Чукланова Антонина Николаевна
Кружок «Логика» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Кружок «Логика» (старший дошкольный возраст)
Цель: содействовать развитию элементов логического мышления.
Задачи:
1. Совершенствовать способность выделять признаки и свойства окружающих предметов. Создавать ситуации, побуждающие детей выделять существенные признаки и свойства; отличительные признаки и свойства.
2. Развивать операцию обобщения на основе выделения общих признаков; закреплять умение правильно использовать обобщающие слова, понимания соотношение более общего и более частного понятий.
Публикация «Кружок „Логика“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
3. Совершенствовать умение производить классификацию по 1 и 2 заданным, а также произвольно выбранным самим ребенком признакам (разбитие множества на подмножества).
4. Закреплять понимание простейших понятий, в том числе основных геометрических фигур. Формировать умение привести пример объекта по заданному перечислению его признаков.
5. Закрепить понимание простейших закономерностей построения возрастающего и убывающего ряда (сериация).
6. Учить находить и формулировать простейшие причинно-следственные связи и закономерности на знакомом содержании.
7. Создавать ситуации, в которых дети могут учиться строить простейшие доказательства и рассуждения.
8. Обеспечить наполнение предметно развивающей среды обучающими играми.
9. Упражнять детей в составлении рассказов по последовательным сюжетным картинкам с целью восстановления в уме цепочки взаимосвязанных событий.
Литература:
1. «600 игровых задач для развития логического мышления детей» - Зак А. З.
2. «Давайте поиграем» - под ред. А. А. Столяра.
3. «Логика и математика для дошкольников» - Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. (1 часть игры с блоками Дьенеша, 2 часть игры с палочками Кюизенера)
4. «Математика и логика для дошкольников» - Тихомирова Л. Ф.
5. «Логика. Дети 5 – 7 лет» - Соловьева Е. В.
Основная форма работы с детьми подгрупповая (подгруппа 10 человек).
Продолжительность групповых занятий – 25 минут один раз в неделю. Общее количество занятий 15.
Перспективное планирование кружковой деятельности.
Занятие №1.
Программное содержание:
-Развивать умение сравнивать числа натурального порядка. ; формировать представления о разностных отношениях между соседними числами натурального ряда;
- Развитие умений выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину;
-Сформировать представление о внутренней и внешней области по отношению к замкнутой линии, включить в активную речь детей словосочетания внутри обруча, вне обруча.
-Развивать слуховую память и внимание.
Структура занятия:
Д/у «Чтение»3.2
Д/и «Сломанная лесенка»3.2
Р/и «Найди клад»3.1
Р/и «Кто где живет?»2 (с 1 обручем)
Л/з - В слове «СОН» переставили буквы, и получилось слово «НСО». Такая же перестановка была сделана в слове «МИР».
Что получилось?1
Занятие №2.
Программное содержание:
-Знакомить с составом чисел 2,3;
-Развивать умения выявлять, абстрагировать и называть свойства предметов, обозначать словом отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета.
- Тренировать логическое мышление.
Структура занятия:
Д/и «Найди вагон» 3.2
Р/и «Угадай-ка» 3.1
Р/и «Какие утята плавают, какие остались на берегу?» 2 (с 1 обручем) Л/з - Аня жила ближе к школе, чем Валя. Кто из них жил от школы дальше?1
Занятие №3.
Программное содержание:
-Закрепить состав числа 3, знакомить с составом чисел 4,5; -Развивать устойчивые связи между образом свойства и словами, которые его обозначают, умения выявлять и абстрагировать свойства. - Тренировать внимание.
Структура занятия:
Д/и «Сплетем коврик» 3.2
Д/и «Строители» 3.2
Р/и «Помоги муравьишкам» 3.1
Р/и «Соберем грибы» 2 (с 2 обручами)
Л/з - На одной странице нарисованы роза и ландыш. На другой —тюльпан и крапива. Что из нарисованного на второй странице подходит к первой? 1
Занятие №4.
Программное содержание:
-Формирование представлений о составе числа 6, углубление представлений о составе чисел;
-Развивать умения выделять свойства, следовать правилам при решении задач, самостоятельно составлять алгоритм действий;
Структура занятия:
Д/и «Сплетем коврик» 3.2
Р/и «Автотрасса» 3.1
Р/и «Где какие цветы растут?» 2 (с 2 обручами)
Л/з - Через год Варя будет моложе Аллы. Кто моложе сейчас? 1
Занятие №5.
Программное содержание:
-Развивать умение работать по образцу, схеме;
-Развивать навыки анализа;
- Формировать навыки сотрудничества.
Структура занятия:
Р/и «Снежинки» 3.2
Р/и «Построй дом» 3.1
Р/и «Посадим цветы» 2 (с 3 обручами)
Л/з - Даша и Инна читали: кто-то из них — книгу, кто-то — журнал. Даша читала книгу. Кто не читал журнал. 1
Занятие №6.
Программное содержание:
-Знакомить с составом числа 7;
-Формировать умение видеть закономерность и выкладывать палочки в соответствии с ней;
-Развивать умение сравнивать предметы по заданным свойствам;
-Развивать умение логически мыслить.
Структура занятия:
Д/и «Найди вагон» 3.2
Д/и «Продолжи узор» 3.2 Р/и «Домино» 3.1
Р/и «Рассели животных» 2 (с 2 обручами)
Л/з - В слове «РАК» переставили букву, и получилось слово «АКР». Такая же перестановка была сделана в слове «ЗУБ». Что получилось? 1
Занятие №7.
