Получи документы

Круглый стол для педагогов «Отклоняющееся поведение подростков в школе»

Гасайниева Заира Исабековна
Круглый стол для педагогов «Отклоняющееся поведение подростков в школе»

Круглый стол для педагогов :«Отклоняющееся поведение подростков в школе».

Цели:

1. Формирование представления у педагогов о различных вариантах поведенческих отклонений у обучающихся.

2. Мотивация педагогов на реализацию индивидуального подхода к обучению и воспитанию школьников, соблюдению педагогической этики.

Задачи

• Знакомство участников с основами девиантного поведения;

Публикация «Круглый стол для педагогов „Отклоняющееся поведение подростков в школе“» размещена в разделах

• Выявление проблемных зон, которые требуют совместных действий;

• Формирование основных направлений работы;

«Ситуация успеха» (на фоне музыки «Давайте говорить друг другу комплименты»)

Для начала я хочу предложить вам участие в одном упражнении. Мы не так часто слышим добрые слова по поводу нашей профессиональной деятельности, а ведь без тёплого слова и летом холодно.

Я думаю, что сейчас вы сидите рядом с тем человеком, который вам знаком не только как педагог, профессионал своего дела, но и как человек, с которым вам приятно общаться. У вас есть уникальная возможность выразить свои добрые мысли и чувства по отношению к справа сидящему соседу по поводу его профессиональных качеств.

Для этого необходимо взять в свою руку руку соседа и сказать ему эти слова.

Игра проходит по цепочке от первого участника до последнего в каждой группе.

А сейчас ответьте мысленно на вопросы:

- Какие чувства вы испытывали, когда к вам обращался ваш сосед?

- Поднимите руку, у кого совпали ожидания с тем, что сказал вам сосед?

Соц. педагог :

Наверное, если Вас спросят, какими Вы хотели бы видеть своих учеников, Вы перечислите такие качества как образованность, честность, самостоятельность, порядочность, скажете, что хотите гордиться ими.

Но, вместе с тем, если попросить любого опытного преподавателя вспомнить самые яркие события или случаи из его педагогической практики, он, как правило, вспомнит не процент отличников, а совсем другое.

Например, сложные отношения с «трудным» учеником; непростой процесс завоевания доверия у «трудной» группы.

Проблема трудностей в поведении и общении подростка обостряется в переходные периоды, когда меняется и сам человек, и система его взаимоотношений с окружающими.

Самым непростым этапом взросления человека является его переход от детства к взрослости, а именно подростковый возраст. Этот период приходится на возраст с 10 до 15 лет. Трудным возрастом, переходным периодом, переломным возрастом называют данный промежуток времени учителя, психологи, родители. И это не случайно: именно в эти годы перестраивается психика ребенка, изменяется характер учебной деятельности и отношение к ней, бурно развивается самосознание и личность подростка в целом.

Подросток – это личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств. Личность ещё недостаточно развита, чтобы считаться взрослой, и в то же время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил.

Мини-лекция.

И так, сегодня мы попробуем понять, отклоняющееся поведение подростков, обсудим эффективные методы работы с такими детьми и попробуем составить алгоритм действий, чтобы в дальнейшем использовать его в своей работе.

Часто мы не можем до конца понять, как нам управлять такими детьми, детьми педагогически запущенными, которые нарушают дисциплину, равнодушны к учебе, грубы, драчливы, лживы, употребляют алкогольные напитки, курят, в силу разных обстоятельств, в конце концов, может быть уже после окончания школы, становятся правонарушителями. Может быть, где-то мы не уделяем им должного внимания, не стараемся вникнуть в их внутренний мир.

Эпиграфом мы взяли слова Константина Дмитриевича Ушинского «Для того, чтобы воспитывать ребенка во всех отношениях, его нужно познать во всех отношениях».

Мозговой штурм. Уважаемые коллеги, возьмите листы бумаги и за одну минуту напишите, что должны знать педагоги по работе с такими детьми.

