Аноним
Краткосрочный проект в старшей группе «Возможности сказки в гендерном воспитании детей, улучшении их взаимодействия»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект :
«Возможности сказки в гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста»
[/i]
Вид проекта : групповой
По продолжительности: краткосрочный
Цель: Создание ситуаций для объединения детей, улучшения их взаимодействия.
Задачи:
• Расширять представления детей о различиях полов, понимать различие между мальчиками и девочками.
Публикация «Краткосрочный проект в старшей группе „Возможности сказки в гендерном воспитании детей, улучшении их взаимодействия“» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
• Развивать навыки общения между мальчиками и девочками, умение вместе играть, заботиться друг о друге.
• Воспитывать у мальчиков уважительное отношение к девочкам, женщинам, стремление оказывать им посильную помощь, у девочек – заботливое отношение к мальчикам, ко всем окружающим.
• Способствовать развитию творческого воображения и фантазии у мальчиков и девочек.
Этапы работы над проектом :
1. Диагностический. Интервьюирование. Цель - определение уровня гендерной идентификации и устойчивости гендера
2. Формирующий. На занятиях дополнительного образования, музыкальных и физкультурных занятиях (дополнение структуры занятий элементами, акцентирующими гендер, тематические занятия); сюжетно-ролевые игры в режиме дня; досуговые мероприятия; индивидуальные беседы.
3. Заключительный. Определение уровня эффективности проведенной работы. Постановка новых задач и определение форм и методов для их реализации
Участники проекта : воспитатели, дети старшей группы.
Дата проведения итогового мероприятия: 11.05.2013 г.
Ответственный за проведение итогового мероприятия: Зулькарнаева М. Р.
Продукт детской деятельности:
- создание кукол совместно с детьми.
- дидактические игры - викторины по сказкам.
- практическая мастерская: лепим героев сказок.
- драматизация сказок «Теремок», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди»
2013 учебный год
Возможности сказки в гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста
Образовательная область «Познание» :
- слушание сказок.
- рассматривание иллюстраций книг.
- тематические занятия, беседы.
- пересказ сказок.
Образовательная область «Социализация» :
- игровая деятельность: конкурсы, викторины.
- игры драматизации.
Образовательная область «художественное творчество» :
- тематические занятия.
- лепка героев сказок.
- раскрашивание иллюстрации по сказкам.
- работа с родителями: изготовление костюмов для героев сказок.
Образовательная область «Музыка» :
- разучивание песен из сказок : «Песня колобка», «Песня петушка»
Образовательная область «Физическая культура» :
- образное имитирование героев сказок.
- подвижная игра «У медведя во бору».
- использование спортивного инвентаря: обруч – домик, скакалка – ручеек, мяч – волшебный клубок и т. д.
Образовательная область «Безопасность» :
В рамках проекта провести беседу о правилах поведения дома и на улице. Вспомнить сказки, где герои попадали в беду по разным причинам:
- «Гуси – лебеди»
- «Маша и Медведь»
- «Волк и семеро козлят»
Образовательная область «Коммуникация» :
- использование различных театров (пальчиковый, кукольный) при воспроизведении сказок.
- вырабатывание интонации, выразительности, правильного темпа, силы голоса посредствами игры драматизации.
Образовательная область «Чтение художественной литературы» :
Знакомство и чтение сказок :
Зарубежных писателей;
Русских народных сказок( «Крошечка-Хаврошечка», «Зимовье», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Лисичка со скалочкой», «Никита Кожемяка», «Добрыня и змей», «Морозко», «Дюймовочка», «Спящая красавица», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Мальчик - с - пальчик», «Гуси-лебеди» и т. д.)
Образовательная область «Труд» :
На примере сказок поддерживать созидательное отношение к окружающему миру и готовность совершать трудовые усилия.
Заключительный этап.
- подведение итогов.
- викторина «лучший знаток сказок»
- драматизация сказки «Теремок» на новый лад.
В группах выделены игровые зоны, специально оборудованные для мальчиков и девочек, и организованны места для совместной деятельности, в ходе которой девочки остаются девочками, а мальчики – мальчиками.
