МААМ-картинки

Кружковая деятельность «Шашки» для детей старшего дошкольного возраста

Аграфена Данилова
Кружковая деятельность «Шашки» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Название кружка Название кружка "Аптаах шашка" по игре в шашки для детей старшего дошкольного возраста

Целевая группа Дети подготовительной группы и их родители (законные представители)

Цель Создание условий для развития личности воспитанников посредством обучения игре в шашки.

Публикация «Кружковая деятельность „Шашки“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Задачи -обучение основам шашечной игры;

-обучение простым комбинациям, теории и практике шашечной игры.

- познакомить с правилами шашечной игры;

• -развитие стремления детей к самостоятельности;

• -развитие умственных способностей детей : логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление;

• -развивать умение оценивать свои и чужие поступки.

- формировать культуру общения и поведения в коллективе;

- воспитывать трудолюбие, самостоятельность, ответственность, активность, волю к победе, умение бороться до конца и стойко, критически переносить неудачи и поражения.

Направленность Интеллектуальная направленность

Ожидаемые результаты программы К концу учебного года ребенок должен уметь:

- ориентироваться на шашечной доске,

- правильно помещать доску между партнерами,

- правильно расставлять шашки, различать диагональ, вертикаль, горизонталь,

- применять на практике правила игры,

- следить за ходами противника, поправлять,

- решать простейшие комбинации,

- расставлять позиции с заданными условиями,

- рассчитывать соотношение сил.

Пояснительная записка

Кружок «Алыптаах шашка» предполагает применение методики обучения игре в шашки на основе игровой мотивации дошкольников. Таким образом, у детей развивается познавательная активность, образное и аналитическое мышление, пространственное воображение, расширяется кругозор. Ребенок может сам организовать партнеров по деятельности, усваивает основы культуры поведения в игре, использует деловую, познавательную и личностную формы общения. Играя, дети и взрослые познают окружающий мир, тренируют в нужном направлении детские эмоции и ряд других душевных качеств (умение сдерживаться, рассуждать при выборе нужного хода в сложившейся игровой ситуации). Игра позволяет ребенку осознать, что и в реальной жизни есть определенные правила, которые мы должны соблюдать. Немаловажным является то, что в игре происходит сплочение детского коллектива и эмоциональное сближение членов семьи. Можно смело сказать о плодотворном сотрудничестве: ребенок-сверстник – родитель – педагог.

Этапы реализации

• подготовительный,

• основной,

• заключительный.

На подготовительном этапе - воспитанники знакомятся с историей развития шашек, правилами игры, основными понятиями теории, начинают тренировочные игры.

На втором основном этапе - воспитанники изучают основы теории шашечной игры, тактические приемы, основы игры в окончаниях, знакомятся с композицией. Вместе с этим проводят тренировочные игры и принимают участие в турнирах.

На заключительном этапе – воспитанники закрепляют полученные знания, проводятся опросы, проверяются знания и умения, подводятся итоги спортивных выступлений за год.

Программа рассчитана на познавательный материал в объеме 36 занятий в год по 1 занятия в неделю, длительностью 30 минут. Занятия проводятся в группе, во второй половине дня.

Все занятия имеют гибкую структуру. Структура разработана с учетом возрастных особенностей детей старшего, подготовительного дошкольного возраста (5 - 7 лет).

Основные формы и методы работы

Акцент при обучении делается на развитии внимания, памяти, восприятия, мышления и воображения.

Процесс обучения построен в формах, доступных для данной возрастной группы.

Наряду с традиционными методами работы (беседа, объяснение, рассказ, демонстрация, предполагается широко использовать сказки, соревнования, игры, занимательные задачи. Чтобы совершенствоваться надо постоянно состязаться, поэтому на каждом занятии отводится время для 1-2 игр в шашки.

В процессе занятий выявляются индивидуальные психологические особенности детей, которые педагог, по возможности, корректирует в нужном направлении.

Вид детской группы – группа постоянного состава.

• Набор детей – свободный.

• Уровень подготовки детей при приеме в группу : интерес ребенка.

Обучение шашечной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания дошкольника то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии. Без воспитания в себе сильной воли, нельзя добиться серьёзных результатов в шашках. Эту мысль педагог должен постоянно подчёркивать, как во время занятий в кружке, так и вне кружка. Каждый кружковец-дошкольник обязан знать шашечный кодекс.

Занимаясь по программе, дети приобретают ряд качеств: усидчивость, сосредоточенность, последовательность рассуждений, изобретательность, умение анализировать, абстрактно и логически мыслить, применять ассоциативную фантазию, которые помогут им решать многие жизненные ситуации.

