Ольга Зелинская
Краткосрочный проект в старшей группе «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Дошкольным учреждениям отведена основная роль в воспитании патриотизма, так как именно в детских садах происходит духовно -нравственное становление детей. Как же ввести дошкольников в мир русской культуры? Мы начинаем с того, что понятно любому малышу - с семьи. Ведь то, что происходит в семье сейчас, происходило всегда: так же готовили, убирали в избе, ухаживали за детьми и стариками. Изменились условия жизни, предметы быта, но сохранилась суть - мама готовит, стирает, ухаживает за всеми, а папа занимается ремонтом, строительством, т. е. занимается мужской работой. Самый близкий и понятный вид деятельности для ребенка - это игра. Создание интерьера «Русская изба» дает возможность ребенку поиграть «во взрослую жизнь» в исторической обстановке.
Публикация «Краткосрочный проект в старшей группе „Русская изба“» размещена в разделах
Проблема: В наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры. Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. В связи с этим мы посчитали необходимость проведения данного проекта с детьми подготовительной группы.
Актуальность:
Дети дошкольного возраста поверхностно знакомы с тем, как жили люди раньше, как строили свое жилище, как украшали свой быт.
Какие изменения произошли со строениями людей, в которых они жили, как изменились сами люди, их быт, одежда, обо всем этом дети имеют отрывочные представления. У детей слабо развиты познавательный интерес и познавательная инициатива
Цель проекта : Формировать представления о строении русской избы, о ее внутреннем и внешнем убранстве. Создание в воображении ребенка целостных образов прошлого и настоящего жилища человека, развитие исследовательских навыков воспитанников, поддержка детской инициативы.
Задачи :
Формировать представления об устройстве русской избы;
Познакомиться с разнообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением.
Познакомить с культурой Древней Руси и русичей.
Формировать умения собирать дополнительную информацию из различных информационных источников;
Развивать творческие способности детей при рисовании узора на полосках бумаги, как элемента деревянной резьбы.
Привлечь родителей в творческо - образовательный процесс.
Сохранить и передать детям культурное наследие предков.
Вид проекта : практико-ориентированный, творческий, познавательный.
Тип проекта : -среднесрочный.
Срок реализации: 1 месяц (01.10. 2020 -30.10.2020г.)
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально коммуникативное развитие, художественно эстетическое развитие, физическое развитие.
Участники проекта : воспитанники подготовительной группы, воспитатели, родители.
Материально-технически ресурсы необходимые для выполнения проекта :
-- подбор методической и художественной литературы;
--подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии, презентаций)
-- дидактические и подвижные игры;
--подбор стихов, пословиц, поговорок, песен;
--выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей.
Методы проектной деятельности :
-- игровые: дидактические игры, подвижные игры, русские народные игры, хороводные игры.
-- словесные: чтение и рассказывание стихотворений, песен, отгадывание загадок, составление словаря, картотеки пословиц и поговорок, беседы с детьми.
-- наглядные: рассматривание старинных предметов домашнего быта, просмотр альбома «Старинная одежда» и др.
Метод трех вопросов:
Что знаем? --- Что люди раньше жили не так как мы.
Что хотим узнать? --- Как жили, что изменилось с течением времени.
Как будем узнавать? --- Спрашивать у старших, рассматривать альбомы и фотографии.
Задачи по работе с родителями:
--Повысить уровень компетентности родителей по теме проектной деятельности.
-- Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
С помощью систематической работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию мы надеемся достичь следующих результатов:
Ожидаемые результаты проекта :
- дети получат обширные знания об истории крестьянского жилища - избы,
о ее устройстве;
- познакомятся со старинными предметами домашнего обихода;
- обогатится словарный запас названиями предметов русского быта;
- дошкольники приобщаются к истокам традиционной культуры, понимают и принимают народные игры, обычаи, традиции;
- изготовят макет русской избы;
- будет создан мини-музей «Русская изба».
- воспитание духовно - нравственной личности посредством приобщения к народным традициям.
Этапы проекта :
1. Подготовительный этап.
Определение цели и задач проекта, Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки).
