татьяна шафоростова
План кружка «Говорушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее позитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.
Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.
Публикация «План кружка „Говорушки“» размещена в разделах
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе.
Уровни речевого развития детей одного возраста бывают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном возрасте. Работа по воспитанию ЗКР должна включать формирование правильного произношения звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка.
В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для обучения элементам грамоты. Дети овладевают практически правильным произношением всех звуков родного языка. У них формируется осознание своих произносительных умений.
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.
Удовлетворять потребность детей в речевом общении – одна их важнейших педагогических задач.
Кружок проводится с целью, повышения качества речевого развития, в средней группе один раз в неделю. На занятиях дети узнают много нового, интересного, самостоятельно учатся составлять рассказы, истории, проявляют свое творчество. Развивают связную речь, интонационную выразительность речи. Так же детям дается возможность свободно выбрать речевую деятельность, почувствовать себя всезнайками.
При разработке конспектов занятий использовалась следующая литература:
В. В. Гербова «Учусь говорить»
О. Е. Громова «Конспекты занятий по развитию речи детей 4-5 лет»
А. Г. Арушанова «Развитие диалогического общения»
Л. Г. Горького, О. Е. Жиренко, Л. А. Обухова «Сценарий занятий по комплексному развитию дошкольников»
Задачи кружковой работы :
Продолжать приучать детей внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения.
Помогать детям, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.
Пополнять и активизировать словарь детей.
Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Упражнять детей в составлении рассказов, интересных историй из личного опыта, что удовлетворяет потребность ребенка в самовыражении, самоутверждении, во внимании сверстников, в умении драматизировать небольшие сказки. Учить рассказывать невероятные истории, отгадывать загадки.
Развивать творчество, фантазию.
Приобщать к совместной работе родителей.
Кружковая работа строится на основе следующих принципов:
– Принцип интеграции (интегративный характер всех аспектов развития личности ребё нка дошкольного возраста: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных);
– Принцип целостности приобщения ребенка к познанию окружающего мира (ребенок познает мир – наблюдая, размышляя, сопереживая – в творческой деятельности);
– Принцип постепенности погружения в проблему (создание проблемно-ситуативных заданий);
– Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности (общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе).
Тема занятий, методы и приемы решения задач, выбор практического материала корректируются, варьируются в зависимости от способностей детей, их интересов и желаний, времени года, выбора темы и т. д.
Ожидаемые результаты:
- Умеет читать стихи, легко и с выражением пересказывает небольшие произведения, выполняет роли в драматизациях сказок, произведений. участвует в постановке спектаклей,
- Может выступать перед публикой. Легко и с желанием участвует в творческой деятельности.
- Понимает эмоциональное состояние своего партнера и передает свое. Способен создавать творческий образ, отличающийся оригинальностью, гибкостью и подвижностью.
- Развита интеллектуальная и литературная способность. Участвует в этюдах на выражение, внимание, страха, радости, удовольствия, огорчения, выразительно передает образы героев. Участвует в постановке спектаклей, музыкальных шоу.
Учебный план
№
п/п Вид деятельности Кол-во
занятий всего
1. Заучивание стихотворения 19
2. Составление рассказа 7
3. Вечер загадок 1
4. Игровая деятельность 3
5. Драматизация 1
6. Чтение 2
7. Творческая работа 2
Календарно- тематическое планирование
Сентябрь
1. Тема: Заучивание стихотворения О. Г. Зыкова.
Цель: Учить детей запоминать стихотворение, понимать его содержание, развивать память, мышление, речь.
***
С неба мелкий дождик плачет,
Дождик плачет, ну и пусть,
Ведь на мне мой синий плащик,
Я промокнуть не боюсь.
/Побеседовать с детьми об осени. Отметить, что изменилось в природе/
2. Тема: Составление рассказа «Моя комната»
Цель: Учить детей при составлении рассказа связывать предложения между собой по смыслу. Развивать творческое воображение. Предложить детям, отметить, что больше им нравится в своей комнате. После составления рассказа зарисовать свою комнату.
/Рассказы записываются, оформляются рисунками детей, воспитатель помогает/
3. Тема: «Овощи»
Заучивание стихотворения Н. Кончаловской.