Основные формы и средства обучения:

1. Практическая игра.

2. Решение задач, комбинаций и этюдов.

3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

4. Развлечения и познавательные досуги, игры в шашки.

Методы проведения занятий и игровых встреч

- словесный: рассказ, беседа, объяснение;

- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;

- практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, этюдов, соревнования, работа над ошибками.

Форма занятий – коллективная, подгрупповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия. По особенностям коммуникативного взаимодействия – игра, соревнования, развлечения. Предлагая выполнение задания в парах, учитываются симпатии дошкольников, уровень их игровых навыков, темперамент. Педагогический мониторинг проводится в начале и конце учебного года, фиксирует результаты развития, воспитания и обучения детей.

Взаимодействие с семьей

Взаимодействие с семьей:

Работа с семьей является одним из приоритетных направлений деятельности педагога.

В основу совместной деятельности с семьями положены следующие принципы:

• родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;

• единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;

• помощь ребенку, уважение и доверие ему как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;

• знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;

• постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов. Взаимоотношения с родителями строятся на основе добровольности, демократичности, личной заинтересованности.

Возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала дают специально организуемая социально-педагогическая диагностика, беседы, анкетирование, совместные с детьми мероприятия (мастер-классы, досуги и развлечения и т. д., ориентированные на знакомство с достижениями и трудностями развития детей. Педагоги осуществляют постоянное взаимодействие с родителями по поводу разнообразных фактов жизни детей, о развитии детско-взрослых отношений. Информирование происходит при непосредственном общении в ходе бесед, консультаций, собраний, либо опосредованно из стендов ДОУ, информации на официальном сайте ДОУ, а также электронной переписки.

Тематическое планирование

№ п. п. Тема Содержание Кол. занятий

Октябрь

1 «Этикет игрока» - Правила поведения во время игры Познакомить с понятиями: шашечная доска и шашки –жители шашечной страны. Просмотр видеофильма «Про поросенка, который умел играть в шашки». Познакомить с правилами поведения во время игры

1

2 Как начинать партию? Познакомить с понятием вертикаль. Игра «Кто больше назовет предметов, расположенных вертикально». Например, (дерево, стена и т. д., познакомить с понятием «горизонталь» игра «Кто больше назовет предметов, расположенных горизонтально». Познакомить детей, что у каждого поля на доске есть свой адрес - свое название Поля обозначены цифрами и буквами сначала говорится название вертикали, потом номер горизонтали, т. е. сначала буква, потом цифра. Например – поле 1: d4 (дэ 4) игра: «Самый меткий стрелок». Назвать все поля, из которых состоят вертикали и горизонтали. Расположение на шашечной доске. Расстановка шашек. 1

3 «Цели игры и определение результата партии» Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Познакомить с понятиями: Ходы шашек. Тихий ход. Ударный ход. Виды боя (взятия). Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Познакомить с правилами: «Хода»

Ходить назад шашками запрещено!

Практическое закрепление материала. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов. 2

Ноябрь

4 Основы шашечной игры: сила флангов.

Центр Познакомить с шашечными понятиями фланг и центр. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов шашками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. 1

5 «Знакомство с таблицей шашечного турнира». Основные приемы борьбы на шашечной доске «Делаем наилучшие ходы».

Познакомить с основными правилами «Боя» Практическое закрепление материала. Познакомить с правилом: Если после того, как Вы срубили одну шашку, Ваша шашка вновь оказывается перед шашкой соперника, которая стоит с Вашей на одной диагонали и за шашкой соперника есть свободное место, то и эта шашка соперника должна быть срублена, не зависимо от количества шашек и количества разворотов

1

6 Основные приемы борьбы на шашечной доске: как пройти в дамки Познакомить с правилом: простая шашка, достигнув дамочного поля, превращается в дамку. Это может произойти как тихим ходом (передвижение шашки с 7-й горизонтали на 8-ю для белых или со 2-й на 1-ую для черных, так и ударным. Ход и бой Дамкой. Шашечный этюд. Задание, заключающееся в том, чтобы найти для белых путь к выигрышу или к ничьей при данной расстановке фигур. 2

7 «Умники и умницы». Практическое закрепление материала. 1

Декабрь

8 Основные приемы борьбы на шашечной доске «Основы позиционной игры». Приемы позиционной игры. Основные принципы игры. Оппозиция. Изменение оппозиции при размене. Изолированные шашки. Простейшие позиционные приемы выигрыша. 2

9 «Зимние забавы» Практическое закрепление материала. 1

10 Основные приемы борьбы на шашечной доске Практическое закрепление материала.

1

Январь

11 Основные приемы борьбы на шашечной доске «Связывание» Знакомство с понятием «Связывание». Практическое закрепление материала. Работа с диаграммами. 2

12 «Использование дополнительного темпа». «Зайкин сон» Познакомить с понятием «Дополнительный темп». Решение дидактических задач «Кто первый съест шашку» 2

Февраль

13 Основные приемы борьбы на шашечной доске «Шашечные окончания». Знакомство с понятием «Шашечные окончания». Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. 2

14 «Решение элементарных комбинаций». Практическое закрепление материала. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. 2

Март

15 Основные приемы борьбы на шашечной доске. Знакомство с понятием «Размен». Дидактическая игра «Игры на уничтожение» 2

16 «Достижение выгодной оппозиции». Познакомить с понятием «выгодная оппозиция». Шашечный этюд. Основные позиции защиты Дидактические задания «Кто первый ходит», «Игра на уничтожение». 2

20 «Шашечный бал». Практическое закрепление материала. 1

Апрель

21 «Турнир сильнейших» Практическое закрепление материала. Подбор игр и заданий на обобщение знаний. 2

«Зайкина задачка». Работа с диаграммами Шашечный этюд. Задание, найти для белых путь к выигрышу или к ничьей при данной расстановке фигур. 2

Май

22 Подготовка к соревнованиям. «Шашечные встречи сильнейших в детском саду». Упражнения на выполнение ходов шашками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. 2

23 Дружеские встречи. Соревнования между игроками ДОУ. Подведение итогов года. 1

Итого: 33

Литература:

1. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями от 03.02.2011г.)

2. Шашки для детей/ В. К. Погрибной, В. Я. Юзюк. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/ Д: Феникс, 2010. – 137 с.

3. Романчук О. А., «Юному шашисту», - М. :Просвещение, 2009.

4. Сидорычев В. Н. Русские шашки для дошкольников : учебно-методичческое пособие/В. Н. Сидорычев. -М. Линка-пресс, 2016-88с.

5. Погрибной В. К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/ Д: Феникс, 2007. – 160 с.

6. Егоров А. П., «Как научить играть в шашки, - М. : Чистые пруды, 2005.

Публикации по теме:

Проектная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Заюшкина избушка»Проектная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Заюшкина избушка» Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству образовательно-воспитательной деятельности в дошкольном учреждении,.

«Желтогрудые синички прилетели в гости к нам». Изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста«Желтогрудые синички прилетели в гости к нам». Изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги,сегодня хочу предложить вашему вниманию план - конспект занятия по лексической теме "Зимующие птицы".Мы много говорили.

Фотоотчет «Кружковая работа как форма развития творческих способностей детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Кружковая работа как форма развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Основные цели программы «Умелые ручки» в системе дополнительного образования детей: • организация досуговой деятельности детей • воспитание.

Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования. Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: повышение уровня профессионального мастерства педагогов, в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Непосредственно образовательная деятельность на тему «Свойства магнита» для детей старшего дошкольного возрастаНепосредственно образовательная деятельность на тему «Свойства магнита» для детей старшего дошкольного возраста Тема НОД: «Свойства магнита». Образовательная область: познание Вид: познавательно- исследовательская деятельность интегрированная.

Продуктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста «Поздравительная газета к Новому году»Продуктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста «Поздравительная газета к Новому году» Цель: Способствовать развитию творческого воображения дошкольников при создании поздравительной газеты При создании поздравительной газеты.

Роль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возраста Часто у родителей детей 5-7 лет появляются проблемы - чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало.

Секция «Школа мяча» для детей старшего дошкольного возраста как дополнительная образовательная деятельностьСекция «Школа мяча» для детей старшего дошкольного возраста как дополнительная образовательная деятельность До сих пор люди не могут точно сказать: где и когда появился первый в мире мяч. Археологи и в наше время находят на раскопках древних городов.

Совместная деятельность с родителями. Квест «Вместе с мамой» для детей старшего дошкольного возрастаСовместная деятельность с родителями. Квест «Вместе с мамой» для детей старшего дошкольного возраста Квест «Вместе с мамой» для детей старшего дошкольного возраста (конкурсная программа) Цель: совершенствование эмоционально-доверительных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кружковая деятельность «Шашки» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 7 октября 2021 в 08:39
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Кружковая деятельность «Шашки» для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Аграфена Данилова (УИ 969083) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД