татьяна шафоростова
Кружок «В мире звуков» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Для овладения грамотой, то есть первоначальными
навыками чтения и письма, прежде всего
необходимо достаточное развитие
фонематического слуха произносительной
стороны речи, что служит основой овладения
навыками звукобуквенного анализа.
А. Р. Лурия
Программа «Обучение грамоте» составлена на основе авторской парциальной программы «Подготовка к обучению грамоте» М. Д. Маханева для детей 5-7 лет с учетом ООП «МКДОУ «Детский сад №19 «Звездочка» станицы Зольской. Образовательная программа направлена на развитие звуковой стороны речи детей в соответствии с их возрастными возможностями, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе.
Публикация «Кружок „В мире звуков“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
Актуальность. Детство – это процесс взросления, это жизнь человека, переходящего из одного качественного состояния в другое, более высокое. В широком понимании все дошкольное детство подготавливает переход на новую ступень развития. Перед дошкольником откроются двери школы, он вступит в «Эру восхождения к социальной зрелости» (А. В. Петровский). Если ребенок, ушедший в школу, в первом классе не справляется с заданием по разделу обучение грамоте, не осознает, что звук произносится, а буква пишется, слова состоят из слогов, из слов можно составить предложения и т. д., то естественно у него возникают трудности. Ребенок уже не хочет учиться в школе. Львиная доля учебных трудностей ребенка в 1-2 классах является следствием «хвостов» в дошкольном возрасте, а следовательно и родительских упущений. Необходимо помнить, что обучение рассматривается как двусторонний процесс, в котором педагог носитель знаний и опыта и как организатор обучения считается доминирующей фигурой.
Цель кружка : развитие звуковой стороны речи, ознакомление со знаковой системой языка.
Основные направления работы кружка :
- Развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи;
- Развитие навыков звукобуквенного анализа слов;
- Развитие ручной умелости и графо -моторных навыков;
- Развитие мыслительных операций, моделирование артикуляции звуков;
- Формирование интереса к чтению.
Задачи:
1. Формирование интереса к процессу обучения.
2. Развитие звуковой культуры речи.
3. Умение проводить звуковой анализ и синтез слов, сравнение слов по
звуковому составу.
4. Развитие умений говорить и слушать других людей.
5. Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи, к речи
окружающих.
6. Обогащение словарного запаса детей.
7. Усвоение единиц языка: звук, слог, слово, предложение.
Ожидаемые результаты
К концу курса дети могут:
Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
Выделять слова в предложении, определять их место.
Составлять предложение с заданным словом.
Делить слова на слоги, считать слоги в слове.
Составлять слова из готовых слогов.
Знать, что в слове один слог – главный, ударный.
Иметь представление о классификации звуков (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой).
Проводить звуковой анализ слов из 3 – 5-ти звуков.
Понимать и различать понятия «звук» и «буква».
Читать простые по звукобуквенному составу слова.
Программа рассчитана на детей 6-7 лет. Программа реализуется за рамками основной образовательной деятельности. Количество занятий – 1 раз в неделю. Продолжительность –30 минут. Предлагаемый цикл занятий способствует развитию звуковой культуры речи, фонематического слуха, звукобуквенного анализа, также развитию внимания, мышления, памяти. Программа развивает интерес и способности к чтению.
Перспективное планирование кружковой работы «Обучение грамоте»
Дата Тема Задачи
Занятие 1. Гласный звук [а], буква А, а с. 19
Познакомить детей со звуком [а] и буквами А, а; учить выделять звук из ряда других звуков и слов; учить печатать буквы А, а; учить штриховать; развивать фонематический слух, мелкую моторику.
Занятие 2. Гласный звук [о], буква О, о с. 22
Занятие 2. Гласный звук [о], буква О, о с. 22
Занятие 3. Гласный звук [ы], буква ы с. 25
Познакомить детей со звуком [ы] и буквой ы; закрепить навыки правильного произношения звуков в слогах, словах, предложениях; анализ и синтез прямого слога.
Занятие 4. Гласный звук [и], буква И, и с. 28
Занятие 4. Гласный звук [и], буква И, и с. 28
Занятие 5. Гласный звук [у], буква У, у с. 31 Учить выделять звук [у] из речи; познакомить с буквами У, у; развивать фонематический слух; развивать мелкие мышцы рук; учить общению в коллективе.
Занятие 6. Согласные звуки [н], [н’], буква Н, н с. 33
Дать понятие согласный звук; познакомить с твердым и мягким звуками [н] - [н’]; ввести понятие «слог»; развитие фонематического слуха; развивать речь, мелкую моторику.
Занятие 7. Согласные звуки [м], [м’], буква М, м с. 35
Познакомить с твердым и мягким звуками [м] - [м’]; ввести понятие «слог»; развитие фонематического слуха; развивать речь, мелкую моторику.
Занятие 8. Согласные звуки [т], [т’], буква Т, m с. 38
Познакомить с твердым согласным звук [т], мягким согласным звук [т’], с буквами Т, т; учить различать их на слух и на письме; развивать речь, мелкую моторику; мимику; ритмическую сторону речи.
Занятие 9. Согласные звуки [к], [к’], буква К, к с. 39
Познакомить с твердым согласным звук [к], мягким согласным звук [к’], с буквами К, к; учить различать их на слух и на письме; развитие фонематического слуха; развивать речь, мелкую моторику.
Занятие 10. Согласные звуки [р], [р’], буква Р, р с. 42
Продолжить знакомить с понятием согласные звуки; познакомить с понятием твердый согласный звук [р], мягкий согласный звук [р’], с буквами Р, р; развитие фонематического слуха; развивать речь, мелкую моторику.
Занятие 11. Согласные звуки [л], [л’], буква Л, л с. 44
Продолжить знакомить с понятием согласные звуки; познакомить с понятием твердый согласный звук [л], мягкий согласный звук [л’], с буквами Л, л; учить слушать друг друга и взрослого.
Занятие 12. Согласные звуки [в], [в’], буква В, в с. 45
Познакомить с твердым согласным звук [в], мягким согласным звук [в’], с буквами В, в; учить различать их на слух и на письме.
Занятие 13. Согласные звуки [в], [в’], буква Д, д с. 45
Познакомить с твердым согласным звук [д], мягким согласным звук [д’], с буквами Д, д; учить различать их на слух и на письме.
Занятие 14. Согласные звуки [с], [с’], буква С, с с. 47
Познакомить с твердым согласным звук [с], мягким согласным звук [с’], с буквами С, с; учить различать их на слух и на письме; развитие фонематического слуха; развивать речь, мелкую моторику рук.
Занятие 15. Согласные звуки [п], [п’], буква П, п с. 50
Познакомить с твердым согласным звук [п], мягким согласным звук [п’], с буквами П, п; учить различать их на слух и на письме; развитие фонематического слуха; развивать речь.
Занятие 16. Согласные звуки [з], [з’], буква 3, з с. 51
Познакомить с твердым согласным звук [з], мягким согласным звук [з’], с буквами З, з; учить различать их на 1. Повторение: - пальчиковая гимнастика - чтение чистоговорок; 2. Работа по теме: С. 57 слух и на письме; развитие фонематического слуха; развивать речь, мелкую моторику рук.
Занятие 17. Согласные звуки [б], [б’], буква Б, б с. 52
Продолжить знакомить с понятием согласные звуки; познакомить с понятием твердый согласный звук [б], мягкий согласный звук [б’], с буквами Б, б; развитие фонематического слуха; развивать речь, мелкую моторику рук.
Занятие 18. Согласные звуки [д], [д’], буква Д, д с. 55
Познакомить с твердым согласным звук [д], мягким согласным звук [д’], с буквами Д, д; учить различать их на слух и на письме.
Занятие 19. Согласный мягкий звук [й’], буква Й, и с. 57
Познакомить детей с согласным звуком [й’]; учить писать буквы Й, й; развивать мелкую моторику, ритмическую сторону речи.
Занятие 20. Буква Я,я — показатель мягкости согласных звуков с. 60
Занятие 21. Согласные звуки [г], [г’], буква Г, г с. 63
Продолжить знакомить с понятием согласные звуки; познакомить с понятием твердый согласный звук [г], мягкий согласный звук [г’], с буквами Г, г; чтение слогов – слияние с буквой г; развитие фонематического слуха; развивать речь, мелкую моторику рук.
Занятие 22. Согласный мягкий звук [ч’], буква Ч, ч с. 65
Познакомить мягким согласным звук [ч’], с буквамиЧ, ч; учить различать их на слух и на письме; развитие фонематического слуха; развивать речь.
Занятие 23. Согласный твердый звук [ш], буква Ш, ш с. 68
Повторить с детьми пройденный материал; познакомить с новым согласным звуком [ш] и буквами Ш, ш.
Занятие 24. Гласный звук [э], буква Э, э с. 70
Познакомить детей со звуком [э] и буквами Э, э; учить выделять новый звук из ряда гласных.
Занятие 25. Буква Е, е — показатель мягкости согласных звуков с. 72
Познакомить с гласными буквами Е, е, Ё,, показать, что в начале слова и после гласных они обозначают два звука [йэ] и т. д., а после согласных звук [э] и т. д. и обозначают мягкость согласного звука; развивать речь детей.
Занятие 26. Согласный твердый звук [ж], буква Ж, ж с. 75
Повторить с детьми пройденный материал; познакомить с новым согласным звуком [ж] и буквами Ж, ж.
Занятие 27. Согласные звуки [х], [х’], буква X, х с. 78
Познакомить с твердым согласным звук [х], мягким согласным звук [х’], с буквами Х, х; учить различать их на слух и на письме; развивать речь.
Занятие 28. Буква Ю, ю в начале слова с. 79
Занятие 29. Буква Ю, ю — показатель мягкости согласных звуков с. 80
Занятие 30. Обследование детей на конец года с. 82
Оборудование кружковой деятельности :
• демонстрационный материал по всем разделам содержания Программы;
• раздаточный материал на каждого ребенка;
• карточки букв;
Методическое обеспечение кружковой деятельности :
- Методическое пособие «Подготовка к обучению грамоте». М. Д. Маханева
Москва. ТЦ Сфера 2007г.
- Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет «Подготовка к обучению грамоте». М. Д. Маханева
Москва. ТЦ Сфера 2014г