Цель: Закрепить знания об овощах. Развивать умение находить в запутанных словах, правильное слово. Развивать интонационную выразительность речи.
***
Показал садовод Сельдерошек поспел,
Нам такой огород, И моркофель дозрел,
Где на грядках, заселенных густо, Стал уже осыпаться спаржовник
Огурбузы росли, А таких баклачков,
Помидыни росли, Да мохнатых стрючков
Редисвекла, чеслук и репуста. Испугался бы каждый садовник.
- Какие чудо - овощи вам запомнились? (огурбузы, помидыни, репуста и. д.)
- Какие названия спрятались в этих смешных словах?
4. Тема: Заучивание четверостишия
Цель: Развивать память, интонационную выразительность речи.
Сначала был я маленьким – /Дети приседают/
К коленочкам прижмусь. /Обхватывают коленки/
Я буду кушать – вырасту. /Встают на носочки/
До неба дотянусь! /Тянутся руками /
Октябрь
1. Тема: Вечер загадок
Цель: Продолжать учить детей отгадывать загадки по описанию, логически мыслить; создать праздничную атмосферу, поднять настроение детям.
*Я одноухая старуха, *По лужку он важно бродит,
Я прыгаю по полотну Из воды сухим выходит,
И нитку длинную из уха, Носит красные ботинки,
Как паутину, я тяну. (Иголка) Дарит мягкие перинки. (Гусь)
*Вот иголки и булавки *Этот конь не ест овса,
Вылезают из-под лавки. Вместо ног – два колеса.
На меня они глядят, Сядь верхом и мчись на нем!
Молока они хотят. (Еж) Только лучше правь рулем.
(Велосипед)
* Что за девица: *Я в красной шапочке расту
Не швея, не мастерица, Среди корней осиновых,
Ничего сама не шьет, Меня узнаешь за версту,
А в иголках круглый год? Зовусь я…
(Сосна, ель) (Подосиновик)
*Трав копытами касаясь, *Дни стали короче,
Ходит по лесу красавец, Длиннее стали ночи.
Ходит смело и легко, Кто скажет, кто знает,
Рога раскинув высоко. (Лось) Когда это бывает? (Осенью)
Материал: предметы на подносе, иголка, ежик, елка, картофелина, лось, гусь, велосипед - игрушечный, подосиновик (возможна замена картинками).
2. Тема: Заучивание стихотворения В. Мусатова.
Цель: Продолжать учить детей находить главную мысль в стихотворении, понимать, о чем это стихотворение, развивать интонационную выразительность речи.
«Осень боится»
Осень смерилась с хвойной стеной,
Красить не будет ни сосен, не елок.
Осень обходит их стороной, осень боится острых иголок.
После разучивания стихотворения предложить детям изобразить осень в рисунках, как они ее видят.
3. Тема: Заучивание стихотворения Н. Саконской.
Цель: Предложить детям спеть стихотворение, подобрать нужную интонацию. Развивать внимание, музыкальный слух, интонационную выразительность речи. Учить высказывать свое мнение объяснять, почему именно я эту мелодию выбрала для этого стихотворения.
***
Собирала я в лесу Ягодок немного?
Ягоду малину. Ягодка по ягодке,
Я домой не донесу Ягодка по ягодке –
Полную корзину. Тают как снежинки,
Ягодка по ягодке, Ягодки в корзинке.
Ягодка по ягодке - Закатилось солнышко,
Дело продвигается, Показалось донышко,
Ягод убавляется… А на донышке видна
Солнце греет горячо, Только ягодка одна.
Далека дорога. Не идти же с ней домой?
Не отведать, ли еще Съем ее – и с плеч долой!
Вопросы: А как бы вы поступили? Почему? Откуда берется ягодка? Какого цвета цветок земляники?
4. Тема: Творческая работа
Цель: Предложить детям вырезать цветок земляники из цветной бумаги и наклеить его на зеленый лист картона. Развивать творчество у детей, воображение. Учить создавать небольшую композицию из своих работ. Воспитывать желание помогать друг другу, доводить начатое дело до конца.
Ноябрь
1. Тема: Заучивание стихотворения А. Кочергина
***
Утром посыпался мелкий снежок. Непогода и снег…
Сад он засыпал, Слякоть и грязь…
За садом лужок… И грустинка у всех.
Днем вдруг пропал, Ель загрустила,
Незаметно растаял, Воробышек тих…
Даже следов о себе не оставил. Осень поставила
К вечеру дождик тихий пошел. Грустный
Пегий Ноябрь снова в гости пришел. Свой штрих.
Ветер и дождь,
2. Тема: «Невероятные истории»
Цель: предложить детям сочинить какую-нибудь интересную историю из личного опта. Развивать связную речь, мышление, фантазию, воображение. Воспитывать желание делиться своим историями. Учить давать характеристику интересным историям.
/Истории записываются и оформляются/
3. Тема: Разучивание отрывка «Разные звуки»
Цель: Продолжать развивать умение правильно произносить в словах звуки, развивать моторику речедвигательного аппарата, вырабатывать правильный темп речи.
Где-то собаки ворчали: Листья под ветром шумели:
Р-р-р! Тссс!
Гудели от ветра все провода: Змеи в лесу шипели:
З-з-н! Шшии!
В стойле коровы мычали: А комары все пели:
Мму-у! Дззы!
Капала в кухне из крана вода: Непоседа мяч и ночью
Динь! Успокоиться не хочет:
В комнате мухи жужжали: Пам! Пам!
Жж-жи! Куклы кашляют в постели –
Перекликались в ночи поезда: Днем мороженое ели:
Чууу! Кха! Кха!
Мимо машины бежали:
Тррр!
Вариант: Картинки или игрушки находятся перед детьми. Один ребенок может взять картинку или игрушку, не называя предмета, подражать его звучанию, остальные дети должны угадать, какой предмет звучит.
4. Тема: Разучивание русской народной потешки.
Цель: Учить детей рассказывать потешки наизусть, сопровождая речь движениями. Развивать внимание, интонационную выразительность речи.
Дубы – дубочки, пеку блиночки. Варе спать пора давно.
/Ритмично хлопать так, чтобы - Перед сном умойся милый!
то одна, то другая рука была сверху/ Вот зубная паста, мыло,
Блиночки горячи, Ванна с пеной ароматной,
Не хотят сидеть в печи, В ней плескаться так приятно!
Блиночки румяные, Будет всюду чистота!
С маслицем, сметаною, И улыбка всем видна!
За окном темным – темно,
Декабрь
1. Тема: Составление необыкновенной истории про Незнайку.
Цель: Учить детей подбирать нужные и правильные слова, вкладывать свою изюминку в придуманную историю. Развивать связную речь, мышление, воображение, желание общаться. Воспитывать положительные эмоции.
/Истории записываются/
2. Тема: Заучивание стихотворения М. Джалиля «Мой пес»
Цель: Продолжать учить детей понимать смысл стихотворения, уметь объяснить главную мысль этого стихотворения. Развивать интонационную выразительность речи.
В начале занятия провести беседу на тему «Собака друг человека».
Я знаю Он может и ползать,
Что пес мой И смирно лежать,
Пока еще мал. И ров перепрыгнуть,
Ну, что же, И голос подать.
Зато он И письма носить
И смел, От траншеи к траншеи:
И удал. Недаром ходил он
Ведь целое лето, С портфелем на шее.
Покоя не зная, Все это для службы
Военному делу На дальней границе
Учил я Акбая. Когда подрастет он,
Поэтому Ему пригодится.
Выполнить Хотя и сегодня
Может Акбай Акбай моц готов
Любую команду, Родную страну
Какую ни дай. Защищать от врагов
3. Тема: Разучивание стихотворения Л. Дьконова.
Цель: Организовать стихотворную игру, предложить детям переделать стихотворение на свой лад, поменять местами слова или заменить другими словами. Развивать словотворчество, интонационную выразительность речи.
Снежинка
Вышла Катя на крыльцо,
Вдруг снежинка ей в лицо!
Вдруг снежинка ей в лицо –
От Мороза письмецо.
Сообщает Дед Мороз, что он елочку принес,
Отряхнул с нее снежок,
На ветках лампочки зажег.
4. Тема: Творческая работа
Цель: Предложить детям смастерить из природного материала сказочные поделки и составить композицию из них. Развивать умение работать в коллективе дружно, помогая друг другу, развивать воображение, творческие способности.
Материал: природный материал (шишки, веточки, желуди, пластилин, клей.
Январь
1. Тема: Заучивание стихотворения наизусть Г. Ладонщикова.
Цель: Развивать у детей память, интонационную выразительность речи. Учить выделять положительные качества.
Мастерица
Я не привыкла За то, что сама я
Напрасно хвалиться, На куклу свою
Но все называют Вяжу, вышиваю
Меня мастерицей - И шью, и краю.
2. Тема: Дидактическая игра «Проведи дорожку»
Цель: Учить детей составлять предложения связанные между собой по смыслу. Побеседовать о семье. Воспитывать желание играть дружно.
Описание игры: В верхней части большого листа бумаги нарисованы завод, магазин, школа, парк, кинотеатр, цирк, детский сад, жилой дом; в нижней части – мама, папа и брат с сестрой.
Педагог: Как вы думаете, куда идет папа?
Дети: Папа идет на завод.
Педагог: Куда идет мама?
Дети: Мама идет в магазин.
/Аналогично составляются другие предложения. Одновременно кто-нибудь из детей проводит дорожку от указанного члена семьи к соответствующему месту/
3. Тема: Заучивание стихотворения О. Г. Зыкова (отрывок)
Задачи: Обогащение и активизация словаря детей, формирование навыков диалогической речи, воспитание патриотических чувств.
Мой город
Мой милый, добрый город,
Ты очень дорог мне.
Ты лучший город в мире
На всей большой Земле.
Люблю гулять я с папой
По улицам большим
И улыбаться людям, знакомым и чужим.
/Провести беседе на тему «Мой город»/
Февраль
1. Тема: Драматизация сказки «Колобок»
Цель: Продолжать учить детей распределять роли между собой, вживаться в образы сказочных героев, использовать разную интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь и уважение к художественному творчеству.
2. Тема: Беседа «Чем питаются птицы». Заучивание стихотворения О. Г. Зыкова
Цель: Продолжать учить детей читать стихотворения наизусть с выражением. Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении.
***
Пришла зима холодная Нам нужно птиц зимой кормить.
С метелями и вьюгами, Мы дали крошек воробью,
Пришла зима голодная. Синичке дали сало.
Решили мы с подругами, Зимой так холодно вокруг,
Чтоб лишних слов не говорить, Еды для птиц так мало.
3. Тема: Составление рассказа о зиме.
Цель: Упражнять детей в составлении рассказов из личного опыта. Развивать воображение, мышление, связную речь.
Придумать вместе с детьми интересную, необыкновенную, зимнюю историю.
/Истории записываются и оформляются/
4. Тема: Дидактическая игра «Сравни снеговиков»
Цель: Учить детей находить отличия между двумя предметами. Развивать внимательность, наблюдательность. Учить отвечать полными ответами.
Детям для рассматривания предлагаются две картинки снеговиков, у одного снеговика вместо носа морковка, у другого – веточка; у одного ведро на голове синее, у другого – красное; у одного есть метла, у другого – нет.
Март
1. Тема: Заучивание чистоговорки
Цель: Совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний, интонационную выразительность речи.
***
Кто там плавает в пруду – ду - ду.
Вот я удочку найду – ду – ду.
На рыбалку я пойду – ду- ду.
А Кота к пруду не поведу – ду – ду.
2. Тема: Дидактическая игра «Огород»
Цель: Учить активно сопровождать свою деятельность речью, развивать внимание. Импровизация (собираем овощи в корзины).
***
Од-од-од - у нас славный огород.
Ро-ро-ро - наполняй водой ведро.
Ко-ко-ко - мы посадим семечко.
Ем-ем-ем - мы из леечки польем.
- Что такое огород? Что растет на огороде?
3. Тема: Заучивание стихотворения А. Кочергиной
Цель: Развивать интонационную выразительность речи, память, внимание. Воспитывать интерес к художественному слову.
***
Что растет у Натки Чесночок на грядке есть,
На зеленой грядке? И зеленый молодец –
Свекла, репа, сельдерей, Под листочком огурец.
Вот лучок стоит порей. Кабачок, кабачок
Тут у нашей Натки Лег у грядки на бочок,
Рос горошек сладкий, Патиссоны, баклажаны…
И теперь не пусто - - Ну а где же здесь бананы?
Выросла капуста. - Не ищите вы их тут,
Вот томат и перец здесь, В Африке они растут.
4. Тема: Чтение сказки С. Маршака «Красная шапочка»
Цель: Продолжать учить детей внимательно слушать сказку, пересказывать ее содержание, различать положительных и отрицательных героев. Развивать умение понимать содержание сказки, сопереживать героям сказки. Продолжать работу по формированию интереса книге.
Апрель
1. Тема: Заучивание стихотворения наизусть
Педагог спрашивает у детей, доводилось ли кому-нибудь видеть чистую речку? Вода в таких речках холодная и журчит, будто разговаривает с бережком и деревцами. «Вот удивится лесная речушка, позавидуют ей кусты и травы, если вы на ее берегу про нее стихотворение прочтете»
***
Ты скажи мне, - Утром надо мной
Реченька лесная, Поет синичка –
Отчего ты Оттого и звонкая
Звонкая такая? Водичка!
- Ты скажи мне, -Чистым голоском
Реченька лесная, Поет синичка –
От чего ты чистая Оттого и чистая
Такая? Водичка!
- Ты скажи мне, - В родничке
Реченька лесная, Купается синичка –
От чего ты Оттого и синяя
Синяя такая? Водичка!
2. Тема: Составление необыкновенной, интересной истории о лесных жителях весной.
Цель: Учить использовать в речи наиболее потребительские прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Развивать связную речь, воображение, фантазию. Активизировать словарь детей.
Можно использовать картинки с дикими животными для составления рассказа.
/Истории записываются и оформляются/
3. Тема: Заучивание стихотворения О. Г. Зыкова
В начале разучивания стихотворения рассмотреть с детьми картинки с изображением птичьих семей: утка, «селезень», утята; гусь, гусыня, гусята.
Активизация словаря «селезень».
***
Ах, какая умница Это он цыпляток малых
У цыпляток мать - С курочкой зовет.
Учит деток курица Уточка и селезень
Зернышки клевать. По реке плывут
По утрам: ку-ка-ре-ку! - И утятки рядышком
Петушок поет. Лапками гребут.
4Тема: Чтение сказки «Про Иванушку-дурочка» сопровождая показом иллюстраций. /Занятие проводится в комнате сказок/
Цель: Объяснить детям, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Воспитывать любовь к художественному слову.
Май
1. Тема: Заучивание стихотворения О. Г. Зыкова
Перед заучиванием стихотворения провести беседу. «Каждый человек любит свою Страну, защищает от врагов, бережет ее богатства. Когда вы вырастите, вы тоже будите защищать свою Родину. Родиной люди называют свой дом, детский сад, школу, город в котором живет».
Родина (отрывок)
Дом родной знакомый с детства,
Где бабуля ставит тесто;
Школа, где учился брат;
Мой любимый детский сад;
Все мои друзья, подружки,
Санки, мячики, игрушки,
Мама, папа, брат и я –
Это Родина моя!
2. Тема: Заучивание стихотворения наизусть П. Воронько
Цель: Развивать память, интонационную выразительность речи. Продолжать учить детей понимать смысл стихотворения.
Встретил ежика бычок
И лизнул его в бочок.
И, лизнув его в бочок,
Уколол свой язычок,
А колючий еж смеется: -
В рот не суй что попадется!
3. Тема: «Лунтик и его друзья»
Цель: Вспомнить с детьми всех героев этого мультфильма, с кем кто дружит, какие они. Предложить детям вырезать и наклеить героев этого мультфильма. Развиваем творческую деятельность детей.
Материал: цветной картон, бумага, клей, ножницы, цветные карандаши, ленточки.
4. Тема: «Чудесный вечер»
Вспомнить с детьми все, что мы узнали за весь учебный год. Сделать небольшие сувенирчики (из пробочек, картона, коробочек, бусинок, ленточек) подарить малышам.
Воспитатель: Шафоростова Т. В.