Ирина Трубаева
Круглый стол педагогических работников ДОО «Квест-игры как форма экологического воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Квест – игра как форма экологического воспитания.
Трубаева Ирина Владимировна
«Детский сад№98 ОАО «РЖД»
На сегодняшний день очень важно формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Публикация «Круглый стол педагогических работников ДОО „Квест-игры как форма экологического воспитания дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Круглый стол для педагогов
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Экологические квесты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Одним из путей повышения эффективности экологического воспитания является использование разнообразных методов, приемов и форм работы с дошкольниками. В данном выступлении мы ближе рассмотрим формы работы с детьми по экологическому воспитанию. Общеизвестными можно назвать следующие формы работы :
. экологические экскурсии;
экологические кружки;
экологические конкурсы;
экологические аукционы, викторины, марафоны;
сказки;
. составление экологических карт;
.экологические выставки и экспозиции;
экологические праздники и фестивали.
Сегодня мне бы хотелось рассказать о такой форме работы с дошкольниками как квест – игра, которая пользуется большой популярностью и привлекает многих любителей приключений. Квест – это возможность проявить смекалку и логическое мышление, продемонстрировать свои таланты и получить море положительных впечатлений. Что же это за игра? В чем ее суть и чем она полезна?
Что означает слово «квест»?
В переводе с английского quest означает «поиск, выполнение поручений». В современном мире квест чаще воспринимается, как компьютерная игра.
Что такое квест на компьютере?
В мире компьютерных игр под квестом понимают интерактивную историю, в которой игрок управляет главным героем и последовательно проходит сюжетную линию, выполняя различные задания. Основными элементами такой игры выступают тщательное исследование игрового мира и разрешение всевозможных головоломок.
В квестах практически не бывает сражений, перестрелок или заданий, требующих быстрой реакции. Их важнейшая особенность – невозможность двигаться дальше, не выполнив текущую задачу. Всю игру вам необходимо искать подсказки, коды, вещи, а затем решать – как и где их использовать.
Что такое квест в реальности?
В реальной жизни квестом называют салонную или уличную игру, в рамках которой участникам необходимо выполнить ряд заданий и прийти к определенному результату. Формы проведения таких игр довольно разнообразны. Их устраивают в домашних условиях, на городских улицах, в специальных помещениях, оборудованных соответствующими декорациями.
Квесты могут длиться несколько часов и задействовать от 2–3 до нескольких десятков человек. Контроль за ходом игры осуществляет ведущий, который объясняет правила, поддерживает игроков, а иногда становится тайным посредником между персонажами.
В чём суть квестов?
Суть любого квеста состоит в поиске как можно большего количества целей. Для этого участникам игры приходится взаимодействовать друг с другом, анализировать имеющуюся информацию, использовать ловкость, эрудицию и все свои умения.
Во время игры персонажи оказываются в определенной ситуации и получают задание, которое им предстоит выполнять – раскрывать тайны, бороться за сокровища или спасаться от различных бедствий и катастроф.
Квест – игра как форма экологического воспитания.
Применительно к экологическому воспитанию квест – игра является интересной, вариативной и результативной формой работы с дошкольниками. Она может охватить несколько пластов познавательного развития:
-ознакомление с миром природы (природные явления, живая и неживая природа, человек);
- поисково – исследовательская деятельность (эксперименты, опыты, практические упражнения);
- ознакомление с социальным миром (усвоение правил экологического поведения, мир экологических профессий);
- ознакомление с предметным миром (предметы из природного материала, предметы, помогающие сохранить чистоту окружающей природы).
Таким образом, квест – игра как форма экологического воспитания может совмещать и реализовывать различные цели и задачи. В одном квесте дошкольники дозировано получают и новую информацию, и повторяют, имеющиеся знания, и закрепляют теорию на практике. Все это успешно чередуется с подвижными играми, ручным трудом, изобразительным творчеством.
Квест может совмещать всевозможные сюжетные линии, в зависимости от творческой фантазии и замысла педагога. В одном квесте дети собирают фрагменты эмблемы эколят – дошколят, в другом – ищут недостающие части карты, которая укажет, где посадить дерево, в следующем – спасают радугу, отыскав на каждой из станций ее цвет, или выручают героев из беды.
Персонажи квест – игры для дошкольников разнообразны, они могут быть:
-сказочными (Баба Яга, Змей Горыныч, гном, Царевна - лягушка);
- мифическими (русалка, царь Нептун, леший);
- из комиксов (пес Спасайкин, кошка Спейси);
- из мультфильмов (Аркадий Паровозов, Чебурашка, Незнайка);
- из художественной литературы (Доктор Айболит, Мойдодыр);
- выдуманными (Доктор Джоуль, кисточка Петти);
-из мира животных (медведь, заяц, лиса).
Встреча с новым персонажем вызывает у каждого ребенка радость, восторг, удивление. Соответственно у дошкольников повышается познавательный интерес, активизируется деятельность, и даже сложные задания дети выполняют с удовольствием, с азартом, с предвкушением, а что же будет дальше?
Специфика квест – игры дает возможность использовать все образовательное пространство дошкольного учреждения, прежде всего территорию и объекты, расположенные на открытом воздухе: спортивные площадки, цветочные поляны, бассейн, рощи, искусственные водоемы, фито – огород и прочее.
Лето 2017 года в нашем дошкольном учреждении мы построили на основе сетевых квест-игр, разработанных ЧДОУ СКАВ жд. Еженедельно по понедельникам на электронную почту приходил сценарий квест- игры от одного из детских садов «РЖД», в течение нескольких дней каждое дошкольное учреждение готовилось и проводило квест – игру в соответствии со сценарием. По пятницам предоставлялся фото отчет. В течение лета было проведено 11 квестов, накопился большой фото- видео- альбом. В результате прохождения квест – игр дошкольники усваивали правила поведения в лесу, на воде, по пути к туристической стоянке, правила отдыха на природе; изучали природоохранные знаки, знакомились с такими профессиями как лесник, эколог; помогали природе справиться с трудными ситуациями – тушили костры, очищали водоемы от загрязнений, садили деревья, цветы, обеспечивая чистоту воздуха, спасали улиток, создавая для них островки естественной природы. Благодаря опытам и экспериментам, дошкольники учились понимать, как взаимодействуют вещества в природе, как происходят те или иные природные явления.
Подводя итог, можно сказать, что квест – игра является эффективной формой работы с дошкольниками по экологическому воспитанию. Она не только заставляют ребенка думать, искать выход из сложной ситуации, развивает логику, сообразительность, учит взаимодействовать и общаться с другими участниками, но и дает большой объем информации, систематизирует его, позволяет чередовать интеллектуальную и физическую активность, что в свою очередь дает высокие результаты по усвоению экологических знаний.