Проведение консультации с родителями: «Мини- музей в детском саду»
Рассматривание «Старинные предметы домашнего быта». Познакомить детей с предметами быта (стол, лавки, люлька, сундук и др.)
Составление словаря, картотеки пословиц и поговорок.
Чтение энциклопедий, подбор детской художественной литературы для чтения детям.
Беседа на тему: «Что такое русская изба?»
Познакомить детей с жилищем русского народа.
Составление плана мероприятий детской деятельности, разработка цикла занятий беседы с детьми.
Задачи.
Повышать компетентность родителей в области истории и культуры русского народа.
Формировать представления о предметах домашнего обихода, их названиями и назначением.
Самостоятельное исследование и поиск информации совместно с родителями.
Формировать умения собирать дополнительную информацию из различных информационных источниках.
Расширять представления детей о русской избе как о жилой деревянной постройке.
2. Практический этап.
Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей.
Работа с детьми (организация мероприятий познавательного характера, организация двигательной активности).
Реализация мероприятий перспективного тематического планирования (НОД по теме проектной деятельности, творческая деятельность).
3. Заключительный этап.
Подведение итогов проектной деятельности. Обобщение результатов работы, анализ, закрепление результатов работы, формулировка выводов.
Презентация проекта. Выставка коллективной работы мини-музей «Русская изба»
Самооценка результатов реализации проекта.
Краткое содержание проекта :
1. Подготовительный этап.
-- Постановка проблемы «Для чего необходимо знать историю жилища человека?».
--беседа «Что такое русская изба?»
--рассказ «Как строили дом на Руси»
--виртуальная «Экскурсия в музей Мир русской деревни».
-- изготовление картотеки песен и стихотворений
-- изготовление папки – передвижки
-- изготовление лэпбука «Русская изба»
2. Практический этап.
-- Беседа с детьми «Как жили раньше?»
-русская народная игра «Ручеёк»
--знакомство с лэпбуком «Русская изба»
-- Просмотр альбома «Старинная одежда»
-- НОД «Социально-коммуникативное развитие» «Деревянное зодчество»
-- НОД «Познавательное развитие» «Путешествие по русской избе»
-- Отгадывание загадок по теме
- Заучивание стихотворения из картотеки «Матрешка»
-- просмотр презентации «Русская изба»
--Рассматривание старинных предметов домашнего быта.
-- составление словаря, картотеки пословиц и поговорок
--русская народная игра «Дедушка Рожок»
-- самостоятельная деятельность с лэпбуком «Русская изба»
-- изготовления макета «Русская изба»
-- работа с макетом «Русская изба»
-- просмотр альбома «Русская изба»
-- чтение энциклопедий, подбор детской художественной литературы.
-- рисование узора деревянной резьбы.
-- д/и «Построй избу», «Помоги плотнику», «Укрась избушку узором», «Составь узор».
-- заучивание песни «Калинка»
-- игры с макетом «Русская изба»
-- русская народная игра «Лягушки на болоте»
--беседа: «Дом, в котором мы живем»
-- чтение художественной литературы Ю. Дорожин «Как жили наши предки»
-- русская народная игра «Золотые ворота», «Заплетись плетень».
-- консультация с родителями: «Мини - музей в детском саду»
3. Заключительный этап
Презентация проекта. Выставка коллективной работы мини-музей «Русская изба»
Формы работы с родителями.
Консультация для родителей «Мини музей в детском саду»
Папка передвижка для родителей «Русская изба».
Привлечение родителей к совместному творчеству над макетом «Русская изба».
По итогам проекта :
Повысился уровень осведомленности дошкольников об устройстве русской избы;
Дети познакомились с разнообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением.
В результате проектной деятельности дошкольники приобщились к истокам традиционной культуры, стали более лучше понимать и принимать народные игры, обычаи, традиции.
Ближе познакомились с культурой и бытом наших предков.
Продукты проектной деятельности :
Создание альбомов: «Старинное кухонное убранство», «Старинная одежда», «Русская изба».
Создание лэпбука «Русская изба».
Создание картотеки песен и стихотворений, картотеки пословиц и поговорок.
Презентация макета «Русская изба» в творческом конкурсе «Ярмарка мастеров» в номинации «Кукольный домик».