые результаты
Повышение уровня знаний у детей и родителей о полезном питании, сформируется интерес к здоровому питанию в семьях;
Будут формированы основные понятия правильного питания, умение отличать полезные и вредные продукты, понимание того, что только мы в ответе за своё здоровье.
Дети будут иметь представление о том, что такое здоровое питание, различать полезные и вредные продукты питания, знать некоторые группы витаминов и их значение для здоровья.
Дети научатся употреблять полезные блюда и продукты дома и в детском саду, правильно пользоваться столовой и чайной ложкой, вилкой, салфеткой.
Продукт:
Книга – альбом с кулинарными рецептами семейной кухни «Мои любимые блюда»
Коллаж «Правильное питание»
Этапы работы над проектом
Подготовительный этап
Содержание работы:
• Анализ опыта работы по данной теме. Сбор информации, материалов по теме;
• Создание предметно - развивающей среды в соответствии с тематикой;
• Разработка конспектов мероприятий, консультаций по теме;
• Анкетирование родителей по теме Воспитатель
Основной этап
Перспективное планирование по образовательным областям
Первая неделя
Образовательные области Содержание работы
Познавательное развитие • Беседы «Зачем человеку нужна еда?», «Что нужно делать, чтобы быть здоровым?», «Что мы знаем о вредных продуктах»,
• Тематическое занятие «Где живут витамины?».
• Дидактическая игра «Узнай на вкус», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Узнай крупу наощупь», «Золушка».
• Опыты и эксперименты (с кока – колой, чипсами, кириешками) «Вкусно, не всегда полезно!»
СК развитие • Встреча с медицинской сестрой детского сада «Польза здоровой пищи и минусы современного фаст - фуда».
• Сюжетно-ролевая игра «Магазин полезных продуктов»
Речевое развитие • Составление рассказов «Вкусные истории», «Как в нашей семье готовят обед» (из личного опыта).
• Чтение рассказа З. Александровой «Большая ложка», Э. Успенского «Дети, которые плохо едят в детском саду», Р. Ротенберга «Расти здоровыми», «Очень вкусный пирог» Даниила Хармса, «Болтливая редька»
ХЭ развитие • Рисование пальчиками «Манная графика»
• Лепка «Самый красивый горшочек»
• Коллаж «Правильное питание»
Физическое развитие • Пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим»
• Игра – соревнование «Кто быстрее и красивее накроет на стол
Работа с родителями • Знакомство с планом проекта
• Развлечение «Капустные вечеринки. Рассказ о празднике Воздвиженье»
Вторая неделя
Образовательные области Содержание работы
Познавательное развитие • Беседы «Как капуста хороша!», «Как готовились каша и щи на Руси», «О каравае», «Режим питания»., «Хлеб – всему голова»
• Тематическое занятие «Как каша пришла к нам на стол».
• Дидактическая игра «Что мы купим в магазине?», «Откуда хлеб на столе?», «Разбери крупу», «Из какого злака эта каша», «Какие продукты нужны для приготовления щей».
СК развитие • Экскурсия на кухню
• Сюжетно-ролевая игра «Готовим обед»
Речевое развитие • Речевая игра: «Это я, это я, это все мои друзья».
• Отгадывание загадок про блюда, овощи и фрукты.
• Чтение М. Вишневецкая «Милая тётушка Манная каша», Н. Носов «Мишкина каша», Н. Телешов «Крупеничка», Братья Гримм «Волшебный горшочек», русская народная сказка «Лиса и журавль»
ХЭ развитие • Рисование «Колоски в вазе»
• Аппликация «Тарелка каши» (с использованием крупы)
Физическое развитие • Музыкально – ритмические, хороводные игры «Мы печём пироги», «Пирожок», «Блин золотой».
Работа с родителями • Консультация «Здоровое питание детей»
• Создание фотокниги «Моя любимая еда»
Заключительный этап
Обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.
Оформление фотокниги «Моя любимая еда»
Создание презентации по проекту.
Список литературы
• Азбука питания. Методические рекомендации по организации и контролю качества питания в дошкольных образовательных учреждениях. Составитель Н. А. Таргонская — М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2002
• Бойчук И. А, «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Подготовительная к школе группа. Перспективное планирование, конспекты занятий, бесед» – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020.
• Дыбина О. В. Ребёнок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста». -М. : ТЦ «СФЕРА», 2005.
• Князева О. Л, Махан ва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Парциальная программа. Учебно-методическое пособие» – 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021
• Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт. – сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград : Учитель, 2012 г.
• Прохорова. Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. — Издательство: Аркти, 2005
• План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. Методическое пособие для воспитателей детского сада. СП6 «Детство-пресс»,2004 г.
• Шапира А. Н. Лужа. Твоя первая научная лаборатория. - М. ,Мозаика-Синтез, 2002 г.
• Интернет-ресурсы
• Журналы по дошкольному воспитанию