Что же должен знать педагог при работе с детьми девиантного поведения?

Он должен знать:

• Формы отклоняющегося поведения, говоря другими словами, основные линии нарушений

• Факторы риска, формирующие девиантное поведение

• Причины отклонений, т. е. что или кто оказывает на ребенка пагубное влияние

Алгоритм действий по профилактике ДП, который включает в себя:

• Основные направления работы с девиантными детьми

• Основные направления работы с родителями

• Основные направления работы с педагогами

• Формы и методы психолого-педагогического воздействия

• Модели пропаганды здорового образа жизни

• Модели профилактики злоупотребления ПАВ (психоактивное вещество)

Итак, Что же такое девиантное (отклоняющееся) поведение? Мы, в первую очередь предлагаем вам ответить на этот вопрос. Как вы, уважаемые коллеги, понимаете это определение….?

Девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества и причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности.

Выделяют три группы девиантного (отклоняю.) поведения :

• Антисоциальное поведение

• Асоциальное поведение

• Аутодеструктивное поведение

Рассмотрим конкретно каждую из этих групп.

1. Антисоциальное поведение –

поведение, противоречащее правовым нормам и угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих.

Уважаемые коллеги, перечислите, какие поступки являются антисоциальными?

Итак, формы антисоциального поведения :

Насилие над более младшими и слабыми сверстниками, животными;

Воровство

Мелкое хулиганство

Вандализм;

Порча чужого имущества;

Торговля наркотиками.

2. Асоциальное поведение

Уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений:

Уважаемые коллеги, перечислите, какие поступки являются асоциальными?

И так формы асоциального поведения :

Побеги из дому;

Систематические пропуски в школе;

Агрессивное поведение;

Ложь;

Вымогательство;

Беспорядочные половые связи;

Настенные надписи и рисунки непристойного характера;

Ненормативная лексика

3. Аутодеструктивное поведение –

Поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности:

Перечислите, какие поступки являются аутодеструктивными?

И так, формы аутодиструктивного поведения :

Курение;

Токсикомания;

Наркомания;

Вскрытие вен,

Алкоголизм,

Суицид.

Уважаемые коллеги, сейчас мы предлагаем вам ситуации. Вам необходимо соотнести их с формами деструктивного поведения, определить, к какой группе они относятся, и найти решение выхода из них.

1. После сделанного классным руководителем замечания, подросток вышел из класса, демонстративно громко хлопнув дверью. (агрессия асоциальными Ваши действия?

2. Группа подростков из 8 класса систематически издеваются над одноклассником подвергая его травле в интернете, подстерегая его в разных местах, как в школе, так и дома. Чем это может закончиться и ваши действия? (насилие – Антисоциальное поведение)

3. Подросток нюхает токсические вещества, постепенно привлекая к этому своих сверстников. Детям становится плохо. Но при этом они продолжают встречаться и заниматься данным занятием дальше. Ваши действия?

Все ситуации, встречающиеся в школьной практике, обобщая, можно назвать линиями нарушений:

нарушение обучения, нарушение поведения, нарушение общения, нарушение самосознания, смешанные формы.

Согласно этим линиям нарушения мы рассмотрим сегодня методы позитивного воздействия и помощи девиантному подростку.

Чтобы ребенок вдруг стал девиантным подростком, должны быть какие-то весомые причины.

Каковы же факторы риска и причины отклонений, создающие девиантное поведение ребенка?

Большое влияние на формирование личности ребенка оказывает в первую очередь семья. Именно в семье возникают первые привычки и нормы поведения.

Первый опыт социальных отношений и связей ребенок приобретает в семье: родители, родственники, соседи, знакомые и друзья родителей, а так же дети, играющие во дворе, - это первый микросоциум, где формируется социальный опыт. Но все же, семья как первый фактор развития личности ребенка поражает и силой и широтой влияния.

