Папки-передвижки

Кружковая работа «Русская изба» в старшей группе (2 фото)

Татьяна Малханова
Кружковая работа «Русская изба» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

1. Содержание

2. Паспорт программы

3. Пояснительная записка

3.1 Цели и задачи программы

3.2 Планируемые результаты

3.3 Объём образовательной нагрузки

4. Содержание программы «Русская изба»

5. Принципы реализации программы.

5.1 Материально-техническое обеспечение

6. Мониторинг

7. Список литературы

2. Паспорт программы.

Программа кружка «Русская изба» по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей русского быта.

Публикация «Кружковая работа „Русская изба“ в старшей группе» размещена в разделах

Нормативно-правовые

основы разработки

Закон РФ273-ФЗ «Об образовании» 2015 глава 1, статья 2

ФЗ «Об образовании» ст. 26 п. 1 «Обеспечение прав воспитанников на получение

дополнительного образования»;

Постановление правительства РФ № 666 от 12.09.2008 г.

Устав дошкольного образовательного учреждения.

Цель: Формирование у детей устойчивых знаний, интереса к жизни русского народа в разное историческое время. Привлечь родителей воспитанников к данной проблеме.

Задачи

1. Познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, национальной одеждой русского народа.

2. Развивать интерес к культуре русского народа через обычаи, обряды, праздники.

3. Воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире.

4. Объединять усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи, создавая единый контекст воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий.

Приоритетное направление: Патриотическое воспитание

Сроки реализации программы: 1год

3. Пояснительная записка к программе кружка «Русская изба»

В дошкольном возрасте открываются большие возможности по становлению личности ребенка. Именно в детстве формируется образ жизни детей и закладывается основа здоровой организации жизни ребенка в будущем.

Все меньше и меньше наши дети знают об истории русской культуры, истории российского народа. С утерей нравственных идеалов, теряется и составляющая фундамента личности – патриотизм, любовь к Родине (большой и малой).

Систематическое и планомерное ознакомление детей с жизнью народа в разное историческое время развивает познавательные способности детей, у детей формируется осознание себя в системе предметного и социального мира.

Работа кружка связана с годовыми задачами ДОУ и направлена на формирование у дошкольников представлений о жизни русского народа в разное историческое время (быт, культура, традиции, обряды и т. д.).

Программа состоит из пяти разделов, работа над которыми будет продолжаться в течении года, т. е. с детьми старшего дошкольного возраста.

3.2. Планируемые результаты.

Овладев знаниями об истории русской культуры и быта у ребёнка будет сформировано чувство любви к своей Родине с ее далеким прошлым. Он приобретает знания о предметах русского быта. Ребенок познакомится с фольклором, традициями и обычаями. Он научится понимать себя как часть общества. Это определит его обязанности перед обществом: любить и охранять свою Родину, заботиться о ней.

Итоги реализации программы предоставляются на открытых занятиях, педсоветах, мастер-классах, в творческой самореализации детей, их участия в творческой жизни учреждения, в конкурсах различного уровня.

3.3. Объём образовательной нагрузки.

Сроки реализации рабочей программы : 1 год.

Реализация программы осуществляется в соответствии с поставленными целями и задачами.

Программа рассчитана на 2 занятия в неделю, объём образовательной нагрузки 20 минут.

4. Содержание программы «Русская изба»

Октябрь

1неделя. 1 занятие. Знакомство с русской избой. Первое посещение «избы»

Познакомить детей с избой. Вызвать интерес к жизни старинных времен. Обогащать словарь детей: изба, утварь, печь.

2 занятие. Праздник «Капустница»

Расширять представления об осенних явлениях в природе, о работе крестьян осенью.

2 неделя. 1 занятие «Ходит сон близ окон»

Знакомить со старинным предметом – «колыбелькой»; активизировать в речи слова: колыбелька, зыбка, люлька; развивать познавательный интерес к песням, потешкам.

2 занятие. «Теремок»

Познакомить с жилищем наших предков, традициями строительства избы (художественные и символические особенности, ее внешним и внутренним убранством; расширить словарный запас новыми словами: изба, сруб, конек, крыльцо.