Программное содержание:
- Развивать умение самостоятельно выкладывать изображение, создавать сюжет, составлять рассказ;
-Совершенствовать умение анализировать и сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам;
-Развивать умение находить предметы с заданными свойствами;
- Формировать умение работать в парах.
Структура занятия:
С/и «Улицы нашего города» 3.2
Р/и «Найди пару» 3.1
Р/и «Расставь правильно детей в танце» 2 (с 3 обручами)
Л/з - На одной странице нарисованы яблоко и груша. На другой —морковь и слива. Что из нарисованного на второй странице подходит к первой? 1
Занятие №8.
Программное содержание:
-Знакомить со способами сложения;
-Продолжать учить классифицировать множества по двум свойствам: цвет и форма, размер и форма;
- Развивать слухо-моторное внимание.
Структура занятия:
Д/и «Запиши в числах» 3.2
Р/и «Где чей гараж» 3.1
Р/и «Расселим жителей города в дома» 2 (с 2 обручами)
Л/з - Лида и Нина купили в магазине одежду: кто-то из них — куртку, кто-то — пальто. Нина не купила куртку. Что купила Лида? 1
Занятие №9.
Программное содержание:
- Формировать представления о составе числа 8;
- Закреплять действия сложения;
-Развивать способности анализировать, сравнивать, обобщать;
-Продолжать учить детей обобщать; - Развивать внимание.
Структура занятия:
Д/и «Сплетем салфетку» 3.2
Д/и «Найди нужную палочку» 3.2
Р/и «Расчистим дорожку» 2 (с 3 обручами)
Р/и «У кого в гостях Винни-Пух и Пятачок?»3.1
Л/з - Алик и Вова пошли за грибами: кто-то из них набрал белых грибов. Кто-то рыжиков. У Вовы были рыжики. Кто набрал белых грибов? 1
Занятие №10.
Программное содержание:
- Учить определять зависимость между длиной сторон и площадью;
-Развивать логическое мышление, умение рассуждать;
-Совершенствовать навыки классификации по трем признакам.
Структура занятия:
Д/и «Магазин ковров» 3.2
Р/и «Накорми зверят» 2 (с 3 обручами)
Р/и «Помоги фигурам выбраться из леса» 3.1
Л/з - Через год Юлия будет на 6 лет моложе Надежды. На сколько лет Надежда была старше Юлии в прошлом — 3 года назад? 1
Занятие №11.
Программное содержание:
-Знакомить с действием вычитание;
-Развивать умение расшифровывать информацию о свойствах предметов с помощью знаков – символов и декодировать ее;
- Развивать наблюдательность и пытливость ума.
Структура занятия:
Д/и «Подбери третью палочку» 3.2
Р/и «Где спрятался Джери?» 3.1
Р/и «В какой корзине больше конфет?» 2 (с 2 обручами, на вычитание)
Л/з - На доске написали цветными мелками слова: КАПИТАН БАХРОМА ПАРОДИЯ. Синее слово, правее зелёного и ниже зеленого. Какой цвет у слова «ПАРОДИЯ»? 1
Занятие №12.
Программное содержание:
- Знакомить с составом числа 9 и 10; совершенствовать навыков сложения и вычитания;
-Развивать логическое мышление, умение кодировать и декодировать информацию о свойствах;
-Тренировать зрительное внимание.
Структура занятия:
Д/и «Сплетем коврик» 3.2
Д/и «Запиши в числах» 3.2
Р/и «Угадай фигуру» 3.1
Р/и «Во что играют дети?» 2 (с 3 обручами)
Л/з - Рома, Боря и Петя пили молоко: два мальчика — из чашки, один— из стакана. Петя и Рома, Рома и Боря пили из разной посуды. Кто пил молоко из чашки? 1
Занятие №13.
Программное содержание:
-Развивать счетную деятельность; закреплять знания состав чисел первого десятка.
-Развивать логическое мышление, умение строго выполнять правила при выполнении действий; -Развивать терпеливость и умение доводить дело до конца.
Д/и «Сосчитай» 3.2
Д/и «Сплетем салфетку» 3.2
Р/и «Сократи слово» 3.1
Р/и «У кого больше?» 2 (с 2 обручами)
Л/з - В слове «ГРАД» переставили буквы, и получилось слово «РДАГ». Такая же перестановка была сделана в слове «РЕКА». Что получилось? 1
Занятие №14.
- Закреплять навыки сложения и вычитания; знакомить со способами измерения;
-Развитие логического мышления;
- Развивать слухо – моторную память.
Структура занятия:
Д/и «Измерь дорожку» 3.2
Д/и «Запиши в числах» 3.2
Р/и «Построим дом» 3.1
Р/и «Раздели фигуры» 2 (с 3 обручами)
Л/з - Эдик затачивал карандаши острее, чем Герман; Герман — острее, чем Гриша, а Эдик — не так остро, как Миша. Кто затачивал карандаши острее всех? 1
Занятие №15.
Программное содержание:
-Упражняться в закреплении знаний и составе числа, тренироваться в решении примеров на сложение и вычитание;
-Развитие классификационных умений;
- Развивать логическое мышление, речь.
Структура занятия:
Д/и «Реши пример» 3.2
Д/и «Поезд» 3.2
Р/и «Засели домики» 3.1
Р/и «Каких машин меньше?» 2 (с 2 обручами)
Л/з - В слове «ДВОЕ» переставили буквы, и получилось слово «ОЕВД». Такая же перестановка была сделана в слове «ИГЛА». Что получилось? 1