Получи документы

Кружок по хатха-йоге для детей дошкольного возраста

Инна Миршавка
Кружок по хатха-йоге для детей дошкольного возраста

Вступительное слово

Все лучшее, что есть в нашем обществе, оно стремится отдать детям. Сегодня забота об их будущем является одной из основных задач государства.

Здоровье детей – это будущее страны. Однако здоровье не существует само по себе, его нужно постоянно укреплять, сохранять и улучшать. В современном мире, при такой экологии и социальных условиях неуклонно уменьшается число здоровых детей, растет число детей, страдающих заболеванием сердечно сосудистой системы, органов чувств и опорно-двигательного аппарата.

Публикация «Кружок по хатха-йоге для детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Проведя в нашей дошкольной группе медицинский осмотр и выявив большое количество детей, имеющих нарушение осанки, уплощение стопы, плоскостопие, мы начали искать пути работы по профилактике и коррекции осанки и плоскостопия, и решили обратиться к Хатха-йоге.

Гимнастика с элементами хатха-йоги доступна детям дошкольного возраста. В отличие от других физических упражнений, имеющих динамический характер, в гимнастике хатха-йога, основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку.

Хатха-йога – сочетание физических упражнений на расслабление и дыхательной гимнастики. Доступность системы в том, что выполнение физических упражнений не требует никаких снарядов и специальных упражнений.

Занятие хатха-йогой для детей – это профилактика сколиоза, астмы, простудных заболеваний.

Йоговские упражнения требуют особую сосредоточенность, это развивает у детей внимание и усидчивость, организованность, воображение, волевые качества детей. Улучшается кровообращение, нормализуется работа внутренних органов, организм очищается от шлаков, снимается усталость, укрепляются слабые мышцы, развивается гибкость, улучшается осанка. Нами было замечено, что после занятий дети становятся спокойнее, добрее, у них появляется уверенность в своих силах.

Большинство упражнений в хатха-йоге естественны, физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, определённые положения людей, предметы. Использование знакомых образов животных, птиц помогают детям представить ту или иную позу (будят фантазию и воображение).

Хатха-йога проводится на основе взаимного доверия, понимания и интереса, с учётом индивидуальных особенностей и возможностей детей.

Главная задача оздоровительной гимнастики: формирование навыков здорового образа жизни и укрепления здоровья детей.

Программу мы реализуем второй год. Составлена она для работы с детьми старшего дошкольного возраста (с сентября по май месяц).

Курс хатха-йоги рассчитан на девять месяцев и включает пятнадцать сменяющихся учебных комплексов, а так же беседы о здоровом образе жизни. Занятие проводится два раза в неделю от 15 до 45 минут.

Цель программы поставлена следующая:

Научить детей заботиться о своём здоровье с помощью специальных упражнений и правил индивидуального поведения, направленных на поддержание чистоты тела, формировать потребность в ЗОЖ.

Задачи программы:

1. Совершенствование психических процессов.

2. Познание своего характера, укрепление воли.

3. Развитие внимания, сосредоточенности, организованности, воображения, фантазии, умения управлять своими поступками и чувствами.

4. Развитие умения снимать усталость, укреплять слабые мышцы, развивать гибкость, улучшать осанку, правильно дышать, расслабляться.

5. Духовное обогащение: учить быть чистоплотным внешне и внутренне, терпеливым, спокойным, весёлым, не причинять вреда другим.

6. Формирование осанки.

7. Развитие потребности в здоровом образе жизни.

8. Создание эмоционального благополучия.

Прежде чем приступить к практическим занятиям йогой мы:

1. Изучили медицинские карты детей, посоветовались с врачом педиатром, собрали информацию о психофизическом состоянии детей.

2. Составили карты здоровья, отражающие основные параметры здоровья и образа жизни ребенка: рост, вес, пульс (в покое и после нагрузки, частота дыхания, сон, закаливание.

Выявили, что у детей слабо развиты : гибкость (0%, равновесие (30%, сила (20%, выносливость (20%).

На основе этого:

3. Разработали и внедрили в практику занятия, которые включают в себя разминку, гармонизирующий комплекс, релаксационные, дыхательные упражнения, чтение художественной литературы и беседы на нравственно-этические темы, слушание музыки, рассматривание иллюстраций по теме.

Требования к условиям проведения занятий.

1. Место

Для занятий нужно выбрать ровную, твёрдую поверхность, лучше на полу, застеленном ковриком. Место занятия должно быть хорошо проветренным, температура не ниже + 17.

2. Одежда

Должна быть лёгкой, не стеснять движений и хорошо пропускать воздух.

3. Время

Гимнастикой хатха-йога можно заниматься утром перед завтраком, вечером или днём перед едой. Занятия увеличивать постепенно по времени от 15 до 45 минут.

Мы занятия проводим в групповой комнате на ковре после прогулки, перед обедом.

Структура занятий с детьми.

Основу занятий составили комплексы из статических упражнений и упражнений на растяжку. Каждое занятие состоит из трё х частей: подготовительной, основной и заключительной.

Подготовительная часть: Подготовить организм к занятию, настроить детей на хорошее, доброе. Разогреть суставы.

В подготовительную часть включаются разминки с упражнениями на растяжку, подвижность суставов, самомассажи. В разминку включаются динамические упражнения. Разминка выполняется с умеренной нагрузкой. После разминки - отдых, настрой на хорошее. Необходимо снять напряжение с мышц, успокоить дыхание. Настраиваться на дальнейшую работу нужную и полезную для здоровья.

Основная часть: Вначале разучивается комплекс статистических упражнений, в котором уделяется внимание каждому движению, при выполнении позы. Выполнять позу правильно, но без напряжения. Позу держать рекомендованное время. Дыхание свободное, спокойное, ровное. Предложить ребёнку представить мысленно, на кого похожа поза – на животное, птицу или предмет. Это придаёт эмоциональный настрой и поможет ребёнку быстрей освоить позу.

Заключительная часть: Основная задача части научить детей расслабляться и приводить свой организм в первоначальное состояние. Поэтому последние физические упражнения (поза) в хатха-йоге – упражнения на расслабление. Самое удобное положение для расслабления – лёжа на спине. Можно расслабляться и сидя (поза кучера). Чтобы достичь полного отдыха, мышечного расслабления, необходимо концентрировать внимание на спокойном дыхании. На медленном выдохе, расслаблять мышцы всего тела. Важен этап выхода из расслабления: спокойно сделать вдох и выдох полным дыханием, пальцы соединить в замок и поднять над головой, хорошо потянуться всем телом, опустить руки, спокойно сесть, вытянув ноги и снова потянуться. Улыбнуться, мысленно пожелать всем здоровья, хорошего настроения, добра и радости.

Требование к выполнению статических упражнений.

Прежде чем приступить к выполнению статических упражнений (поз, нужно обратить внимание на некоторые методические особенности их освоения.

Комплекс нужно составлять от простого к сложному. Позы разучивать постепенно (2 –3 недели). Те позы, которые вызывают затруднения, заменять облегчёнными вариантами. Например: сначала осваивается поза полу лотоса, а затем переход к разучиванию самой позы лотоса.

Особое внимание уделяется упражнениям, которые снимают напряжение спины, укрепляют её мышцы, способствуют приобретению правильной осанки: это такие позы, как божественная, рыба, дерево и т. д.

Позы, в которых, используются повороты туловища, выполняются в обе стороны.

Позы, требующие наклона, выполняются на выдохе. Упражнения будут более эффективны, и выполняться с меньшими усилиями.

Дети дошкольного возраста выполняют упражнения с произвольным дыханием. Оно должно быть спокойным без задержки.

После выполнения поз с наклоном вперёд, необходимо выполнить позы с прогибом назад или принять горизонтальное положение на спине.

Весь процесс занятий требует умения расслабиться. Позы расслабления считаются в йоге одним из самых полезных. Хатха-йога гласит : «Освободи мускул, сила – в покое».

Очень важно правильно дышать во время выполнения поз: свободно, легко и глубоко, без напряжения. Продолжительность выполнения поз различна, она определяется возрастом, состоянием здоровья, самочувствия. Минимальная продолжительность 3 – 5 секунд. Время постепенно увеличивается, но каждая поза имеет свой предел длительности. Позы приносят больше пользы, если соблюдаются все рекомендации.

Этапы выполнения.

I этап. Отдых перед вхождением в позу.

Не начинайте выполнять упражнения, если у вас напряжены мышцы и учащено дыхание. Сделайте 2 – 3 спокойных вдоха, удлиняя выдох. Напряжение снимается, сидя или лёжа в удобной позе.

II этап. Мысленная настройка на выполнение позы.

Рассмотрите изображение позы. Представьте себя в этой позе. Показ воспитателем позы.

III этап. Вхождение в позу.

Позу выполните медленно по показу, движения плавные и спокойные, дыхание свободное.

IV этап. Фиксация позы.

Удержите положение тела в позе определённое время. Сначала удерживаем позу от 3–5 секунд. Каждую неделю прибавлять по 1–2 секунде. В среднем удерживание позы от 7 до 10 секунд.

При удерживании позы настраивать детей думать о чём-нибудь добром и хорошем.

V этап. Выход из позы.

Выход из позы в исходное положение производить плавно и медленно. Дыхание спокойное.

VI этап. Отдых после выхода из позы.

Принять удобную позу, расслабиться, отдохнуть. Отдых составляет от 2–4 секунд. Расслабление в позе полного отдыха, лёжа на спине.

Диагностика.