Игра «Чистый лист». (Ведущий берет чистый лист бумаги, отрывая при анализе кусочки) : Представим себе, что это душа ребенка.

Когда ребенка не замечают в семье – часть его души отрывается, (оторвем часть бумаги).

Когда ребенка не принимают сверстники – происходит тоже самое.

Когда ребенка не понимают учителя – еще кусочек души прочь!

Когда он перестает верить в себя - ….

Когда он становится никому не нужен…что происходит с его душой?.

А что в итоге? (В листе бумаги должна появиться внушающая дыра) Душа ребенка становится сплошной черной дырой…. испытывая чувство краха, безысходности, отчаяния.

Эти и другие причины формируют факторы риска, которые подталкивают ребенка на отклоняющееся поведение в том числе к суициду.

• Семья

• Наследственность

• Проблемы в подростковом возрасте

• Отсутствие прочных социальных связей.

Рассмотрим поближе каждый из них.

Большое влияние на формирование личности ребенка оказывает в первую очередь семья. Именно в семье возникают первые привычки и нормы поведения.

Напишите, как семья может отрицательно повлиять на поведение ребенка.

Интеллектуальная деградация и невоспитанность взрослых, эгоизм и низкий уровень нравственности семьи, тунеядство и пьянство, неправильное понимание родителями роли семейного воспитания, снижение интереса к воспитанию, удручающий образ жизни, раздоры, конфликты, толкают ребенка на путь правонарушений.

Также, причиной формирования девиантного поведения у детей и подростков являются нарушения в физическом и психологическом здоровье.

Поражение нервной системы в родах

Проблемы с психическим и физическим здоровьем – разного рода психопатии….

Физические дефекты

Наследственность - рождение от наркомана или алкоголика

Систематически накапливающиеся, как снежный ком, проблемы подросткового возраста также накладывают свой отпечаток на поведение таких детей, создают благоприятные условия для изоляции ребенка от нормального коллектива и вступлению его в антиобщественные группы сверстников.

Мозговой штурм.

Напишите и назовите распространенные проблемы подросткового возраста. …

Действительно, подростковый период – самый сложный, самый критический из всех возрастов. Большинство проблем подросткового возраста возникают в области межличностного общения, связанных с учебой и взаимоотношениями со сверстниками. Подростки направляют свою активность на поиск внешних социальных контактов, нового межличностного общения, чтобы найти в нем поддержку. Но не всегда ребенка принимают сверстники.

Отсюда возникает Межличностный стресс

Взаимоотношения со сверстниками.

• Конфликтное отвержение со стороны сверстников

• Вымогательства денег, давление, шантаж;

• Неоднократные мучения, оскорбления, угрозы, запугивания; унижения

• Принуждение совершать поступки против воли

Взаимоотношения с учителями

• Обвинение ребенка во всех проблемах и трудностях;

• Негативное отношение учителя к ребенку высокой степени выраженности;

• Тенденция постоянных придирок и приписок ребенку негативных характеристик;

• Несправедливое отношение к ребенку в сравнении с другими детьми

Следующая причина отклоняющегося поведения - это отсутствие прочных социальных связей. Ребёнок не получает должного внимания поддержки в семье, не видит понимания в школе, испытывает равнодушное отношение сверстниками. Отсюда:

• постоянное желание восставать против чего-либо

• непризнание авторитетов

• сильное стремление к независимости

• отчужденность

• ощущение собственного провала

• чувство безнадежности

• потеря уверенности в себе

• неспособность устанавливать близкие отношения

• подверженность влиянию со стороны сверстников

Чаще всего, именно эти неблагоприятные события в жизни подростка толкают его на отклоняющееся поведение.

В обиде на весь мир, он не желает соблюдать социальные нормы. Он не чувствует себя защищенным, и старается найти себя, совершая один поступок за другим: он начинает употреблять наркотики и заниматься ранним сексом.

Решая проблемы взаимоотношений с людьми, он теряет способность адекватно выражать свои чувства, у него появляется агрессивность, и ребенок, чтобы удовлетворить свое «Я», совершает акты жестокости по отношению к слабому Он не способен преодолевать стресс, поэтому высокое эмоциональное напряжение может вызвать у него даже суицидальные попытки.

В работе с такими детьми важно взаимодействие и единый подход всех участников образовательного и воспитательного процесса: классных руководителей, учителей-предметников, психолога, соц. педагога.

Для того чтобы вовремя предотвращать негативные последствия девиаций, а также для коррекции поведения, необходимо выработать некоторый алгоритм действий, который поможет привести в систему работу с детьми такой категории

Алгоритм действий:

1. Групповое изучение класса (сбор информации об отклонениях – заполнение матрицы)

2. Диагностика нарушений и заполнение диагностической карты

3. Анализ полученных данных; Выявление причин отклонений

4. Определение основных направлений работы с детьми, родителями, педагогами по типу нарушения (проблемы в обучении, поведении, самосознании, общении);

5. Планирование индивидуальной и групповой работы с детьми, родителями, педагогами всех участников образовательного процесса.

6. Реализация плана работы. Применение в работе с детьми основных приемов психолого-педагогического воздействия.

7. Анализ динамики развития. Корректировка программы развития.

Представьте себе большое сухое безжизненное дерево. Оно как душа ребенка, которая заблудилась в огромном мире, очерствела от невнимания взрослых, высохла от непонимания сверстников. А вы, как специалисты в области воспитания и образования, можете помочь душе ребёнка наполниться жизнью.

Упражнение «Давайте, вспомним наше детство…» (10 мин).

После ознакомления с различными вариантами отклонений в поведении детей, соц. пед. предлагает педагогам вспомнить себя в школьном возрасте. Основное задание для участников – вспомнить хотя бы одну ситуацию, в которой они сами явились нарушителями поведения в школе.

После выполнения упражнения, соц. педагог предлагает желающим привести свой пример, обобщая полученные сведения и делая основные акценты на следующих моментах:

Каждое нарушение в поведении имеет свою причину и цель;

Практически каждый человек в своей жизни хотя бы 1 раз совершил действие, не соответствующее общепринятым нормам и правилам;

За каждым действием или формой поведенческого нарушения следует реакция со стороны общества (сверстников, родителей, педагогов);

Всякое поведенческое отклонение – результат стремления ребенка привлечь к себе внимание любым возможным способом, попытка проявить себя.

Данную информацию каждый участник может проанализировать.

Описание поведенческого нарушения.

Ситуация, в которой оно произошло (где, когда, при каких обстоятельствах).

Цель (для чего нарушили поведение)

Выход (результаты, последствия).

Ваши эмоции до, во время проступка и после наказания.

Сохранилось ли желание нарушать поведение в дальнейшем?

Правила работы с детьми, которые характеризуются отклонениями в поведении.

Правило 1. Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении, а не на личности ребенка. Начинать свою работу следует с аккуратного и конкретного описания плохого поведения ребенка. Делайте описание поведения без его оценки.

Объясняя ребенку, почему его поступки так огорчают вас, избегайте таких слов, как "плохо", "неправильно", "глупо", "по-хамски". Субъективные, оценочные слова только вызывают раздражение ребенка, "заводят" нас самих и в итоге уводят от решения проблемы.

Правило 2. Займитесь своими негативными эмоциями. Когда ребенок демонстрирует "плохое" поведение - властное или мстительное - наши собственные эмоции очень неприятны. Это может быть гнев, возмущение, страх или беспомощность. То, что вы чувствуете, - нормально. Но! Контролируйте отрицательные эмоции. Наш гнев - это то, чего добивается ребенок, жаждущий власти. Если мы демонстрируем свои отрицательные эмоции - мы заставляем ребенка продолжать свое поведение.

Правило 3. Не усиливайте напряжение ситуации. Мы ошибаемся, когда в ответ на выходку в напряженной ситуации:

повышаем голос,

оставляем последнее слово за собой,

начинаем кричать,

используем уничижительные, оскорбительные, унижающие выражения,

втягиваем в конфликт других людей, непричастных к нему,

сравниваем одного ребенка с другим, командуем, требуем, давим,

Правило 4. Обсудите проступок позже. Поговорить о некрасивом поведении ребенка или его неверном решении нужно обязательно, но только не в момент самой выходки и не при свидетелях.

Правило 5. Позвольте ребенку "сохранить лицо". Дети, особенно властолюбцы, не успокаиваются, пока не устроят представления. Они играют в игру, которую так и можно назвать "По-своему".

Уважаемые педагоги!

Хочу обратить ваше ОСОБОЕ внимание на…

Правило 6.

Соблюдайте при детях педагогическую этику!

Наибольшая польза этого правила в том, что дети довольно быстро перенимают неагрессивную модель. Они «зеркалят» наше отношение к ним. И если мы позволяем себе агрессию, позволяем эмоциям брать верх над разумом, то и они позволяют себе это.

Будьте для учащихся примером в поведении!

Не обсуждайте ребенка в присутствии сверстников!

Проявляйте участие и заботу, предлагайте помощь!

Показывайте ребенку своё уважение!

Не уменьшайте возможности и достоинства обучающегося.

Будьте ТЕРПИМЫ!

Помните дети - это большое счастье. В наших руках сделать их счастливыми, ведь каждый ребенок рождается для счастья.

Публикации по теме:

«Играйте вместе с детьми!» Круглый стол для родителей «Играйте вместе с детьми!» круглый стол для родителей Цель: Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности.

Круглый стол для родителей «Азбука здорового питания»Круглый стол для родителей «Азбука здорового питания» Цель: формирование у законных представителей представления о значимости правильного питания детей, как составной части культуры здоровья.

Круглый стол для родителей «Права ребенка» Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца! В. А. Сухомлинский Януш Корчак утверждал: «Дети в обществе - главная страдающая сторона.

Круглый стол для родителей «Сбережем родную природу» Круглый стол для родителей «Сбережем родную природу». 1. Предложить родителям обсудить следующие вопросы. • Оказывает ли среда влияние.

Круглый стол для детей 4–5 лет «Маленькие знатоки Родины»Круглый стол для детей 4–5 лет «Маленькие знатоки Родины» Круглый стол «Маленькие знатоки Родины» Возраст детей 4-5 лет Авторы: Иващенко Ольга Ивановна – воспитатель высшей квалификационной категории.

Круглый стол «Мы за жизнь без табака!» для подростков 12–17 летКруглый стол «Мы за жизнь без табака!» для подростков 12–17 лет Круглый стол «Мы за жизнь без табака!» В старшей группе ГКУ СРЦН «Надежда» прошло профилактическое мероприятие по пропаганде отказа от.

Круглый стол «Палитра идей для наших семей!»Круглый стол «Палитра идей для наших семей!» Круглый стол для родителей детей старшего дошкольного возраста «Палитра идей для наших семей!» Цель: поиск новых форм взаимодействия ДОУ.

Круглый стол «Преемственность: детский сад и школа»Круглый стол «Преемственность: детский сад и школа» Сейчас приоритетом для российской системы образования стало качество полученных детьми знаний и умений. Если между ступенями образования.

Круглый стол с родителями «Поговорим о патриотическом воспитании» (Старшая группа) Цель : Познакомить родителей с особой ролью семьи в патриотическом воспитании дошкольников, определить совместно способы.

Круглый стол «Театрализованная деятельность в современном ДОУ с учетом ФГОС ДО» Театрализованная деятельность - это не просто игра! Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Круглый стол для педагогов «Отклоняющееся поведение подростков в школе»
Опубликовано: 16 мая 2023 в 15:16
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД