Получи документы

Кружок «Тили-тили! Тесто!!!»

Евгения Крюкова
Кружок «Тили-тили! Тесто!!!»

Соленое тесто – чудесный материал для работы, пластичный, мягкий, интересный. Он очень подходит для занятий лепкой как в домашних условиях, так и в условиях детского сада. Лепить из теста – занятие, доступное и для детей, и для взрослых. Активизируется работа пальцев рук, мозга.

Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребенка, кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить о том, что лепка из соленого теста способствует развитию творчества дошкольников.

Лепка :

Публикация «Кружок „Тили-тили! Тесто!!!“» размещена в разделах

1. повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета;

2. развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

3. синхронизирует работу обеих рук;

4. формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;

5. развивает творчество ребенка.

На мой взгляд, актуальность данной темы очевидна. Развитый ребенок в целом – залог дальнейшего успешного обучения в школе.

Цель работы – содействовать развитию творчества детей посредством лепки из соленого теста через кружковую работу.

Задачи:

Образовательные:

1. Дать учащимся сведения о технологии изготовления поделок из соленого теста.

2. Научить учащихся различным приёмам работы с солёным тестом, экономно расходуя материал.

Развивающие:

1. Развить у учащихся внимание, память, усидчивость и мелкую моторику рук.

2. Способствовать развитию у учащихся творческих способностей по изготовлению и отделке поделок из теста.

3. Развить у учащихся способность к самостоятельному выбору цветовых сочетаний при окрашивании изделий из теста.

4. Способствовать развитию художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

Воспитательные:

1. Воспитывать у учащихся усидчивость, трудолюбие, аккуратность, настойчивость в достижении поставленной цели.

2. Воспитывать наблюдательность, воображение и хороший вкус.

3. Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

Прогнозируемые результаты освоения программы:

К концу учебного года учащиеся

должны знать:

- технологию приготовления соленого теста;

- основные приемы, используемые для лепки животных и птиц;

- технологический процесс изготовления поделок из соленого теста;

должны уметь:

- соблюдать правила безопасного труда;

- переводить шаблоны на тесто;

- изготавливать и оформлять поделки;

- осуществлять декоративную работу при лепке изделия;

- самостоятельно изготавливать поделки из соленого теста;

- самостоятельно исправлять повреждения поделок;

- самостоятельно контролировать качество готовности поделки.

приобретут навыки:

- наложения шаблона на раскатанное тесто и вырезание ножом фигурки по краю шаблона;

- определения свойств и качеств соленого теста, применяемого для изготовления поделок;

- изготовления поделки по собственному эскизу.

Говоря о формировании детского творчества, необходимо остановиться на вопросе о том, с какого возраста следует развивать творчество детей.

Из теории и практики педагогики известно, что компонентами детского творчества являются:

• активность – в изобразительной деятельности носит творческий характер и проявляется в стремлении поло и до конца реализовать свой замысел;

• самостоятельность – умение переносить умения и навыки из одних условий в другие, поиск способов и приемов создания выразительного образа;

• инициатива – проявляется в том, насколько ребенок расширяет границы содержания рисунка, опираясь на личный опыт, руководствуясь замыслом, фантазией, отношением к изображению;

• воображение – в дошкольном возрасте активизируются функции воображения, вначале воссоздающего, затем творческого.

Показатели творчества, характеризующие отношения, интересы, способности детей:

• Развитие творческого воображения, на основе которого преобразуется прошлый опыт; способность вхождения в изображаемые обстоятельства, в условные ситуации.

• Увлеченность, захваченность деятельностью – качество, способствующее активизации волевых усилий при достижении творческой цели.

• Искренность, правдивость, непосредственность переживания.

• Специальные художественные способности (образное видение, поэтический и музыкальный слух, позволяющие успешно решать творческие задачи.

• Изменение мотивов деятельности, доставляющее детям удовольствие от своих результатов; этот показатель характеризует направленность воображения, подчинение его творческой задаче (непременное условие работы продуктивного воображения).

Занятия строятся по продуманному плану, который составляется на год. Оптимальное количество – 10 человек. При большем количестве не остается времени на индивидуальную помощь. Занятия проводятся в светлом, хорошо проветриваемом помещении. Проводятся занятия 1 раз в неделю по 20-25 минут. Дети усваивают последовательно логику выполнения задания на основе приобретенных знаний и умений. Материал, необходимый для работы, хранится в шкафу и всегда доступен детям.

Основным материалом для работы служит соленое тесто. Для его приготовления использую: 2 стакана муки,1 стакан мелкой соли, воду, клей ПВА. Рабочий стол освобождаю от посторонних предметов и застилаю клеенкой. Кроме того, использую рабочую доску. На стол ставлю стакан с водой.

Положительным воспитательным моментом является то, что я леплю вместе с детьми, они ориентируются на меня, как на образец. Метод демонстрации личного творчества использую как можно чаще.