Диагностика проводиться для контроля за уровнем развития физических качеств ребёнка и физической подготовки. Тестами выявляется общий уровень физического развития, уровень специальной подготовки двигательного аппарата.

Наименование Описание тестов

Требования к выполнению

Гибкость Ребенок встает на куб с прикрепленной линейкой так, чтобы носки ног касались края, наклон вперед выполнить с прямыми ногами.

Измеряем от нулевой отметки (края куба) выше – отрицательный, ниже положительный. Положение фиксируется 3 сек.

Равновесие Из положения, стоя на одной ноге, другая согнутая вперед (носок касается колена опорной ноги, руки в стороны.

Оцениваем удержание в секундах.

Статическая. Выносливость

(тест Крауса Вебера) Даются 3 упражнения, каждое упражнение выполняется только 1 раз. 1. Поднять туловище из положения, лежа на животе, туловище закреплено. Держать 10 сек.

2. Из исходного положения, лежа на спине поднять ноги на 30 см над полом, руки за головой. Держать 10 сек.

Сила мышц рук Измеряется с помощью ручного динамометра. Оценивается в килограммах.

Паспорт здоровья.

Ф. И. О ___

Группа ___

Дата рождения ___

№ показатели начало года конец года

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10. Рост.

Вес.

Частота сердечных сокращений, ударов в минуту:

- в покое,

- после нагрузки.

Частота дыхательных циклов в

минуту.

Максимальная задержка после вдоха.

Сон:- продолжительность,

- качество (хороший, беспокойный).

Питание.

Аппетит (хороший, плохой).

Сколько раз болел (а) :

- простудными заболеваниями,

- другими заболеваниями.

Оценка самочувствия:

- состояние (хорошее, отличное,

удовлетворительное, плохое,

- настроение (хорошее, отличное, удовлетворительное, плохое)

Результативность программы.

В конце учебного года мы получили следующие результаты.

Значительно повысились все показатели у детей : равновесие и выносливость (на 20%, гибкость и сила (на 30%). Родители отмечают, что дети стали лучше спать. Снизилась заболеваемость детей простудными заболеваниями на 10% по сравнению с прошлыми годами. Так как программа даёт положительные результаты - в этом году мы продолжили работать по данной программе, т. е. формировать навыки здорового образа жизни и укреплять здоровье детей.

Диаграмма 1. Выносливость

Диаграмма 2. Сила

Диаграмма 3. Гибкость

Диаграмма 4. Равновесие

Публикации по теме:

Комплекс упражнений хатха-йоги для детей Далее мы рассмотрим позы йоги для детей, которые направлены на решение той или иной проблемы, а также помогают активизировать определенные.

Дополнительное образование. Кружок по фитнес-аэробике для детей старшего дошкольного возрастаДополнительное образование. Кружок по фитнес-аэробике для детей старшего дошкольного возраста Детский фитнес – это не дань моде, это жизненная необходимость! На протяжении 2-х лет в детском саду работает кружок фитнес - аэробики.

Кружок для детей «Почемучки»Кружок для детей «Почемучки» В кружке для детей «Почемучки» занятия направлены на развитие эмоциональной сферы, развитие коммуникативных навыков, развитие волевой сферы:.

Кружок для детей «Постановочка»Кружок для детей «Постановочка» В кружке для детей «Постановочка» занятия направлены на: -поддержку и развитие индивидуальности ребенка; -знакомство детей с различными.

Кружок «Истоки» по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста Кружок «Истоки» по духовно – нравственному воспитанию детей Старший возраст (с 5 до 6 лет) Цель: целостное духовно.

Кружок «Лего» для детей средней группы КРУЖОК "ЛЕГО" Автор: Е. В. Мильнова, воспитатель Содержание: 1. Пояснительная записка 2. Перспективный план работы кружка 3. План.

Кружок «Волшебные пальчики» для детей 3–4 лет Нетрадиционные способы рисования. «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности.

Мастер-класс для родителей с детьми «Хатха-йога для детей»Мастер-класс для родителей с детьми «Хатха-йога для детей» Тема «Хатха-йога для детей» План мастер-класса: 1 Что такое хатха-йога? 2 Значение упражнений на растяжку для детей 3 Примерные асаны.

Спортивная познавательная деятельность с элементами хатха-йоги «Бременские музыканты» для детей седьмого года жизни Занятие по физической культуре с элементами хатха-йоги для детей 7-го года жизни «БРЕМЕНСКИЕ МУЗЫКАНТЫ» Цель занятия: Приобщение детей.

Упражнения из системы хатха-йога для формирования правильной осанки у дошкольников При выполнении упражнений необходимо концентрировать внимание на дыхании. Оно должно быть равномерным, глубоким. Все движения выполняются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кружок по хатха-йоге для детей дошкольного возраста
Опубликовано: 17 февраля 2019 в 15:55
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД