Юлия Матюхова
Куклотерапия, как средство коррекции проявления раннего детского аутизма.
Куклотерапия, как средство коррекции проявления раннего детского аутизма
На сегодняшний день не теряет своей актуальности инклюзивное образование для оказания эффективной коррекционной помощи для детей с нарушениями в психическом развитии, в том числе с синдром раннего детского аутизма (РДА) и аутоподобным поведением.
Остановимся на данном заболеванием более подробно. Как известно, для детей с РДА характерны качественные нарушения в сфере социального взаимодействия, что значительно затрудняет общение этих детей с окружающими людьми, и, в свою очередь, препятствует их социальной адаптации и интеграции в общество. Также у детей отмечается множество проблем в поведении. Наиболее очевиден активный негативизм, под которым понимается отказ от совместной деятельности, отказ от обучения ситуаций произвольной организации. Проявления негативизма могут сопровождаться усилением аутостимуляций, физическим сопротивлением, агрессией, самоагресией, ещё большим "уходом в себя" (со стороны может показаться, что ребёнок вас не видит или не слышит).
Публикация «Куклотерапия, как средство коррекции проявления раннего детского аутизма,» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Куклотерапия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Нарушения социального взаимодействия отличают расстройства ауитистического спектра от остальных расстройств развития. Ребёнок с аутизмом неспособен к полноценному социальному общению и зачастую не может, подобно обычным людям, интуитивно почувствовать состояние другого человека. Речевое развитие детей с аутизмом также отличается своеобразием. Темп развития речи неравномерен и асинхронен. Речь не используется в коммуникативных целях.
Именно эти нарушения развития детей являются одним из главных проблем, которые необходимо решать специалистам и родителям, ведь успешная социализация ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе вряд ли возможна без умения устанавливать и поддерживать контакты с окружающими. И наиболее остро проблема формирования и развития коммуникативных навыков стоит в отношении детей, у которых нарушение общения является ведущим симптомом- это дети с ранним детским аутизмом.
Более того, сама специфика этого нарушения, его симптомы подсказывают пути коррекции. У детей с РДА, как известно, развито воображение и творчество, на наш взгляд, просто необходимо лицам данной категории для реализации заложенного природой потенциал в такой форме, чтобы воображение помогало развитию коммуникативных навыков и, в конечном счете, способствовало социальной адаптации. Такой подход возможен в условиях использования куклотерапии.
Куклотерапия- это раздел частной психотерапии (арттерапии, использующий в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклу как промежуточный объект взаимодействия ребёнка и взрослого.
Цель куклотерапии в работе с данной категорией детей- развитие навыков общения, адаптация ребёнка в группе сверстников, дальнейшая социализация в обществе.
Игра является для ребёнка тем же, чем речь- для взрослого. Это средство для выражения чувства, исследования отношений и самореализации. Детская игра полна смысла и важна для ребёнка, так как через игру становятся доступными те области, где им трудно найти слова.
В качестве основного приёма коррекционного воздействия в куклотерапии используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребёнка и взрослого. Одевая на руку куклу, ребёнок "передаёт" ей с радостью свои лучшие чувства, забывая о проблемах и страхах, открывая в себе скрытые резервы. Именно в этом удивительном перевоплощении состоит основной принцип куклотерапии, принцип "переноса доминанты".
Важно понимать, что работа с детьми с использованием метода куклотерапии необходимо проводить совместно с родителями.
Таким образом, в заключении можно отметить, что куклотерапия- это увлекательная и доступная форма работы с детьми, оптимальная возможность коррекции поведения, гармонизации личности детей с проблемами через развитие способностей самовыражения и самопознания.
Литература:
Выготский Л. С. Психология развития ребёнка. М. :Эксмо,2003.
Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике \ Сост М. А. Поваляева. Феникс 2006.
.Чебанян Г. Г., Красикова А. Р. Куклотерапия в коррекционной и лечебной педагогике // Феникс,2002.