Методика проведения специальных занятий (кружок) по лепке из соленого теста с детьми 4-5 лет мало отличается от лепки из традиционных материалов. Задачи и психолого-педагогические условия их формирования представлены во всех программах дошкольного образования.

Изучив исследования психологов и педагогов, я решила выявить возможности лепки из соленого теста как способа развития детского творчества. Экспериментальная работа проводилась в МБДОУ «Детский сад №88» «Дюймовочка» в средней группе «Сказка» в течении 1 года.

Количественный состав – 25 детей.

Цель эксперимента: выявить интерес к лепке из соленого теста, технические умения, способность проявить творчество детей 4-5 лет.

В эксперименте применялась диагностика детского творчества, разработанная Тамарой Семеновной Комаровой.

В кружковой работе я использую разнообразный материал. Занятия развивают наблюдательность у детей, их чувственный мир, расширяют кругозор и обогащают практический опыт общения с окружающим миром, наполняют восприятие и воображение.

Способы выполнения лепки из соленого теста позволяют ребенку приобрести знания не только в области данного предмета, но и знания о бытовом окружении, приобрести навыки по самообслуживанию и взаимопомощи.

Составление лепных композиций из соленого теста интересная деятельность, которая очень богата по разнообразию многовариативности в технике исполнения. Она способна увлечь и активизировать детей. Таким образом, лепка является средством формирования и развития творчества у детей младшего дошкольного возраста. Она развивает собственную активность, любознательность, коммуникативность, оригинальность мышления, трудоспособность, а также развивает чувство ритма, цвета, формы, словом все то, что необходимо творческому человеку. Лепка из соленого теста доступна дошкольникам – это способ детского самовыражения. Ребенок выражает свое отношение к тому, что его окружает и рассказывает о том, что он чувствует. Система кружковой работы по лепке обеспечивает систематическое обращение к эмоциональной сфере ребенка – осознанию им собственных чувств.

Выделенные критерии объединили в две группы: первая применяется при анализе продуктов деятельности, вторая – при анализе процесса деятельности. Обе группы тесно связаны между собой и позволяют охарактеризовать деятельность и ее продукты.

Анализ продукта деятельности.

1. Содержание изображения (полнота изображения образа).

В этом критерии не выделяются показатели уровня. Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребенком изображения. В последующих критериях выделяются показатели, позволяющие определить уровень овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям.

2. Передача формы:

• форма передана точно;

• есть незначительные искажения;

• искажения значительные, форма не удалась.

3. Строение предмета:

• части расположены верно;

• есть незначительные искажения;

• пропорции предмета переданы неверно

4. Передача пропорций предмета в изделии:

• пропорции предмета соблюдаются;

• есть незначительные искажения;

• пропорции предмета переданы неверно.

5. Композиция

В этом критерии более полная и точная характеристика овладения детьми композицией двух групп показателей:

а) расположение фигур:

• по всей доске;

• не продумана, носит случайный характер;

б) соотношение по величине разных изделий, составляющих сюжет:

• соблюдается пропорциональность в изделии разных предметов;

• есть незначительные искажения;

• пропорциональность разных предметов передана неверно.

6. Оригинальность изображения.

В этом критерии отражена передача реального цвета предметов, творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение с цветом.

Цветовое решение изображения:

• передан реальный цвет предметов;

• есть отступление от реальной окраски;

• цвет предметов передан неверно.

Анализ процесса деятельности.

1. Характер лепки.

В соответствии с проведенным исследованием по формированию у детей ручной умелости этот критерий включает лепку:

• по частям;

• из целого куска;

• комбинированным способом.

2. Регуляция деятельности.

В этом критерии выделены 3 группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности:

1) отношение к оценке взрослого:

• адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки;

• эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале – радуется, темп работы увеличивается, при замечании деятельность замедляется или вовсе прекращается);

• безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);

2) оценка ребенком созданного им изображения:

• адекватна;

• неадекватна (завышенная, заниженная);

• отсутствует;

3) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относится к:

• предложенному заданию;

• процессу деятельности;

• к продукту собственной деятельности.

3. Уровень самостоятельности:

• выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;

• требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;

• необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого.

4. Творчество:

• самостоятельность замысла;

• оригинальность изображения;

• стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

Оценка детских работ по критерию «творчество» носит не количественный, а качественный характер.

Оценка дается по трехбалльной системе: первый – 3 балла, второй – 2 балла, третий – 1 балл.

Публикации по теме:

«Соленое чудо»«Соленое чудо» В своем детском саду я веду кружок по тестопластике "Соленое чудо". В наши дни лепка из соленого теста стала очень популярным занятием.

Подарок для любимой мамочкиПодарок для любимой мамочки Уважаемые коллеги! В современном мире высоко ценятся изделия, выполненные своими руками. Соленое тесто - чудесный материал для этого. Пластичный,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кружок «Тили-тили! Тесто!!!»
Опубликовано: 22 марта 2015 в 15:26
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД