Абрамова Алла Сергеевна
Краткосрочный проект в старшей группе «Свойства песка»
Старшая группа «Василек»
Автор проекта :
Абрамова Алла Сергеевна
Июль 2025
ПРОЕКТ
«Песок и его свойства»
(исследовательский, краткосрочный)
для воспитанников старшей группы
1.1 Тип проекта : исследовательский.
1.2 Срок проекта : краткосрочный (1 неделя)
1.3 Участники проекта : воспитатель, воспитанники старшей группы.
Публикация «Краткосрочный проект в старшей группе „Свойства песка“» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Экспериментирование. Конспекты с опытами
- Темочки
1.4 Цель проекта : учить различать и называть словами качества и свойства песка : сухой, влажный, очень мокрый; сыпется, лепится, состоит из мелких песчинок, желтый, светло - или темно-коричневый, хорошо пропускает воду, на сыром песке остаются следы, по ним можно узнать кто ходил, на сухом песке вместо следов остаются ямки; песок можно покрасить.
1.5 Актуальность проекта
Федеральные государственные требования к программе дошкольного образования настоятельно рекомендуют проектную и экспериментальную деятельности. Игры с песком способствуют оздоровлению и закаливанию, поскольку они организуются на свежем воздухе, в теплый период года, при естественном воздействии этого природного материала на детский организм. Экспериментирование является одним из наиболее эффективных методов в развитии познавательной активности дошкольников.
В данном проекте объектом изучения стал сухой и влажный песок. Песок в сухом виде не сохраняет форму – он рассыпается. А мокрый песок сохраняет форму ёмкости, в которую его положили. Песок можно окрасить используя различные красители – мел, пищевые красители, акварельные краски.
Воспитатель направлял детей, удивлял, создавал атмосферу интриги и поиска решения задач.
1.6 Задачи проекта :
Учить проводить элементарные опыты с песком. Развивать наблюдательность. Воспитывать интерес к объектам неживой природы. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Обогащать чувственный опыт ребёнка, развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность в обращении с песком, умение играть со сверстниками рядом.
1.7 Предполагаемый результат
Формирование умения осознанно выполнять действия с сухим и влажным песком. При необходимости добавлять воду в сухой песок. Проявление у детей элементарного контроля за способом действия. Воспитание интереса к результату и чувства удовлетворения от деятельности.
1. 8 Материал и оборудование: наборы для юного экспериментатора (все необходимое в уголке экспериментирования, стекло для рисования песком, песочница, лопатки и формочки для песка, вода в детских лейках.
.
1.9 Этапы проекта :
1. Подготовительный этап (определение цели, задач проекта, сбор информации)
2. Основной этап.
- Работа с детьми;
2. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
2.1 Работа с родителями
Консультация для родителей: «Конструирование из песка».
2.2 Работа с детьми
Сроки проведения Форма проведения Цель
Понедельник Чтение сказки «Солнечный свет и песок»
Экспериментальная деятельность «Песочная страна»
Лепка из песка на участке «Пирожки для гостей»,
Развивать у детей умения понимать, оценивать поступки и чувства через чтение художественной литературы.
Выделить свойства песка : сыпучесть, рыхлость, из мокрого песка можно лепить.
Показать детям, что из сухого песка не получаются фигуры, а из мокрого песка с помощью формочек можно слепить пирожки.
Вторник Отгадывание загадок про песок Экспериментальная деятельность «Кто прошел по сырому, сухому песку»
Развитие познавательной активности в процессе знакомства со свойствами песка.
Среда Экспериментальная «Песок пропускает воду быстрее, а глина медленнее»
Учить детей узнавать предметы по характерным признакам (в мешочках песок, различные крупы).
Закрепить представления детей о свойствах песка и глины, установить: что пропускает воду быстрее – вода или глина, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей.
Четверг Беседа «Песочные часы»
Познакомить детей с песочными часами. Рассказать о их назначении.
Пятница Развлечение «Загадки цветного песка»
Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Развивать чувство формы, цвета композиции.
Развивать мелкую моторику и ловкость при работе с различными материалами.
Вызвать интерес к созданию коллективной композиции.
Воспитывать желание любоваться полученным результатом.
Список используемых источников:
Собственные методические разработки Интернет – источники Организация опытно – экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2 / Сост.. – СПб. : «Детство – Пресс», 2015. – 240 с. (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»)