3неделя. 1 занятие. «Как у нашего кота…»

Знакомить с обитателем «избы»- котом Васькой; учить потешку «Как у нашего кота»; развивать интерес к малому фольклорному жанру.

2 занятие. «Хлеб на Руси».

Познакомить детей с тем, как в старину выращивали хлеб, дать знания детям о хлебе как одном из величайших богатств на Земле;

Уточнить и систематизировать знания детей о том, как на наших столах появляется хлеб;

Обогащать знания детей о полевых растениях пшенице и ржи;

4 неделя. 1 занятие. «Русская матрешка».

Продолжать знакомить с народной игрушкой – матрешкой; формировать понятие из чего она сделана, как украшена; расширять словарный запас детей; развивать интерес к народной игрушке, умение украшать матрешку.

2 занятие. «Маша варежку надела».

Познакомить с предметами рукотворного мира (варежками, перчатками, используя малые фольклорные жанры; расширять словарный запас; воспитывать бережное отношение к вещам как результату труда взрослых.

Ноябрь

1неделя. 1 занятие. «Фока воду кипятит и как зеркало блестит».

Познакомить с историей возникновения чайника, его предшественником – самоваром; расширять словарный запас, используя малые формы фольклора; воспитывать культуру поведения за столом.

2 занятие. «К бабушке Варварушке в гости на оладушки».

Познакомить с предметами быта в избе, их назначением; с процессом преобразования предметов человеком; активизировать познавательную деятельность, расширяя словарный запас новыми словами.

2 неделя 1 занятие. «Храм на Руси».

Дать представление о храме как о Божьем доме;

Развивать умения воспринимать качества и свойства предметов окружающего мира, развивая различные органы чувств (зрение, слух);

Воспитывать у детей нравственные чувства любви к Родине, к своему краю, к семье.

2 занятие. «Матушка – печка, укрась своих детушек».

Познакомить с особенностями русской избы и бытом крестьян; активизировать словарный запас; прививать любовь к самобытной красоте жизни наших предков.

3 неделя. 1 занятие. «Устное народное творчество – потешки, небылицы, считалочки.»

Познакомить детей с устным народным творчеством – потешками, песенками, небылицами, считалками; дать почувствовать детям добрый юмор, задор небылиц, учить новую считалку, развивать умения практического использования в игровой деятельности; воспитывать интерес к устному народному творчеству.

2 занятие. «Народная игрушка – деревянная игрушка».

Расширять и закреплять представления о русских народных промыслах, об изготовлении народной игрушки из дерева; обогащать словарный запас; побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества.

4 неделя. 1 занятие. «Глиняный человек».

Формировать интерес к русскому прикладному искусству – глиняной игрушке; познакомить с природным материалом – глиной, ее свойствами, использованием в быту нашими предками; активизировать в речи слова; развивать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества.

2 занятие. «Сошью Дуне сарафан».

Познакомить с русским народным костюмом (мужским и женским); формировать понятия «праздничная» и «домашняя» (будничная) одежда; расширять словарный запас; развивать творчество, интерес к прошлому.

Декабрь.

1 неделя. 1 занятие. «Потешный промысел наших предков».

Формировать интерес к художественным произведениям русских мастеров; умение различать русскую игрушку – глиняную и деревянную; уточнять и расширять знания о ее характерных особенностях; расширять словарный запас; воспитывать доброе, уважительное отношение к творениям рук человеческих, желание создавать красивые вещи.

2 занятие. «Сия прялка изрядна- хозяюшка обрядна»

Знакомить с народными традиционными видами женского рукоделия – прядением и плетением; активизировать в речи детей слова: прялка, пряслице, прядение, плетение, вышивка, свивать, шитье; закреплять полученную информацию в играх, вызвать чувство радости от результата своего труда.

2 неделя. 1 занятие. «Золотое веретено»

Продолжать знакомить с женским народным ремеслом прядением орудием труда (прялкой, веретеном); учить работать в парах; расширять словарный запас новыми словами; развивать интерес к старине, бережное отношение к старинным вещам.