Например, мальчики играют в уголке «Морское путешествие» и они используют необходимые атрибуты для игры: бинокль, штурвал, компас, карту и т. д. Девочки играют чаще в таких уголках, как «Семья», «Ряжения». Мальчики предпочитают конструировать и моделировать, развивая творческие способности. Многие народные детские игры имитируют серьезные занятия взрослых: охота, рыболовство, собирательство, ведение домашнего хозяйства. Такие игры как: «У медведя во бору», «Кузнецы», «Арина». На занятиях мальчики и девочки слушают сказки, рассказы, рассматривают иллюстрации, обыгрывают сказки, где главными героями являются типичные представители женского и мужского поведения (положительные эталоны). Дети сочиняют рассказы, сказки на заданную тематику. Это могут быть такие задания: «Я начну, а вы продолжите».
Помимо специально организованных занятий, формирование гендерной идентичности осуществляется и в повседневной жизни (на прогулке, в сюжетно-ролевых играх и др.). Правильная организация игр детей поможет ребенку принять роль и выполнить в ней женские и мужские функции, а посредством этого понять и принять свой гендер.
Гендерный подход находит своё отражение в нашем саду и при выполнении культурно-гигиенических навыков. Ведётся работа по культуре поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными к девочкам (уступают место, пропускают вперёд, помогают им). А девочки стали доброжелательными по отношению к мальчикам (благодарят их).
Работа по гендерному воспитанию осуществляется как на совместных, так и на специально организованных занятиях. Так, в ходе этических бесед воспитатели уточняют гендерные представления детей, формируют представления о взаимодействиями с представителями своего и противоположного пола; о семейных половых ролях и полоролевом репертуаре; нравственные качества, характерные для мальчиков и девочек: «Мальчики и девочки, кто они?», «Мальчики – юные мастера» «Девочки – маленькие хозяюшки».
Сказка всегда насыщена социальными действиями и сильна нравственной основой. В сказке задаются, складываются и формируются эталоны жизни, эталоны поведения. Благодаря сказке ребёнок познаёт окружающий мир, овладевает разнообразным полоролевым репертуаром, особенностями взаимоотношения полов. Сказки обучают и создают эмоциональную положительную модель гендерного поведения. С помощью сказок формируется представление о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других. Существует мнение, будто сказки о животных, воздействуют на детей на подсознательном уровне, являясь своеобразным учебником полового воспитания для самых маленьких.
Большие возможности в процессе полоролевого воспитания играют все сказки и народные, и авторские и дидактические. Девочкам и мальчикам необходимо читать самые разнообразные сказки. В гендерном отношении все сказки можно условно разделить на три группы : «мужские», отражают мужские стратегии поведения, где главный герой – мужской персонаж; «женские», отражают женские стратегии поведения, где главная героиня – персонаж женского пола; «смешанные» : есть два главных героя обоих полов, где повествуется о взаимоотношениях и взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации. Сюжет «женских» и «мужских» сказок построен таким образом, чтобы герои самостоятельно разобрались с возникающими трудностями и извлекли некий урок для себя. Сюжет же «смешанных сказок», в которых действуют антропоморфные герои, обязательно завершается воссоединением героя и героини, свадьбой.
При работе со сказкой очень важно бережно относиться к сказочному сюжету : не просто читать и обсуждать текст, а использовать сюжетные моменты, поступки и образы сказочных героев для объяснения материала, придумывать театрализованные кукольные постановки по сюжетам сказок, задания в виде рисунков по их мотивам. Это будет способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников.
Таким образом, как видно из вышесказанного, роль русских сказок является одним из средств гендерного воспитания дошкольников. Эта работа была живой, интересной, разнообразной, яркой красочной, образной, увлекательной, веселой и высокоэффективной. Она укрепляет ниточку, которая связывает поколения.
Чтобы воспитывать уважение к старшим, способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников, мы можем и должны использовать богатейший опыт народа, накопленный веками.
Наработанный нами опыт будет углубляться и совершенствоваться в дальнейшем!