Лапина Лия Анатольевна
Кружковая работа по развитию речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.
Удовлетворять потребность детей в речевом общении – одна их важнейших педагогических задач.
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии
Публикация «Кружковая работа по развитию речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2022
ребенка, особенно в плане развития его речи. При нормальном развитии
овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к
4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.
В наш век «высоких технологий» и глобальной компьютеризации
общества, уровень развития речи и коммуникативных навыков дошкольников
оставляет желать лучшего. У детей младшего и среднего дошкольного
возраста мы часто наблюдаем мало понятную речь для окружающих : отдельные
звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими, ребенок не
умеет правильно построить фразу и, тем более, составить рассказ по картинке.
Очень часто речевое нарушение, являясь первичным дефектом, влечет за
собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение
произносительной стороны речи требует специальной логопедической
помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она
эффективнее. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции
речевых нарушений представляется на сегодняшний день актуальной.
Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей, развитие фонематического слуха.
Задачи:
- развивать умение говорить и слушать;
- развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;
- обогащать активный и пассивный словарь;
- развивать звуковую культуру речи детей;
- развивать умение анализировать звуковую сторону устной речи.
- развивать артикуляционный аппарат;
- совершенствовать интонационную выразительность речи;
- формировать навыки самоконтроля и самооценки,
- развивать мелкую моторику;
- воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Основой для разработки данной программы послужили следующие
программы и учебно-методические материалы:
• Основная общеобразовательная программа дошкольного образования
«От рождения до школы». Под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой
Т. С., Васильевой М. А. - М., 2015.
• Кныш В. А., Комар И. И. и др. Логоритмические минутки: тематические
занятия для дошкольников – Минск : Аверсэв, 2009.
• Краузе Е. Н. «Логопедия: логопедические занятия с детьми раннего и
младшего возраста». СПб. : КОРОНА принт; М. : Бином-Пресс, 2003.
• Краузе Е. Н. «Практическая логопедия: конспекты занятий по развитию
речи у детей дошкольного возраста». СПб. : КОРОНА принт; М. :
БиномПресс, 2006.
• Новиковская О. А. Скороговорки, чистоговорки, пальчиковые игры,
стихи для развития речи. Издательство Астрель, СПб., 2009.
Методы и приемы: игра, вопрос, диалог, беседа, показ, практические действия с различными дидактическими материалами.
Периодичность занятий: 1 раз в неделю, во второй половине дня.
Продолжительность занятия: 15 минут,
Форма организации детей : подгрупповая. Наполняемость каждой группы: до 15 чел.
Материально-техническое оснащение:
- игрушки, предметные и сюжетные картинки;
- наглядный и раздаточный материал;
- художественная и методическая литература.
Планируемый результат:
Планируемые результаты освоения программы Дети
должны уметь: слушать и понимать речь; различать и
дифференцировать на слух фонемы (звуки); выполнять
несложные пальчиковые игры и упражнения, упражнения на развитие
речевого дыхания, артикуляционной моторики; пользоваться в свободной
речи словами обобщениями по пройденным темам; составлять простые
предложения, отвечать на вопросы.
месяц Темы: Упражнения, игры: Цели:
1 неделя «Осень» Артикуляционная гимнастика (Упр. «Слоник», «Трубочка»). Пальчиковая гимнастика (Упр.
«Этот пальчик»). Развитие фонематического слуха (Игра «Солнце или дождик?»). Упражнение на
развитие речевого дыхания («Ветер дует»). Развитие силы голоса («Дует ветер тихо-громко»). Е.
Железнова («Ветер дует, задувает…»). расширять и активизировать словарный запас по
лексической теме «Осень». Развивать связную речь; развивать умения классифицировать
предметы по отдельным признакам; развивать мышление, внимание; развивать мелкую моторику рук; закреплять умения согласовывать прилагательные с существительными («Скажи
какой/ая/ие?»)
октябрь 2 неделя «Овощи» Артикуляционная гимнастика (Упр. «Шарик», «Бублик»). Пальчиковая гимнастика (Упр. «Однажды хозяйка…»). Упражнения на развитие речевого дыхания («Загоним мяч в ворота», «Посадим бабочку
на цветок»). Разучивание стихотворения «Огуречик».
НОД «Во саду ли, в огороде»
Развивать память, чувство ритма,
мелкую моторику кистей рук, координацию движений. Учить детей согласовывать движения с текстом, понимать и выполнять словесную инструкцию. Развивать активный словарь детей по теме «Овощи».
3 неделя «Фрукты» НОД «Фрукты»
Артикуляционная гимнастика (упр. «Птенчики», «Окошко», «Змейка», «Вкусное варенье»).
Упражнение на развитие речевого дыхания («Подуй на пушинку»). Пальчиковая гимнастика (Упр. «Поварята»).
Развитие фонематического слуха (узнавание неречевых звуков «Угадай, что звучит» (погремушки, «Где позвонили?»). 1)упражнение в различении овощей и фруктов;
2) упражнение в различении красного и зеленого цвета; 3) развитие мелкой моторики рук;
Развивать
координацию речи с движением, работать над темпом и ритмом речи. Развивать мелкую
моторику. Развивать плавный речевой выдох.
4 неделя «Ягоды и грибы» Артикуляционная гимнастика (Упр. «Улыбка», «Заборчик», «Иголочка»). Пальчиковая
гимнастика (Упр. «По малину в сад пойдем»). Упражнение на развитие фонематического слуха
(«Угадай, что делают»). Дых-ое упр. «Листопад»
Упражнения на развитие речевого дыхания («Часики», «Футбол»).
Развитие силы голоса (Упр. «Громко-тихо»). Обогащение словарного
запаса. Развитие лексико-грамматического строя речи («Один-много», «Скажи ласково»,
«Угадай-ка»).
Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха
месяц Темы: Упражнения, игры: Цели:
1 неделя «Домашние животные» Артикуляционная гимнастика («Лакаем молочко», «Корова жуёт», «Лошадь фыркает»).
Пальчиковая гимнастика (Упр. «Пять поросят»). Упражнение на развитие речевого дыхания («Ребята заблудились»). Развитие силы и высоты голоса (Упр. «Тише, мыши»). Развитие ЛГК (Игра «Угадай, кто кричит», «Чей детеныш?»). Беседа по картине («Собака со щенятами» Н. В. Нищева). Разучивание стих-ия «Бычок». Уточнить и расширить представления детей о домашних животных и их детёнышах; расширять активный словарь детей,
развивать умение видеть признаки сходства и различия на основе сравнения;
совершенствовать умение узнавать предмет по описанию; воспитывать желание познавать окружающий мир, бережное отношение к животным
ноябрь 2 неделя «Домашние
птицы» Пальчиковая гимнастика (Упр. «Уточка»). Упражнение на развитие фонематического слуха («Кто как
кричит?»). Упражнение на развитие речевого дыхания («Птицеферма»). Развитие силы и высоты голоса (Упр. «Тихо-громко»).
(Игра «Птичий двор», «Найди маму»). Разучивание стих-ия «Петушок» Уточнение и расширение представлений о домашних птицах
(петушиное семейство). Уточнение понятий «большой»- «маленький», «один» - «много».
Формирование лексико-грамматического строя речи.
побуждать внимательно слушать рассказ, отвечать на вопросы по его содержанию.
3 неделя «Дикие
животные» Артикуляционная гимнастика (Упр. «Зайчик», «Сердитый волк», «Мишка слизывает мёд»).
Пальчиковая гимнастика («Мама мишек будит рано…»).
НОД «Дикие животные и их детеныши»
Разучивание стих-ия «Мишка» • развитие слухового и зрительного внимания;
закрепление понятия «один-много»;
учить строить фразу из 2-3 слов по заданному вопросу;
развитие фонематического восприятия на неречевых звуках.
4 неделя «Дом» Артикуляционная гимнастика (Упр. «Моем окна», «Красим крыльцо», «Красим потолок»).
Пальчиковая гимнастика (Упр. «Строим дом»). Упражнение на развитие фонематического слуха («Дятел»). Составление предложений по образцу логопеда (Игра «Что нужно домику?»).
Обогащать словарь детей. Работа над анонимами.
месяц Темы: Упражнения, игры: Цели:
1 неделя ««Зима. Зимние забавы»» 1. Дых – ая игра «»Мишка».
2. НОД «Зима. Зимние забавы»
3. Фонетическая ритмика (гласные звуки)
Артикуляционная гимнастика (Упр. «Сосулька», «Санки-ледянки»).
Разучивание стих-ия «Холодно» • тренирование силы вдоха и выдоха
• Расширять знания детей о времени года - зима.
2. Закрепить понятие, что зимние развлечения характерны только для зимы.
3. Расширение словаря по теме: забавы, снежки, каток, горка, снеговик, санки, ватрушка, ледянка, полозья, лыжи, кататься, бросать, лепить и т. д. ;
• Развивать умение поиграть со слогом, ввести этот слог в ритмические сочетания.
декабрь 2 неделя «Одежда»
1. НОД «Одежда»
Дых. игра «Каша кипит»
Фонетическая ритмика «Звук Н в слияниях»
Разучивание стих-ия «Котик» • 1. Уточнить и расширить словарь по теме «Одежда»;
2. Учить произносить простую фразу из 3-4 слов с прямым дополнением без предлога;
3. Учить правильно употреблять глагол «надеть» в прошедшем времени в согласовании с существительными мужского и женского рода.
3 неделя «Продукты питания»
НОД «Продукты питания»
Фонетическая ритмика (Звук П.)
Разучивание стих-ия «Супчик» 1)расширение предметного словаря;
2) знакомство с обобщающим понятием «Продукты питания»;
3) развитие лексико-грамматического строя речи;
4) развитие связной речи
5) развитие артикуляционной моторики
4 неделя «Части тела и лица» НОД «Части тела и лица»
Фонетическая ритмика (Звук Б.)
Разучивание стих-ия «Где мой пальчик?» активизация словаря;
2) практическое усвоение понимания категории числа существительных;
3) развитие мелкой моторики.
месяц Темы: Упражнения, игры: Цели:
январь 2 неделя «Сказочные герои»
1. НОД «Любимые сказки»
Фонетическая ритмика
2. Дифференциация Т—Д
3. Разучивание стих-ия «Колобок»
4. Упражнения на развитие фонематического слуха
(Упражнение «Игра с язычком», «Постучи карандашом»). 1. Формировать диалогическую речь, учить отвечать на вопросы.
2. Учить узнавать и называть персонажей из знакомых сказок, передавать по показу игровые действия.
3. Активизировать речевые высказывания.
4. Упражнять в правильном употреблении падежных форм существительных (род. пад. сущ.)
5. Развивать произносительные навыки, интонационную выразительность речи, ритмичность движений.
3 неделя «Любимые сказки»
1.«Репка»
2. Фонетическая ритмика
Дифференциация К—К’
3. Артикуляционная гимнастика (Упр. «Блинчик», Бублик», «Вкусное варенье»). Продолжать учить узнавать животных по описанию, подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных. Закрепить понятие «домашние животные».
4 неделя «Загадки» 1. Фонетическая ритмика (Звук Х)
2. НОД «В гости к Загадай-ке»
3. Упражнения на развитие фонематического
слуха («Голосок», «Колыбельная Любе»).
1. Учить детей отгадывать загадки. Совершенствовать знания о домашних животных. Обогащать словарь детей
месяц Упражнения, игры: Цели:
1 неделя 1. Чистоговорки
2. Дидактическая игра «Поспешили, насмешили» 3. Фонетическая ритмика (Дифференциация Т—Д)
Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развитие речевого слуха.
февраль 2 неделя 1. Пальчиковые игры
2. Дидактическая игра «Песня-песенка». 3. Развитие звуковой культуры речи. Игра «Покормим птенчиков»
Развивать речевой слух и речевую активность, побуждать детей произносить звуки и звукосочетания по подражанию. Уточнение звукопроизношения у детей. Развитие речевого слуха.
Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов.
3 неделя 1. Фонетическая ритмика Звук Х’ (Движения пальчиками по схеме мягких слияний.)
2. Дидактическая игра «Птицеферма» 3. Развитие звуковой культуры речи. Игра «Часы»
Развитие речевого дыхания. Учить детей на одном выдохе : произносить 3-4 слога.
Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов.
4 неделя 1. Артикуляционная гимнастика (см. картотеку)
2. Дидактическая игра «Подбери по цвету»
3. Пальчиковые игры (см. картотеку)
Разучивание стих-ия
Учить детей слитно произносить фразу из двух-трех слов. Выработка плавного речевого выдоха.
месяц Упражнения, игры: Цели:
1 неделя 1. Артикуляционная гимнастика
2. Дидактическая игра «Теремок»
3. Фонетическая ритмика Дифференциация К—К’
ориентироваться на окончание глагола в прошедшем времени при согласовании его с существительным.
март 2 неделя 1. Чистоговорки
2. Дидактическая игра «Чего не стало?»
3. Развитие звуковой культуры речи. Игра «Отгадай слово»
упражняться в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.
3 неделя 1. Пальчиковые игры
2. Дидактическая игра «Поручения»
3. Фонетическая ритмика Звук Ф’.
(Движения пальчиками по схеме мягких слияний).
упражняться в образовании форм повелительного наклонения глаголов скакать, ехать.
4 неделя 1. Лепка из пластилина
2. Дидактическая игра «Мишка, ляг!»
3. Развитие звуковой культуры речи. Игра «Звенят колокольчики» Развитие мелкой моторики.
Упражняться в образовании форм повелительного наклонения глаголов лежать, петь.
месяц Упражнения, игры: Цель:
1 неделя 1. Артикуляционная гимнастика
2. Дидактическая игра «Прятки»
3. Развитие звуковой культуры речи. Игра «Лошадки и поезд»
правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, под, перед).
апрель 2 неделя 1. Игры с крупой
2. Дидактическая игра «Лягушка и лягушата»
3. Фонетическая ритмика. «Звук В’. Движения пальчиками по схеме мягких слияний»
Развитие мелкой моторики
Развитие звуковой культуры речи.
3 неделя 1. Чистоговорки
2. Дидактическая игра «Громко-тихо»
3. Развитие звуковой культуры речи. Игра «Забей гвоздик молоточком»
Учить детей менять силу голоса : говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.
4 неделя 1. Пальчиковые игры
2. Дидактическая игра «Потерялись»
Игры с песком
соотносить название животного с названием детеныша
Развитие мелкой моторики
Май. Проведение мониторинга