2 занятие. «Волшебная дудочка»

Познакомить с русскими народными музыкальными инструментами; учить различать музыкальные инструменты по типу (ударные, струнные, духовые) и звучанию; обогащать словарный запас новыми словами; развивать интерес к старинным музыкальным инструментам.

3 неделя. 1 занятие. «Никола – зимний»

Познакомить детей с образом и событиями жизни святого Николая Чудотворца. Дать представления о его личностных качествах. Познакомить с особенностями почитания нашим народом Святителя Николая. Воспитывать уважительное, милосердное, внимательное отношение к близким, радовать близких людей подарками, быть ответственным, добрым, приходить на помощь людям. Приобщать детей к духовно-нравственным устоям православной культуры на основе изучения примеров из жизни святых и конкретных исторических лиц. Приобщать детей к культуре русского народа.

2 занятие. «Путешествие в прошлое ручки»

Познакомить с историей ручки, с процессом ее преобразованием человеком; учить понимать назначение и функции ручки, ее необходимость в жизни человека.

3 неделя. 1 занятие. «Как на Руси новый год отмечали»

Познакомить детей с историей празднования Нового года; расширять кругозор детей; воспитывать уважение и интерес к народным традициям; развивать творческие способности, чувство коллективизма.

2 занятие. «Народная игрушка – кукла-самоделка»

Познакомить с народной игрушкой – куклой-самоделкой, способами изготовления этой куклы, расширить словарный запас; развивать интерес к народной игрушке, желание изготовить игрушку самостоятельно старинным способом.

Январь

2 неделя. 1 занятие. «Пришла коляда, отворяй ворота…»

Познакомить с праздниками народного календаря и православными: Рождество, Святки, Коляда; развивать активный и пассивный словарь на основе полученных и уже имеющихся знаний о народных праздниках; вызвать интерес к жизни наших предков и их обычаям и традициям.

2 занятие. «Знакомство с домовой росписью».

Познакомить детей с один из ярких видов народного декоративно – прикладного искусства семейских – домовой росписью; формировать умение выполнять элементы домовой росписи самостоятельно.

3 неделя. 1 занятие. «Зимние посиделки»

Поддерживать интерес к русскому народному творчеству; закреплять ранее изученные народные игры; воспитывать интерес к народному быту;

обогащать словарь названиями предметов быта: колодец, коромысло и т. д.

2 занятие. «Путешествие в прошлое часов».

Познакомить с историей часов; учить устанавливать причинно-следственные связи между назначением и способами употребления; активизировать словарный запас; воспитывать уважение к труду человека.

4 неделя. 1 занятие. «Из прошлого ложки».

Познакомить с кухонной утварью- ложкой, её возникновением и использованием; упражнять в ведении диалога, активизировать речь новыми словами; способствовать развитию интереса к ремеслам наших предков.

2 занятие. «Путешествие в прошлое одежды».

Познакомить с изменениями и преобразованиями одежды человека; обогащать словарный запас; развивать ретроспективный и перспективный взгляд на вещи, познавательный интерес к прошлому.

Февраль

1 неделя. 1 занятие. «Как рубашка в поле выросла».

Познакомить с технологией изготовления крестьянами одежды; расширять словарный запас; воспитывать уважение к нелегкому труду крестьян.

2 занятие. «Утюг»

Продолжать знакомить детей с домашней утварью

(утюгом). Обогащать словарный запас детей: утюг,

угольки. Воспитывать интерес к прошлому.

2 неделя. 1 занятие. «Святой и чистый праздник – Сретение Господне».

Познакомить детей с праздником православного календаря - событиями и смыслом Сретения Господня. Расширять знания детей о земной жизни Господа Иисуса Христа. Подвести к пониманию того, что основа добродетельной жизни - православная вера. Развивать у детей желание быть причастным к отечественным традициям.

2 занятие. «Богатыри земли русской».

Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.

Оживить представление о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче. Вызвать интерес к словесному искусству: языку былин, песен, сказаний, преданий о русских богатырях.

3 неделя. 1 занятие. «Масленица».

Дать детям знания о русском народном празднике Масленица. Знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы - как отмечали этот праздник на Руси. Учить понимать народные потешки, заклички.

2 занятие. «Прощенное воскресение»

Дать представление как отмечали праздник на Руси. Формировать необходимость просить прощения у своих родных, близких и всех тех, кого обидел. Углубить представления детей о доброте, как о ценном, важном качестве человека, поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки.

Март.

1 неделя. 1занятие. «Где живет перо Жар –птицы». Посуда с хохломской росписью.

Познакомить детей с хохломской росписью. Рассказ о традициях хохломской росписи (кудрина, травка и т. д.)

2 занятие. «Весна, весна, поди сюда».

Познакомить с народными обрядами, обычаями, связанными со встречей весны. Прививать любовь к народному слову с помощью малых форм устного народного творчества.

2 неделя. 1 занятие. Слушание народных мелодий, песен.

Знакомить детей с народными песнями, как песни помогали людям жить.

2 занятие. «Светит, да не греет».

Формировать представление о прошлом лампочки; обогащать словарный запас новыми словами.

3 неделя. 1 занятие. «Великий пост».

Воспитывать положительное отношение к православной вере и культуре. Познакомить детей с понятие слова «пост», смыслом и значением православного поста. Развивать речь детей.

2 занятие. «Дымковская игрушка».

Закрепить знания детей о дымковских игрушках, рассматривать их, называя детали узора. Воспитывать у детей интерес и эстетическое отношение к изделиям народных мастеров, желание создавать подобные игрушки, воспитывать у детей любовь к своей родине.

4 неделя. 1 занятие. «Москва. История возникновения».

Уточнить знания о столице родины – Москва. Познакомить с историей возникновения Москвы, ее названия, древними постройками, именем основателя. Расширять словарь детей за счет слов: древний, мостки, князь, Долгорукий, крепость, крепостные стены, кремль, белокаменный.

2 занятие. «Мой Улан-Удэ».

Закрепить знания детей о родном городе. Познакомить с историей возникновения города, его названии. Способствовать развитию познавательных способностей воспитанников, умению работать в группе. Воспитывать интерес к истории родного города, культуре и традиции народов, которые живут в Бурятии.

Апрель.

1 неделя. 1 занятие. «Наша русская изба».

Продолжить знакомить детей с музейными экспонатами.

Активизация словаря: печь, ухват, кочерга, коромысло, домашняя утварь. Дать представление как этим пользовались в хозяйстве. Формировать образную речь. Употреблять в разговорной речи поговорки, пословицы, загадки.

Продолжать воспитывать интерес к народному быту.

2 занятие. «Сказочная гжель».

Знакомить с изделиями мастеров гжели, учить видеть красоту посуды, необычность формы, ее назначение. Выделять роспись предметов: элементы, сочетание цветов и расположение узора на форме.

Учить составлять узор на полосе – рисовать варианты каймы: полосы широкие и тонкие, полоса и точки, полоса и мазки (один, по три).

2 неделя. 1 занятие. «Весенние посиделки».

Обобщение знаний детей о характерных признаках весны, о весенних народных праздниках, традициях и культуре русского народа.

2 занятие. «Великий праздник – Пасха».

Познакомить с православным праздником – Пасха, его смыслом и значением в жизни православного народа, традициями.

3 неделя. 1 занятие. «Светлая седмица».

Познакомить детей с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе.

2 занятие. «Красная горка».

Познакомить детей с историей возникновения русского народного календарно-обрядового праздника «Красная горка», приобщать детей к истокам русской культуры через народные игры.

4 неделя. 1 занятие. «Гончарные мастеровые». Чтение сказки «Лиса и кувшин».

Познакомить детей с гончарным промыслом. Развивать любознательность.

Знакомство со сказкой. Закрепить названия предметов обихода.

2 занятие. «Жостовские росыпи».

Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере мастеров Жостова. Учить различать оттенки настроения в живописи и использование цвета как изобразительного средства. Закреплять умение вписывать узоры в силуэты жостовских подносов.

Май

2 неделя. 1 занятие. «Люблю березку русскую».

Развивать у детей умение видеть и находить красоту русской природы, закреплять представления детей о берёзе, как о символе России.

2 занятие. «Вечер загадок и отгадок» Предметы обихода. Развивать у детей мышление, воображение. Закрепить и обобщить полученные знания.

3 неделя. 1. Развлечение «Как у наших у ворот»

Закрепить знания детей о традициях, обрядах русского народа, в игровой форме.

2. Мониторинг.

5. Принципы успешной реализации программы:

• Систематичности и последовательности, прочности усвоения знаний

• Наглядности

• Доступности

• Связи теории и практики

• Активности и стимулирования.

5.1 Материально-техническое обеспечение

Программа реализуется в оборудованном мини-музее МБДОУ Ключевской детский сад «Колокольчик». На 1-м этаже здания располагается комната, стилизованная под русскую избу с атрибутами русского быта, где дети могут не только посмотреть, но и подержать эти предметы, узнать их применение в быту, узнать их историю.

6. Мониторинг.

-Фамилия, имя ребенка

-Использование в

активной речи потешек,

считалок, загадок.

-Умение играть в русские

народные игры,

используя считалки.

-Имеют богатый запас

знаний русских народных

сказок и сказочных

героев.

- Знание истории

русского костюма.

-Использует атрибуты

русской народной

культуры в

самостоятельной

деятельности.

- Бережно относятся к

предметам быта,

произведениям

народного творчества.

-Знает название и

назначение предметов

быта.

ИТОГО:

7. Список литературы:

• О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»;

• М. Ф. Литвинова «Русские народные подвижные игры для детей дошкольного возраста»;

• В. Н. Косырева «Народная культура и традиции: занятия сдетьми 3-7 лет»;

• Л. С. Куприна, .Т. А. Бударина «Знакомство детей с русским народным творчеством».

Кружковая работа «Русская изба» в старшей группе
Фото «Русская изба»
Публикации по теме:

Музей «Русская изба»Музей «Русская изба» Здравствуйте, дорогие коллеги! Решила поделиться с вами фотографиями нашего садиковского музея "Русская изба". Конечно, эту идею до нас.

Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Русская изба. Ставни»Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Русская изба. Ставни» Цель: Формирование представлений о русской избе. Задачи: -Продолжать знакомить детей с русской деревней, устройством крестьянского дома.

Конспект НОД по ИЗО «Русская изба»Конспект НОД по ИЗО «Русская изба» Конспект НОД по изо "Русская изба" Цель: знакомство дошкольников с условиями жизни и бытом русского народа. Задачи: Образовательные  .

Кружковая работа «Умелые ручки» во второй младшей группеКружковая работа «Умелые ручки» во второй младшей группе В нашей второй младшей группе с детьми организована кружковая работа "Умелые ручки". Цели кружковой работы: развитие мелкой моторики рук;.

Кружковая работа по изодеятельности в старшей группе «Осенний листопад»Кружковая работа по изодеятельности в старшей группе «Осенний листопад» Кружковая работа в старшей группе. Нетрадиционная техника рисования «Осенний листопад» 16 сентября в группе «Барбарики» было проведено Кружковая.

Кружковая работа по пластилинографии в старшей группе «Солнышко лучистое»Кружковая работа по пластилинографии в старшей группе «Солнышко лучистое» Здравствуйте, уважаемые коллеги, родители и все посетители моей странички! В этом году в свой кружок "Маленькие волшебники" по лепке в.

Макет «Русская изба»Макет «Русская изба» Добрый, дорогие коллеги и гости моего блога! Чтобы донести до понимания детей особенности жизни русских людей прошлого, как они жили и.

Макет «Русская изба» в средней группеМакет «Русская изба» в средней группе Изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи. именно с этой целью мной был подготовлен.

Мини-музей «Русская изба» в группеМини-музей «Русская изба» в группе Россия - наша Родина. Мы должны научить детей любить ее, гордиться своей страной. С самого раннего детсва малышей необходимо приобщать к.

«Зимний пейзаж». Пейзажная монотипия в младшей группе (кружковая работа)«Зимний пейзаж». Пейзажная монотипия в младшей группе (кружковая работа) Тема: "Зимний пейзаж" Цели: Ознакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования - монотипия. Развивать у детей творческое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кружковая работа «Русская изба» в старшей группе
Опубликовано: 25 октября 2022 в 09:27
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Кружковая работа «Русская изба» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Малханова (УИ 1702909) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД